О ключевых решениях, принятых ФСИН России после громкой истории с избиением осужденного в ярославской колонии, снятым на видео, о первых результатах проверок и о том, что меняется в системе исполнения наказаний, в интервью ТАСС рассказал заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Максименко.
— Завершилась ли проверка в ярославской колонии №1 и каковы ее результаты?
— По факту незаконного применения к осужденному Макарову сотрудниками ИК-1 физической силы и специальных средств расследуется уголовное дело, и оценку в итоге даст суд. Все 18 сотрудников, запечатленных на видео, были отстранены от исполнения своих должностных обязанностей и уволены из рядов уголовно-исполнительной системы.
В связи с тем, что исследование обстоятельств происшествия ярославским УФСИН не было проведено полно, объективно и всесторонне, директором службы принято решение об отмене результатов служебной проверки и назначении в отношении руководства УФСИН России по Ярославской области и членов комиссии дополнительной проверки представителями центрального аппарата ФСИН России, которая в настоящее время еще не завершена.
— Бороться с такими явлениями предлагается с более широким применением видеорегистраторов?
— Хочу подчеркнуть, что это только одна из мер. В распоряжении директора ФСИН, изданном после этой громкой истории, содержится целый комплекс мер, направленных на то, чтобы искоренить факты превышения полномочий сотрудниками в работе с наиболее сложными осужденными, которые за нарушения режима попадают в ШИЗО (штрафные изоляторы), помещения камерного типа и т.д.
Во-первых, от начальников учреждений потребовали принять зачеты у сотрудников оперативных, режимных и воспитательных служб на знание требований закона. Психологам поручено провести тренинги на умение реагировать на провоцирующее поведение осужденных. К несению службы в запираемых помещениях должны назначаться только наиболее подготовленные сотрудники. Я не буду перечислять все пункты распоряжения, но мы обратились и к правозащитникам, в том числе в Совет при президенте по правам человека, чтобы и они представили свои предложения.
По поводу видеорегистраторов хочу добавить, что директором ФСИН дано указание ввести новые устройства. Если помните, на второй видеозаписи из ярославской колонии, где заключенных заставляли бегать по коридору (кстати, ее мы выявили в ходе проверки комиссией центрального аппарата и 14 августа передали следователям), один из сотрудников говорит: "Я видеонаблюдение отключил (даже видно, как он его отключает), мы сейчас проведем "воспитательную" процедуру, а потом не забудьте мне напомнить, чтобы я его включил снова".
Так вот, теперь видеорегистраторы, которые должны применяться при контакте с заключенными во всех СИЗО и исправительных учреждениях, будут новой модели — человек не сможет ни отключить, ни перемотать, ни вырезать ничего из записи. При каждом учреждении будет специальный отдел, где видеорегистраторы будут храниться в опечатанном виде. Сотрудник, заступая на смену, будет получать у инженера уже включенный видеорегистратор, и весь его рабочий день, пока он будет находиться в колонии, все его общение с заключенными, с другими сотрудниками, все, что он делает, будет записываться. Покидая колонию, он сдает регистратор, инженер переносит видеозапись на сервер, и она будет храниться достаточно большой срок. А записи о применении силы и спецсредств будут храниться вечно. То есть и через десять лет поднимем видеозапись, если выявится нарушение.
Мы уже провели переговоры с компаниями, которые поставляют нам видеорегистраторы, они готовы внести технические изменения, причем сделают это бесплатно, по уже имеющимся контрактам на поставки. Из них технически будет невозможно вытащить флешку, что-то переписать или подредактировать. Конечно, для хранения записей потребуются новые серверы, но мы найдем такую возможность.
— Насколько будут защищены видеозаписи?
— Второе новшество, которое будет введено в самое ближайшее время, — учреждения и территориальные органы будут лишены права администрировать компьютерные сети с видеозаписями. По распоряжению директора ФСИН до конца года мы сделаем так, что ни одна колония, ни один территориальный орган в лице руководства УФСИН не сможет отключить видеозапись ни на одну минуту ни в одной колонии, ни в одном помещении. Все это будет замыкаться на центральный аппарат ФСИН. Технически такая возможность есть. Если где-то в каком-то помещении выключается видеокамера либо перестает работать, об этом сразу в режиме онлайн будет идти сигнал в центральный аппарат.
Принцип работы такой же, как у банков с банкоматами: есть несанкционированное вскрытие банкомата — сразу срабатывает сигнализация. Таким образом, мы сделаем так, что никто в колонии не сможет стереть, отключить, скорректировать записи — ни руководитель территориального органа, ни колония, ни сотрудники отключить больше ничего не смогут. Если камера будет ломаться или что-то с ней будет происходить, то ответственные сотрудники будут за это наказаны вплоть до увольнения.
И третье. Есть указание директора службы, чтобы в помещениях наших исправительных учреждений и СИЗО, где находится спецконтингент, как можно больше поставить видеокамер. Все свободные деньги мы будем направлять на усиление видеонаблюдения по всем колониям и СИЗО. Мы сделаем так, чтобы метра свободной площади, не охватываемой видеокамерой, не было. И здесь хороший пример — Москва: после того как город наводнили видеокамерами, люди стали меньше допускать нарушений на дорогах.
— После ярославской истории было дано поручение во всех территориальных органах создать комиссии и проверить факты применения силы и спецсредств за годовой срок. Есть ли уже результаты?
— Эти проверки были проведены. В Москву из территориальных органов пришли ответы, что нарушений не выявлено. Мы решили это перепроверить. В те территориальные органы, по которым у нас была информация, что там могли нарушаться права заключенных, были направлены комиссии. В 42 случаях нарушения подтвердились, были выявлены видеозаписи и другие материалы, которые свидетельствовали о том, что наши сотрудники вели себя как минимум ненадлежащим образом. Одна из них — это вторая видеозапись по ярославской колонии, которая недавно появилась в СМИ. После опросов сотрудников мы передали все материалы в Следственный комитет. Есть там состав преступления или нет — оценку дадут следователи.
Но такие поступки не украшают наших сотрудников, никто не имеет права так поступать. Все, кто фигурировал в новой ярославской видеозаписи, будут уволены. Как и те, кто запечатлен на других записях, которые мы выявили.
Следственный комитет провел следственные мероприятия по уголовному делу о противоправных действиях в отношении осужденного Евгения Макарова, а точнее — его избиении и издевательствах, но директором службы дано указание проверить все еще более досконально. Работа идет, и не только в Ярославле. И то, что мы не кричим на каждом углу о ее результатах, не значит, что мы не работаем. 42 материала за последние две недели переданы в следственные органы по случаям, как мы считаем, недостойного поведения наших сотрудников, где они превышают свои полномочия или унижают достоинство заключенных. Более предметно даст оценку следствие. Но мы эти факты не скрываем.
— В этом году число осужденных в колониях впервые в новейшей истории стало менее полумиллиона человек. ФСИН использовала этот шанс, чтобы оптимизировать свою структуру и не отправлять заключенных в дальние дали?
— Благодаря изменению уголовной политики государства с 2000 года число осужденных в исправительных учреждениях сократилось более чем на 200 тыс. человек и сегодня составляет 484 тыс. человек. Это позволило нам оптимизировать использование свободных мест, в том числе за счет изменения видов режима колоний. За пять лет вид режима был изменен в 48 учреждениях, и мы смогли обеспечить размещение осужденных в исправительных учреждениях общего и строгого режима по месту их жительства до ареста либо максимально приближенное к нему. Безусловно, это важно.
И одновременно проводим планомерную работу по выводу исправительных учреждений из труднодоступных и малонаселенных мест, куда даже сложно доехать. Только с 2011 года ликвидировано 93 исправительных учреждения. Одновременно с этим сократился и личный состав.
— Недавно скончался Юсуп Темерханов, осужденный за убийство экс-полковника Юрия Буданова. Адвокаты говорят, что не успели оформить его медосвидетельствование на предмет возможности отбывать наказание. То есть механизм освобождения по состоянию здоровья дает сбои?
— Юсуп Темерханов страдал хроническим заболеванием, не включенным в перечень заболеваний, по которым он мог быть освобожден от наказания в связи с болезнью.
Но сам механизм освобождения при наличии тяжких заболеваний работает. В 2017 году из 4191 осужденного, представленного в суд для освобождения в связи с болезнью, освобожден 2341 человек. Это на 38,7% больше по сравнению с 2016 годом. За шесть месяцев этого года освобождено по состоянию здоровья 1178 человек. Здесь тоже рост почти на 20%.
В мае прошлого года перечень был приведен в соответствие с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, и расширен с 41 до 57 заболеваний.
— В прошлом году ФСИН опробовала в Москве возможности телемедицины. Этот проект продолжится?
— Продолжается. Практика телемедицинских консультаций началась у нас с сентября 2017 года в СИЗО-1 УФСИН по Москве, более известном как "Матросская Тишина". За это время порядка 200 человек, находившихся на стационарном лечении в больнице при СИЗО, дистанционно через лечащего врача получили консультации эндокринологов, неврологов, кардиологов, специалистов по ВИЧ-инфекции. Понятно, что мы не можем держать в штате узких специалистов всех профилей, хотя у нас неплохие врачи.
На сегодняшний день мы создали рабочую группу по изучению возможности создания медицинской информационной системы ведомства. Если удастся ее запустить, то мы сможем проводить телемедицинские консультации и в других регионах. Главный плюс — это позволяет существенно сократить сроки консультирования осужденных и подследственных врачами-специалистами государственной системы здравоохранения.
Я уверен, что это одно из перспективных направлений. С учетом постоянно возрастающих требований к охране здоровья граждан РФ развитие пенитенциарной медицины последние годы направлено на повышение доступности медицинской помощи.
— Идея переноса знаменитой "Бутырки" за пределы центра Москвы канула в Лету?
— В этом году правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018–2026 годы", где предусмотрено строительство нового следственного изолятора в Москве на 2000 мест. Говорить о каких-либо мероприятиях по передислокации московского СИЗО-2 из здания Бутырской тюрьмы можно будет только после ввода в эксплуатацию нового следственного изолятора.
— Действительно, что усиление борьбы с коррупцией требует открыть еще несколько колоний для бывших сотрудников правоохранительных органов?
— На протяжении последних лет численность осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов увеличивалась, особенно в колониях строгого режима. Как известно, они отбывают наказание отдельно от других осужденных. В 2018 году создано три новых исправительных учреждения для этой категории осужденных. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе 20 исправительных учреждений для размещения бывших сотрудников правоохранительных органов, в том числе 11 колоний строгого режима, четыре — общего.
— По данным правозащитников, в 2012–2017 годах ЕСПЧ вынес 56 решений по делам о неоказании надлежащей медпомощи в учреждениях ФСИН России и взыскал почти миллион евро компенсаций. Позволит ли новая ФЦП исправить ситуацию?
— В настоящее время число мест в стационарах медико-санитарных частей ФСИН России позволяет своевременно оказывать специализированную медицинскую помощь больным с патологией различных органов и систем. Одна из проблем — многие медпункты и больницы размещены в зданиях постройки середины прошлого века. Там значительный износ зданий, инженерных коммуникаций, что приводит к несоответствию современным требованиям санитарного законодательства.
В связи с этим к 2026 году благодаря федеральной целевой программе планируется ввести новые объекты амбулаторно-поликлинического и стационарного профиля, что позволит создать лучшие условия для лечения и реабилитации больных, закрепить достигнутую положительную динамику уменьшения смертности и заболеваемости социально значимыми заболеваниями.
— Очень позитивно было воспринято принятие закона "день за полтора" — о зачете пребывания в СИЗО в срок приговора. Только из тех, кто уже отбывает наказание, под него попадут более 100 тыс. заключенных?
— Хочу чуть поправить эту цифру — по уточненным данным территориальных органов ФСИН, новый закон коснется более 90 тыс. осужденных, уже отбывающих наказание в виде лишения свободы. В том числе 81,1 тыс. — в колониях общего режима и 8,1 тыс. — в колониях-поселениях. Из них 14 тыс. сразу выйдут на свободу, остальным будет сокращен срок приговора.
По состоянию на 22 августа в суды уже направлены материалы в отношении 58,7 тыс. осужденных, рассмотрено 3963 материала. 1369 осужденных вышли на свободу, 2594 снижен срок наказания. Но ведь закон будет действовать и для всех последующих осужденных.
— Насколько в реальности сократятся сроки для тех, кто под него попадает?
— Срок содержания в СИЗО до передачи уголовного дела в суд зависит от тяжести преступления. Максимальный срок, если не брать особо тяжкие преступления, — до 12 месяцев. После передачи дела в суд до вынесения приговора срок содержания под стражей — до шести месяцев, но он может продлеваться. Таким образом, общий срок пребывания в СИЗО может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от сложности уголовного дела и других обстоятельств.
Поэтому сложно говорить о том, сколько в среднем человек находится в СИЗО. Поскольку закон распространяется в основном на осужденных за нетяжкие преступления или преступления средней тяжести, которые должны раскрываться быстро, то их срок содержания под стражей относительно непродолжительный. Вот и считайте, что в среднем новая норма закона может сократить сроки лишения свободы на полгода-год.
— Кстати, во сколько обходится государству один день содержания осужденного в колонии?
— Здесь нет определенной цифры. Нормативно-подушевое финансирование содержания лиц законом не предусмотрено. Если брать конкретное учреждение, то надо высчитать затраты на питание, одежду, коммунальные услуги, соблюдение режимных требований, условий содержания, медицину, затраты на ведение сельского хозяйства, которое позволяет за счет собственных продуктов экономить бюджетные деньги, и многое другое.
Цифру можно назвать очень приблизительно — непосредственные расходы федерального бюджета на содержание одного осужденного в месяц составляют в среднем 4800 рублей, или 57,6 тыс. рублей в год. Но, опять же, эта цифра относительна.
Беседовал Александр Шашков