Сергей Безруков: готовлюсь попробовать себя в рок-опере
Популярный актер, режиссер, продюсер, художественный руководитель Московского Губернского театра, народный артист РФ Сергей Безруков отмечает 18 октября свое 45-летие. По этому поводу юбиляр решил затеять "Безумный день рождения" — так называется первый концерт Сергея Безрукова и его рок-группы "Крестный папа", который состоится в московском Crocus City Hall. О том, как в зрелом возрасте удалось осуществить юношескую мечту, о новых работах на театральной сцене и на экране, а также о том, как хотелось бы отметить следующий — 50-летний — юбилей, Безруков рассказал в интервью ТАСС.
— Сергей Витальевич, прежде всего о дне сегодняшнем. Как пришла идея стать рок-музыкантом?
— Я считаю, что если ты о чем-то мечтаешь, то нужно обязательно реализовать свою мечту. У меня с детства была мечта стать рок-музыкантом. Я стал артистом, но это не означает, что я отказался от своей мечты. И вот наконец в 45 лет у меня рок-концерт в Crocus City Hall с моей группой "Крестный папа".
Отчасти этот поворот в моей жизни спровоцировала роль, которую я сыграл в фильме "Заповедник" по мотивам одноименной повести Сергея Довлатова (режиссер — Анна Матисон). Фильм приближен к современным реалиям, в нашей версии вместо довлатовского писателя Бориса главным героем стал рок-музыкант Константин. И когда я на съемках надел кожаную куртку, взял в руки гитару, медиатор, я понял, что это действительно настолько мое! Есть в этом особенный драйв!
И сейчас для меня важна не столько сама дата, 45-летие, сколько мой дебют в качестве рок-музыканта. Для меня и моей группы "Крестный папа" это будет премьера, которую я жду с волнением и трепетом. Я очень рад, что хотя бы в 45 лет мне удалось осуществить юношескую мечту — собрать свою группу и петь песни, которые написаны специально для меня и созвучны моему мироощущению. В программе концерта прозвучат также песни на стихи Владимира Высоцкого и Сергея Есенина в рок-обработке и в моем исполнении.
— Существует поговорка: 45 — баба ягодка опять. В вашем случае это вполне тянет на мужской вариант. Но это ж надо, чтобы накануне юбилея взять и осуществить свою юношескую мечту — стать рок-музыкантом! Надеюсь, что ваша музыкальная карьера не помешает театральной. Как дальше будут складываться ваши отношения с Мельпоменой?
— Ни в коем случае не отказываюсь ни от кино, ни от театра, ошибочно полагать, что я окончательно и бесповоротно ушел в рок-музыканты. Нет, рок музыка — это отдушина, это для выплеска энергии, которой, поверьте, еще достаточно. Плюс это возможность поговорить с аудиторией на современном языке и рассказать о тех проблемах, которые меня волнуют. Что касается моих актерских и режиссерских планов, я, безусловно, буду по-прежнему выходить на сцену и работать как режиссер. Кстати, как актер готовлюсь попробовать себя в рок-опере. Так что следите за новостями, будет много интересного.
— Что ждать в ближайшее время в Губернском театре?
— Прямо сейчас у нас репетирует Павел Артемьев, который зарекомендовал себя как режиссер, умеющий потрясающе работать с артистами. Прежде он поставил у нас два спектакля на Малой сцене, теперь выходит на большую, с чем я его поздравляю. В основе нового спектакля — пьеса Владимира Малягина "Возмутитель" по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина. В главной роли — Антон Богданов, с которым мы тоже давно сотрудничаем. Мне кажется, это замечательный, блестящий актер, и в этой роли для него есть возможность раскрыться не только как комедийному, но и как драматическому артисту. Я думаю, что это стоит посмотреть.
Мы не оставляем также и нашу детскую программу: к новогодним каникулам готовим спектакль "Соловей" по сказкам Андерсена.
Впереди — юбилей Василия Шукшина (90 лет со дня рождения), который я пропустить не могу — поставлю спектакль по его повести "Энергичные люди". Думаю, несмотря на то, что действие происходит в 1973 году, здесь очень много совпадений с нашими современными реалиями.
В планах театра — рок-опера по повести Пушкина "Капитанская дочка". Я знаю, что только что Марк Розовский выпустил мюзикл по этому произведению Пушкина и чуть раньше шел спектакль в Театре на Басманной. Это лишний раз доказывает, что классика востребована.
Но в следующем году юбилей — 220 лет Александру Сергеевичу Пушкину, который мы пропустить не можем. И очень бы хотелось поговорить с молодежью на современном языке рок-оперы. Хотелось, чтобы это произведение стало ближе современному зрителю. К тому же невозможно отказываться от идеи поставить рок-оперу, имея в составе театра замечательный оркестр — Губернаторский оркестр Московской области. Все музыкальные спектакли идут у нас с живым оркестром, и наши актеры благодаря занятиям и постоянному тренингу в музыкальных постановках, которые идут в репертуаре, тоже сильно продвинулись по вокальным возможностям. Думаю, что уже можем попробовать себя и в жанре рок-оперы.
Что касается моего участия в рок-опере, пока не буду раскрывать всех секретов, могу лишь уточнить, что это не "Капитанская дочка". Сейчас идет подготовительная работа по той рок-опере, где я буду занят, и там у меня персонаж исторический.
— Теперь о кино. Не много найдется актеров, сумевших воплотить на экране и Пушкина, и Есенина, и Высоцкого, и еще целую обойму знаковых людей. Интересно, кто продолжит этот перечень. Кто будет очередным великим персонажем? Словом, в каком фильме или фильмах вы сейчас снимаетесь?
— Кино в этом году было очень много — параллельно сразу четыре проекта. Только что закончил сниматься в проекте "Ильинский рубеж". Затем восьмисерийный телефильм режиссера Алексея Андрианова "Годунов", где у меня заглавная роль, он выйдет в ноябре на канале "Россия 1". Очень интересная история, с серьезной, детальной проработкой и погружением в XVI век. И образ Бориса Федоровича Годунова не будет хрестоматийным, а приближен по достоверности к историческим материалам, летописям.
Как личность он был гораздо глубже и неоднозначнее, чем он представлен, допустим, у Пушкина. Герой пушкинской трагедии — это царь Борис, отягощенный грузом вины, которая на самом деле никем не доказана. Как бы сказали сейчас, это черный пиар, который его преследовал, — я имею в виду гибель царевича Димитрия.
Думаю, Пушкин как любой писатель, основывающий свой литературный труд на конфликте, взял за основу своей трагедии эту недоказанную версию причастности Годунова к смерти Димитрия, отсюда и все его душевные муки властителя, терзаемого совестью, знаменитые "мальчики кровавые в глазах"...
Не могу сказать, что в нашем фильме Годунов будет лишен терзаний, но мне кажется, версия, показанная в фильме, более точная. И вообще жизнь Бориса Федоровича, его становление — это очень интересная, почти детективная история. Интриги, перевороты, то, что творилось вокруг него, как эти роды дрались за власть, — все это делает фильм очень современным. Много исторических совпадений, аналогий.
Практически все, что происходит сейчас с Киевом, взаимоотношения с Англией уже было пережито нашими предками в XVI веке. Мне кажется, это будет интересная работа. Я просто счастлив, что моими партнерами в фильме были замечательные артисты Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Светлана Ходченкова, Андрей Мерзликин, Александр Устюгов, Ирина Пегова, то есть это такой замечательный актерский состав — и это придает ощущение правды.
Сейчас ведутся съемки проекта "Обитель" по одноименному роману Захара Прилепина. Автор сценария и режиссер Александр Велединский. У меня там роль начальника соловецкого ГУЛАГа Эйхманиса. Роль непростая, очень сложно мне как актеру оправдывать такого человека. Сам себя он оправдывает тем, что создается некая империя, новая цивилизация новых людей. Но методы, которыми он пользуется, конечно, чудовищны. Александр Велединский — это замечательный режиссер, который не довольствуется рамками сериала и каждую серию снимает как отдельный фильм. Надеюсь, все получится достойно.
Ну а 6 декабря в прокат выходит фильм "Заповедник" по мотивам одноименной повести Сергея Довлатова. Приглашаю всех в кинотеатры! Это современная история, которая отнюдь не утратила довлатовского звучания и юмора, а самое главное — довлатовской темы и героя. Для поклонников Довлатова это будет необычное прочтение знакомого материала, а для молодежи, еще не успевшей познакомиться с его произведениями, надеюсь, это будет открытие. Так что своеобразная миссия на нас лежит — пропагандировать творчество Сергея Донатовича, хотя он вроде бы не нуждается в популяризации.
— В числе ваших ипостасей есть и такая, которую можно обозначить как Безруков-фест. Расскажите о фестивалях, которые вы затеяли и еще собираетесь запустить.
— Совсем скоро, буквально через месяц, стартует I Международный большой детский фестиваль, который пройдет в рамках реализации федерального проекта "Культура малой Родины". Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и министерства культуры Московской области. Я являюсь художественным руководителем этого фестиваля.
В рамках фестиваля на нескольких столичных театральных площадках будут показаны спектакли для детей и юношества, пройдут круглые столы и лектории, адресованные как зрителям, так и профессионалам театра. Также в рамках фестиваля состоятся Дни детского кино и детской анимации, где будут собраны лучшие фильмы — лауреаты фестиваля "Орленок".
Для участия в конкурсе была рассмотрена 151 заявка, заявлены претенденты из 11 республик, одного автономного округа, шести краев, 22 областей Российской Федерации. В Москву для участия в фестивале приедут спектакли из театров Санкт-Петербурга, Владимира, Петрозаводска, Новосибирска, Саратова, Тулы, Тюмени.
Основная идея — собрать лучшее, что делается для детей и юношества в самых различных жанрах перформативного искусства. Первый фестиваль соберет театральное, кино- и анимационное искусство, на следующих фестивалях наряду с театром, кино и анимацией будут представлены также музыкальное направление, цирковые и ледовые шоу. Но я надеюсь, что мы поговорим об этом фестивале отдельно и совсем скоро — он начнет работу 18 ноября.
Плюс впереди, летом, — наш Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского", основное направление которого — собирать со всей России, из разных регионов, спектакли и режиссеров, исповедующих систему Станиславского, кому близок русский психологический театр. Будет конкурсная программа и образовательная программа. И у нас есть идея наряду с театрами разных губерний каждый год приглашать друзей нашего театра. В прошлом году у нас были со своими спектаклями Николай Коляда и Григорий Козлов. Это друзья нашего театра, и надеюсь, они приедут к нам снова с новыми своими постановками.
— Кому вы больше всего благодарны в жизни?
— Благодарен своим учителям, конечно же, своему отцу — актеру и режиссеру Виталию Сергеевичу Безрукову, который является первым и главным моим учителем в профессии и в жизни. И конечно же, Олегу Павловичу Табакову — он был тем самым мэтром и учителем, который помогал своим ученикам, учил выживать в этой профессии. Сенсей, мастер, который своей энергией дал нам творческий заряд на долгие годы. А может, и на всю жизнь.
— Есть ли такие вещи, события, поступки, о которых вы особенно сожалеете?
— Конечно же, есть. По жизни тебя ведет судьба. И порой спустя время ты понимаешь, что даже те вещи, о которых ты жалеешь, были закономерны и нужны для того, чтобы ты рос на своих ошибках, получал опыт, который был тебе необходим. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все сделанные мною ошибки — они мои. Главное — исправлять их, чтобы они чему-то учили. Но судьба существует, и, так или иначе, она ведет тебя — это факт.
— Как себя ощущаете накануне 45-летия?
— Знаете, я, честно говоря, удивлен таким всеобщим вниманием к моему 45-летию. Для меня это не столь день рождения, сколько возможность реализовать свою мечту — впервые выступить со своей рок-группой "Крестный папа" в огромном зале Crocus City Hall. Проверить свои силы в неведомом мне формате рок-концерта и посмотреть, как на это реагирует зритель. Отмечать 45-летие я не хотел, так же, как не праздновал я и 40 лет. Обычно принято отмечать 50-летие, но я теперь уже боюсь представить, что ж будет в настоящий юбилей.
— А вам самому как бы хотелось отметить полувековой юбилей?
— Тихо, спокойно, в кругу семьи и все-таки где-нибудь на отдыхе.
Беседовала Ольга Свистунова