10 сентября 2018, 09:00
Интервью

Эксперт: за убийством Александра Захарченко "хайли лайкли" стоит Киев

Валентин Спринчак/ ТАСС
Алексей Чеснаков рассказал ТАСС, как обстоит ситуация в провозглашенной Донецкой народной республике после убийства ее главы Александра Захарченко и кто победит на выборах в Донбассе

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков рассказал в интервью ТАСС, как обстоит ситуация в провозглашенной Донецкой народной республике после убийства ее главы Александра Захарченко, кто победит на выборах в Донбассе, будут ли в ближайшее время переговоры "нормандской четверки" и когда спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер встретится с помощником президента РФ Владиславом Сурковым.

— Неделю назад в Донецке был убит лидер ДНР Александр Захарченко. Как эта трагедия отразится на внешней и внутренней политике ДНР?

— Уверен, что существенных изменений чисто политического свойства не произойдет. Авторитет Захарченко в местном обществе так высок, что и после его гибели еще долго будет направлять ход событий. То, что он сделал и то, что планировал сделать, предопределяет будущее Донбасса на много лет. Курс на укрепление независимых политических институтов продолжится. Во внешней политике сохранится пророссийский вектор и приверженность минским соглашения. Ведь Денис Пушилин, возглавивший теперь республику, сам стоял у ее истоков и с самого начала участвовал в минских переговорах, являясь по сути их соавтором.

Определенные изменения, надеюсь, произойдут в экономике. Не секрет, что по необходимости очень много времени уделяя делам сугубо военным, Александр Захарченко оставлял вопросы экономики разного рода доверенным лицам, которые, как часто бывает, его доверием, увы, злоупотребляли. Проще говоря, воровали. Вот тут надо наводить порядок. Деньги должны идти на нужды простых людей, а не в карманы министров.

Почему Народный совет так поспешно назначил выборы главы и депутатов республики на 11 ноября, хотя недавно высшие должностные лица ДНР размышляли о целесообразности продления полномочий главы и парламента и переносе выборов по крайней мере на год?

— Выборы назначены, потому что этого требуют законы ДНР и общественное мнение. Сомнения действительно были, не хотели лишний раз раздражать Ангелу Меркель. Но после убийства Захарченко западные столицы фактически отмолчались. И это молчание в Донецке восприняли как знак согласия Запада с террористическими методами киевского режима. Естественно, это вызвало возмущение жителей Донбасса. Здесь теперь никто даже слышать не хочет аргументы типа "давайте не раздражать западных партнеров".

Вы полагаете, что за убийством Захарченко стоит Киев?

— Лично я не следователь, чтобы что-то в данном случае предполагать. Но, как говорят в Донецке и Горловке, "хайли лайкли" это Киев. И кто разубедит возмущенных людей? Борис Грызлов (полномочный представитель России на переговорах в Минске — прим. ТАСС) предложил на контактной группе провести международное расследование этого зверства. В ответ тишина.

Выборы состоятся? Не придется ли их отменить под угрозой новых санкций?

— Выборы состоятся. Это очевидно. И не только в ДНР, но и в ЛНР.

Специальных санкций именно и отдельно из-за выборов не будет. Ведь эти выборы, строго говоря, не нарушают минских соглашений. Комплекс мер, подписанный в Минске, регулирует только муниципальные выборы в Донбассе. Ни в ДНР, ни в ЛНР муниципальные выборы ни разу не проводились и пока не планируются. Это нехорошо для местной демократии, но им приходится с этим мириться, поскольку республики взяли перед "нормандской четверкой" (Россия, Украина, ФРГ, Франция) и ОБСЕ обязательство провести муниципальные выборы только по согласованным в контактной группе правилам. А выборы глав и Народных советов ДНР и ЛНР не являются муниципальными, поэтому никак с минским процессом не связаны и формально ему не противоречат.

Кто, по вашим прогнозам, победит на выборах?

— Террор не разделил, не напугал народ Донбасса. Наоборот, сплотил. Поэтому с вероятностью в 99% можно предсказать победу Дениса Пушилина в ДНР и Леонида Пасечника в ЛНР. В парламентах республик получат большинство их сторонники.

 А как же другие возможные кандидаты? Бывший секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский, например. Или тот же Дмитрий Трапезников, который был назначен и.о. главы республики после гибели Александра Захарченко? Называют в качестве кандидата даже вдову Захарченко...

— Названные вами люди пока не кандидаты. Если им нравится лозунг школьных соревнований "не победа, а участие", они могут, конечно, попытаться. Но шансы ничтожны.

Что касается Натальи Владимировны Захарченко, об этом стоит сказать отдельно как о примере запредельного цинизма со стороны некоторых бывших приближенных покойного главы ДНР.

Втеревшись к нему в доверие, они занимались при его жизни хищениями, "отжимали", выражаясь на их криминальном жаргоне, чужое имущество.

Сейчас они разбежались кто куда, боясь наказания. И пытаются, пользуясь тяжелым эмоциональным состоянием вдовы Александра Владимировича, впутать ее в политические дрязги, чтобы прикрывать ее именем свои темные дела. Это омерзительно и бесперспективно.

 О минских соглашениях все чаще говорят, что они мертвы, а если и живы, то зашли в тупик. Вы согласны с такой точкой зрения?

— Не согласен. Они работают хотя бы потому, что даже те, кто заявляет, что они в тупике, при этом всегда добавляют, что альтернативы им нет. Может быть, на их реализацию уйдет год, может быть, полвека, но они будут реализованы, Донбасс получит причитающиеся ему по этим соглашениям элементы государственности, договорные отношения с Киевом и долгожданный мир.

 В октябре истекает срок действия закона об особом статусе Донбасса. На Украине говорят, что проголосовать в Раде за его продление будет проблематично. Если он прекратит действовать, тогда что?

— Он и не начинал действовать. Украина сразу блокировала его, прямо нарушив комплекс мер 2015 года. Вообще, особый статус по минским соглашениям должен быть постоянным, а не временным.

Если не продлят, то реакция Донбасса будет очень болезненной. Это для них будет еще один симптом паталогической недоговороспособности Киева. ДНР и ЛНР станут еще более несговорчивыми, о какой бы то ни было миссии ООН в Донбассе, даже в мягком российском варианте, придется забыть.

Что касается России, то она не видит тут значительной проблемы. Наши кураторы украинского направления прекрасно понимают, что нынешний киевский режим итак не будет выполнять минские соглашения. Как и то, что Украине рано или поздно все же придется принять закон об особом статусе, так как его положения - о народной милиции, подчиненной местным властям, о договорных отношениях с Киевом, о русском языке и т. д. - прямо прописаны в комплексе мер и закреплены резолюцией Совбеза ООН. Продлят, не продлят, а делать все равно придется, никуда не денутся.

 Будет встреча помощника президента РФ Владислава Суркова и представителя Госдепа Курта Волкера?

— В обозримом, то есть, возможно, довольно отдаленном будущем, может быть, да. Насколько я знаю, в январе в Дубае Курт Волкер предложил Владиславу Суркову идею поэтапного развертывания миссии ООН на юго-востоке Украины в увязке и зависимости от поэтапного же выполнения Киевом политических аспектов минских соглашений. Неплохая идея, подходящая для начала диалога. Но она была изложена только устно. Волкер обещал изложить ее на бумаге. Бумага пришла только в августе и содержала предложения, прямо противоположные тому, что высказывалось в Дубае. Странная история. Так что пока, как я понимаю, переговорщикам нечего обсуждать. Идет вялотекущая переписка без признаков выхода на компромисс.

 А саммит "нормандского формата", по вашему мнению, до конца года состоится?

— Такие вопросы решаются на уровне лидеров государств. Но до завершения расследования убийства Захарченко "нормандской четверке" будет проблематично собраться в полном составе. С трудом себе это представляю.

Кроме того, на фоне возможного непродления Украиной срока действия закона об особом статусе саммит также вряд ли состоится.

Наконец, до новой встречи нужно выполнить решения, принятые в ходе предыдущей. Напомню, что на последнем саммите в Берлине в 2016 году было решено согласовать, наконец, "формулу Штайнмайера" и обеспечить разведение сил на трех участках линии соприкосновения. Ничего этого не сделано из-за деструктивной позиции Украины. Зачем, в таком случае, встречаться? Чтобы принять новые решения, которые Украина не выполнит? Смысл?

 Как добиться того, чтобы Запад заставил Украину выполнить минские соглашения?

— Заграница нам не поможет. Не Запад, а время все расставит по местам.

Со временем на Украине придут к власти психически здоровые люди, на Западе распадется и так уже далеко не единая санкционная коалиция, в Донбассе окончательно утвердится новая политическая идентичность, все образуется.

 Много говорится о том, что Киев готовит военные удары по ДНР. Это возможно?

— Хотел бы ошибиться, но почему-то уверен, что в какой-то момент Киев решится на массированное вторжение на территорию, контролируемую народным ополчением.

Во-первых, потому что заокеанские спонсоры активно подстрекают Украину к таким действиям. Во-вторых, на Украине и своих сумасшедших хватает. Они призывают брать пример с Хорватии, которая когда-то силой подчинила мятежные сербские районы. Кстати, в ходе тех событий хорваты убивали не только сербов, но и служащих контингента ООН.

Если такое случится, жертв будет значительно больше, чем в украинской войне 2014 года. Но окончательного решения "по-хорватски" не получится. Украину, безусловно, как и в 2014 году, принудят к миру. И опять ткнут носом все в те же минские соглашения. Что еще будет благом для Киева. Может ведь дальше история зайти, вплоть до признания Россией ДНР и ЛНР, как было с Южной Осетией и Абхазией после авантюры Саакашвили.

 Возможны ли новые минские соглашения?

— Нужно напомнить, что минские соглашения - это целый корпус официальных и неофициальных документов, принятых в разное время и на разных уровнях. Помимо Протокола и Меморандума 2014 года и комплекса мер 2015 года, это еще и резолюция Совбеза ООН, и результаты саммитов "нормандской четверки". А также целый ряд самых разных решений контактной группы, например, Рамочное Решение о разведении сил, Соглашение о запрете учебных стрельб, порядок расчетов за поставку воды в Луганск, решения о перемирии, об обмене пленными и так далее. Те или иные новые "минские соглашения" появляются по мере необходимости. И этот процесс продолжается. Конечно, будут формироваться и дополнительные документы.

Но все они не должны и не будут противоречить сути минского процесса и его конечной цели - мир и особый статус для Донбасса.