Гендиректор ЦКБ имени Алексеева: по морям России пойдут "Циклоны"

Сергей Итальянцев
Скоростные суда на подводных крыльях (СПК) — поистине уникальные технические объекты. Благодаря своей конструкции их корпуса приподнимаются над поверхностью воды, что позволяет развивать скорость, втрое превышающую скорости обычных водоизмещающих судов. Разветвленная сеть рек в нашей стране, наличие больших озер и водохранилищ обеспечивает развитие пассажирских перевозок на этом уникальном типе транспорта.
Более того, суда на подводных крыльях скоро вернутся и на море — на прошедшем Гидроавиасалоне глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил о том, что в России будут созданы высокоскоростные суда на подводных крыльях для морских перевозок. Проект СПК получил название "Циклон".
О разработке и строительстве СПК нового поколения в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева Сергей Итальянцев.
— Сергей Анатольевич, какие проекты судов на подводных крыльях создает сегодня ваше конструкторское бюро?
— Суда на подводных крыльях являются нашей ключевой компетенцией. На самом деле это до сих пор очень востребованный вид продукции на реках нашей страны и за рубежом. Прежде всего это знаменитые "Метеоры". Имея озерный класс Российского речного регистра, они эксплуатируются и на реках, и на водохранилищах. До сих пор "Метеоры" являются единственным безальтернативным видом транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока — там, где слабо развита сеть автомобильных дорог.
Читайте также
Средиземноморский ордер. Зачем Россия проводит крупнейшие маневры ВМФ и авиации

Есть несколько маршрутов, на которых перевозку пассажиров выполняют только СПК проекта "Метеор", так как судам других проектов или не хватает дальности хода, или же они более тихоходны, а там очень большие расстояния и за световой день нужно преодолеть около 600 км.
Мы сейчас разработали и строим серийно речное пассажирское судно проекта "Валдай-45Р", предназначенное для внутриобластных речных маршрутов на линиях протяженностью до 400 км. Вместе с тем для судоходных компаний также необходимо судно для магистральных маршрутов, которое сможет преодолевать водохранилища и обеспечить скоростную перевозку пассажиров по Волге из Нижнего Новгорода в Казань, Кострому, Ярославль.
И сейчас мы приступили к проработке нового проекта "Метеор V2". Рассчитываем, что к 2020−2021 году будет построен опытный образец судна. Название "Метеор" мы сохранили, потому что оно действительно знаковое. Надеемся, что новый "Метеор V2" будет востребован не только на Волге, но и в Петербурге, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. У СПК нового поколения — большое будущее.
— Что делаете для морских маршрутов?
— Помимо судов речного и озерного класса мы занимаемся созданием новых морских пассажирских СПК. В советское время морские СПК пользовались большой популярностью — даже, может быть, больше за границей, чем у нас. Это, например, пассажирские СПК "Комета 120М", которые серийно строятся по нашему проекту. Летом этого года головное СПК проекта "Комета 120М" приступило к эксплуатации вдоль Черноморского побережья по маршруту Севастополь — Ялта — Севастополь. Торжественная презентация "Кометы" в Севастополе прошла с участием премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Построив вместе с заводом "Вымпел" головную "Комету 120М", ЦКБ участвует в строительстве второго и третьего СПК.
— В какой срок планируете их сдать?
— В следующем году должны быть сданы оба судна, поэтому работа ЦКБ с заводом сейчас очень напряженная. Сейчас мы разрабатываем линейку судов на подводных крыльях нового поколения, что обеспечит развитие скоростных перевозок пассажиров по внутриобластным и межрегиональным маршрутам, а также перевозки вдоль морского и океанского побережий.
— Океанские СПК — это как раз "Циклоны", о которых говорил Денис Мантуров?
Читайте также
Невский ордер. Корабли главного военно-морского парада России

— Да, океанский проект — это двухпалубный "Циклон-М" нового поколения. По сравнению с СПК проекта "Комета", у которой дальность плавания 300 миль, а пассажировместимость 120 человек, СПК "Циклон" нового поколения сможет брать на борт до 300 пассажиров при дальности плавания 700 миль. Это будет новое, современное и красивое судно.
Нужно сказать, что в 1980-е годы по проекту ЦКБ был построен одноименный газотурбоход, который был востребован пассажирами и много лет успешно эксплуатировался на Балтийском и Средиземном морях. Однако в то время "Циклон" так и остался в единственном экземпляре.

— При наличии заказчика сколько потребуется времени для строительства головного образца?
— Три-четыре года.
— Вопрос передачи прав на строительство не рассматриваете?
— Почему же, рассматривается любая кооперация, любые совместные работы по созданию СПК нового поколения.
— Что нового будет в "Циклоне" по сравнению с проектом 80-х годов прошлого века?
— Полностью переработанная энергетическая установка. В старом проекте были вопросы по эксплуатации силовой установки, так как она состояла из главного и вспомогательного двигателей. На новом СПК предусматривается установка двух главных двигателей — газотурбинных агрегатов М70ФРУ производства рыбинского завода "Сатурн".
Читайте также
"Стерегущий" Балтику: секреты морского патруля ВМФ России

Для обеспечения комфортных условий для пассажиров и экипажа предусмотрена установка современных кресел авиационного типа, система кондиционирования судового исполнения, наличие возможности подключения интернета и подзарядки гаджетов. Это будет комфортабельное современное судно с дизайном, соответствующим последним тенденциям мирового быстроходного судостроения.
То же самое и с крыльевой системой. Гидродинамическая компоновка СПК обеспечит максимальный комфорт пассажиров при любом допустимом волнении. С этой целью на СПК будет применена система "Шторм", которая обеспечит автоматическую перекладку закрылков для уменьшения качки и перегрузки.
— Оно будет композитным?
— Корпус и надстройка будут выполнены из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава, а рулевая рубка, двери и многие элементы отделки — из композитных материалов.
— Какова емкость собственного производства ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева?
— ЦКБ сейчас на своем производстве может строить четыре-шесть судов проекта "Валдай 45Р" в год. Производство постоянно расширяется и по мере поступления новых заказов оснащается современным оборудованием и станками. Наша стратегическая задача — выстроить работу нашего предприятия на основе полного инжиниринга, "от бумаги до железа". В настоящий момент мы проводим насыщение производственных мощностей под серийное строительство нескольких проектов судов на подводных крыльях.
— В интервью ТАСС глава компании "Радар ммс" Иван Анцев рассказывал про идею создать убирающиеся подводные крылья…
— Это очень важная тема. Суда на подводных крыльях востребованы в регионах, где нет никакой инфраструктуры, в том числе причалов. Поэтому необходимо обеспечить подход судна к необорудованному берегу, что невозможно выполнить судну с обычными подводными крыльями.
Поэтому ЦКБ рассматривает в будущем возможность оборудовать СПК речных проектов убирающимися или складывающимися носовыми подводными крыльями. Самое главное — придумать и отработать саму принципиальную схему подъема крыла.
— Насколько вы продвинулись в создании этой технологии? Когда ее можно будет внедрять в жизнь?
— ЦКБ разработало несколько вариантов схемы подъема носового крыла. Мы планируем в 2019 году отработать эти схемы на действующем макете и через год построить вариант СПК "Валдай 45Р" с подъемным носовым крылом.
— А где можно использовать гражданский экраноплан "Чайка", который вы также разрабатываете?
Читайте также
"Где мы — там победа!" Какие задачи решают "черные волки" российской армии

— Пассажирские экранопланы "Чайка" могут быть востребованы на больших морских расстояниях например между островами в Юго-Восточной Азии. Скоростное преодоление больших расстояний покажет их эффективность. Вместе с тем нужно понимать, что экраноплан по стоимости значительно превышает стоимость любого судна. Это все-таки больше самолет с точки зрения технического насыщения и оборудования. И нужно точно знать, где его использовать, чтобы получить максимальную эффективность. Сейчас интерес есть у инозаказчиков. В России надо посмотреть маршруты у нас на Дальнем Востоке. Перспективы у этого вида транспорта однозначно есть, потому что в наше время скорость решает все.
— В какой степени проработки находится "Чайка"?
— В рамках технического проекта. Мы, в принципе, уже полностью готовы разговаривать с потенциальным заказчиком.
— А на Севморпути экранопланы нельзя использовать? Торосы им не помеха?
— Торосы не помеха, экраноплан перелетит их, сможет сесть на ледовый аэродром. По применению экранопланов на Севморпути надо отталкиваться от транспортных потребностей в регионе и модели использования: необходимо проработать много вопросов, в том числе места взлета и посадки, порт базирования. Севморпуть — это все-таки не гладкая дорога.
Кроме того, для Севморпути ЦКБ сейчас прорабатывает возможность создания транспортных платформ на воздушной подушке.
— Про них расскажите, пожалуйста.
— Во время перестройки ЦКБ по СПК построило первый образец 25-тонного судна на воздушной подушке "Сибирь". Это было грузовое транспортное судно. Подобные платформы и сейчас очень востребованы в районах Крайнего Севера, для северного завоза и других подобных задач. В наших планах — возобновить этот проект.
— Где такие суда будут проходить обслуживание и ремонт?
— Мы готовы обучать судоходные компании обслуживанию наших судов, а также обучать судоводителей. Например, наш судоводитель-инструктор будет ходить какое-то время вместе с обучаемым на пробных рейсах в местах эксплуатации, показывать ему все нюансы, учить, как правильно использовать все возможности скоростных судов.
— Какое будущее у всех этих видов транспорта?
— Будущее за скоростными судами. Скорость доставки людей и грузов будет все решать.
Беседовала Анна Юдина



