Челябинск сейчас активно готовится принять одно из главных политических событий 2020 года — саммиты стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Однако город последнее время обсуждают не только в связи с большими стройками и планами по приему гостей, но и из-за "мусорного коллапса", а также уголовного дела, фигурантом которого стал занимавшийся подготовкой к саммиту чиновник.
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский, в прошлом генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината, входивший в список 25 самых дорогих топ-менеджеров России по версии Forbes, в интервью ТАСС рассказал об этапах подготовки к саммитам и экологических проблемах региона. Он также заявил о своей готовности идти на выборы в 2019 году.
— Борис Александрович, вы не относитесь к категории губернаторов-долгожителей. Регион показывает неплохие результаты, вы лично курируете подготовку Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС. На фоне ротации губернаторского корпуса не собираетесь ли вы уйти в отставку?
— Почему я должен это сделать? Скажу сразу, я подавать в отставку не планирую. Мало того, я хотел бы избираться на новый срок в 2019 году.
За прошедшие четыре года я не изменил своего отношения к работе. Когда мне предложили возглавить Челябинскую область, я был уже состоявшимся человеком — руководил одним из крупнейших в мире сталелитейных предприятий, моя семья к тому времени была обеспечена.
Для тех, кто работает на ММК (Магнитогорский металлургический комбинат — прим. ТАСС), максимальная карьерная высота — это должность генерального директора. Гендиректор ММК всегда был членом ЦК КПСС. Генеральный директор — это лидерство в городе. Это состоявшаяся личность.
Но я понимал, что судьба мне дает шанс качественно измениться и, что главнее, изменить к лучшему ситуацию вокруг, сделать что-то по-настоящему большое для жителей области. И это желание сохранилось до сих пор.
Я очень долго вместе с командой боролся за право Челябинска принять саммиты ШОС и БРИКС. Подготовка к ним — это очень большая ответственность и большой труд, которые я не хочу ни на кого свешивать. В этом смысле проведение саммитов служит дополнительной мотивацией претендовать на следующий срок. Но последнее слово за людьми. Важно, как они оценят то, что сделано нашей командой, доверят ли руководство регионом вновь.
— Кстати, о тех людях, которые работают в регионе… Бывший замминистра экономического развития Челябинской области Антон Бахаев, который курировал подготовку к саммитам ШОС и БРИКС, стал фигурантом уголовного дела. Вы проводили какие-либо проверки? Ждать ли новых увольнений чиновников?
— Были проверки. Мы глубоко проанализировали эту историю, еще раз каждый через себя ее пропустил и сделал выводы. Теперь, если у кого-то даже и возникала мысль "погреться" вокруг подготовки к саммитам, то, я думаю, такие желания у всех отпали. А мои личные решения (по поводу увольнений — прим. ТАСС) будут зависеть от эффективности того или иного чиновника.
Вот сегодня мы с вами общаемся совсем по другому поводу — планируем обсудить, как готовится город к саммитам, а эту историю вспоминаем. Любой коррупционный скандал — это имиджевая потеря для региона.
Пока рано делать какие-то выводы, в суде либо докажут его вину, либо не докажут. Если докажут, то получается, он нас подвел. Это очень неприятно, потому что саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске — наша мечта, это результат командной работы. История с уголовным делом — это прививка. Мы ее сделали, переболели и остались живы.
Мы понимаем, что потеряли одного из людей, но он не был ключевой фигурой, если речь идет о подготовке к столь серьезным мероприятиям. Ключевая фигура — это глава региона. И это не потому, что я такой гордый, а потому, что по-другому не получается достигать командного результата. Именно вовлеченность первого лица формирует полную мотивацию у всех остальных.
— Эта история как-то отразилась на вашем стиле отношений с подчиненными?
— У меня есть такая особенность: я не могу поставить задачу человеку, не понимая сам, как ее выполнить, и спокойно возложить на него всю ответственность. Поэтому стараюсь ставить не только выполнимые, но и мотивирующие задачи. Иногда для их выполнения нужно искать нестандартные решения, но они всегда есть. И я ищу их вместе с командой. Это остается неизменным.
— На фоне подготовки к саммитам болезненно выглядит ситуация с вывозом мусора в Челябинске, когда перевозчики просто отказались вывозить бытовые отходы из города. Пришлось даже вводить режим ЧС. Что произошло? И как сейчас решается эта проблема?
— 11 сентября мы закрыли челябинскую свалку. Она существует с 1940-х годов, занимает 77 га в городской черте, на ней накоплено 18 млн тонн отходов. Ее хотели закрыть последние 30 лет. Она постоянно давала выбросы вредных веществ в атмосферу и в реку Миасс. Рекультивация свалки запланирована на 2020 год. К началу саммитов мы накроем мусор специальным материалом, проложим трубопроводы, через которые будем утилизировать выделяющиеся из отходов вредные газы. Рекультивация челябинской свалки — это сложная инженерно-техническая задача, так как объем вредных выбросов от нее, по некоторым оценкам, сопоставим с объемами, которые дает металлургический завод.
Перевозчики мусора пытались возобновить эксплуатацию городской свалки. Они ссылаются на то, что тариф на вывоз мусора на другой полигон для них стал якобы невыгодным после ее закрытия. Но это не так. Все просчитывалось. Увеличение транспортного плеча мы компенсировали тем, что загородный полигон принимает мусор бесплатно.
Полигон, который сейчас принимает отходы вместо челябинской свалки, не основной, но его мощности хватит на несколько лет, пока идет строительство нового полигона для Челябинска. Концессионер для этого уже выбран. Он занимается проектированием, его задача — сдать объект в 2020 году. Будут также построены мусоросортировочные комплексы, которые позволят нам максимально выбирать из мусора все вторсырье: стекло, пластик, бумагу, металл.
— Уголовные дела после саботажа с вывозом мусора в Челябинске будут?
— Сейчас прокуратура этот вопрос изучает и решит, есть ли основания для уголовного дела. На мой взгляд — есть. У перевозчиков были договоры с муниципалитетом, они в одностороннем порядке от этих договоров отказались. Мы вынуждены были ввести режим ЧС, выделить деньги на привлечение новых перевозчиков, эти деньги город будет спрашивать с недобросовестных подрядчиков.
— Но мусор — не единственная проблема для экологии региона.
— Да. Челябинск и Магнитогорск попали в новый майский указ президента. Поэтому наша цель — стать первым регионом России, который перейдет на систему квотирования вредных выбросов. И это наша инициатива. Сегодня предприятия получают разрешения на выбросы исходя из своих производственных мощностей и независимо от других источников загрязнения атмосферы. В этой ситуации многие из них имеют схожие выбросы. Непонятно, кто из них и как должен изменить производство, чтобы общая концентрация того или иного вещества в воздухе понизилась. Система квотирования позволит точно знать вклад в загрязнение атмосферы каждого источника выбросов и на этом основании определять квоты.
На окружающую среду воздействует и городской транспорт. Поэтому мы с "Новатэком" подписали программу перевода общественного транспорта на газомоторное топливо. По ней мы закупим автобусы, которые работают не на дизельном топливе, а на сжиженном газе и являются более экологичными. Также за "Новатэком" закреплено создание заправочной инфраструктуры. В ближайшее время мы выйдем с инициативой о том, чтобы снижать транспортный налог для граждан, которые будут переводить свои личные автомобили на сжиженный газ. Есть и другие шаги, которые мы предпринимаем для улучшения экологии, но эти я бы назвал системообразующими.
— Вернемся к саммитам. Вы лично курируете подготовку Челябинска к этому мероприятию. Как сейчас идет процесс и что делается в Челябинске?
— Одна из важнейших задач для нас в рамках подготовки к саммитам — реконструкция аэропорта и аэродрома к 2020 году. При этом аэропортом занимается частный инвестор "Новапорт", который на текущий момент уже строит новый терминал. К концу 2019 года его закончат и начнут реконструкцию существующего терминала под прием зарубежных авиарейсов. Что касается реконструкции аэродромного комплекса, то это задача Росавиации.
Сейчас выбирают исполнителя работ. Надеемся, что в начале ноября он будет выбран и сможет приступить к работе. Ему в том числе нужно будет построить стоянки широкофюзеляжных самолетов, а также рулежные дорожки. Кроме того, будет закуплено и установлено новое электронное оборудование, которое позволит самолетам совершать посадку в автоматическом режиме. Такое оборудование сегодня есть только в Домодедово и Пулково.
После реконструкции воздушные ворота Челябинска смогут принимать до 2,5 млн пассажиров в год. Это серьезный импульс для развития. Для сравнения: в прошлом году пассажиропоток составил порядка 1,5 млн человек, в этом году будет порядка 1,7 млн. Динамика хорошая и по внутренним, и по международным линиям. После реконструкции челябинский аэропорт станет интересен для авиакомпаний в качестве аэропорта базирования. Сейчас у нас нет базовой авиакомпании. После реконструкции, думаю, "Ямал" таковой станет.
— На саммиты ШОС и БРИКС приедут 26 президентов и 30 делегаций из разных стран. Какие объекты строите непосредственно для проведения мероприятия?
— Прежде всего это два конгресс-центра. Один из них — "Таганай" — уже строит частный инвестор, в начале 2020 года он будет сдан.
Его высота по проекту составит порядка 170 метров. Его создаем мы сами. На левом берегу реки построят башню, которую назвали "башней ШОС", на правом берегу — "башню БРИКС".
Часть здания между этими двумя башнями, которая, собственно, и образует мост над рекой Миасс, мы собираемся предложить для проведения неформальных встреч, торжественных мероприятий, концертных программ во время саммитов. Сейчас идет подготовка к строительству здания-моста. Уверен, в сроки мы уложимся. Все фундаменты близки к завершению, а это 30 тыс. тонн бетона. Сумма вложений в проект составит 9 млрд рублей, которые разделят бюджет области и частный инвестор. Стремимся, чтобы соотношение средств составило один к одному. Сейчас ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами.
Также мы активно занимаемся обустройством набережной реки Миасс в районе будущего здания-моста. Там по договору концессии с частным инвестором будут созданы прогулочные и пешеходные зоны. Эта набережная соединится с челябинской пешеходной улицей Кировкой, любимой горожанами. В итоге появится современное и притягательное общественное пространство.
— Подписано ли уже концессионное соглашение по строительству набережной?
— Еще не подписано — есть несколько инвесторов, рассматривающих этот проект. Насколько мне известно, они будут готовы выйти к нам с предложением до конца октября. Документация готова.
— Сумма вложений для концессионера — порядка 1 млрд рублей — не изменится?
— Сумма точно не увеличится, а может быть, даже уменьшится. Главное, чтобы горожане получили новое место притяжения, где будет интересно и комфортно находиться, где концерты, музыка летом, а зимой другие интересные истории. Там же рядом красивая река, которую мы почистим. Пешеходная улица Кировка в Челябинске точно так же и сделана: есть кофейни, магазины.
— Как планируете использовать объекты после саммита?
— Частные инвесторы строят в Челябинске три коттеджных поселка для размещения делегаций. После саммитов эти поселки будут проданы. Строящееся здание, где разместят журналистов, станет современным студенческим общежитием. Что касается конгресс-центра "Таганай", то частный инвестор, который его сейчас строит, после саммитов объединит его со своим торгово-выставочным центром.
Если говорить про здание-мост, то правая башня станет сетевой гостиницей, а левая башня — бизнес-центром и апартаментами. Кроме того, будет расширена и улучшена транспортная инфраструктура города. Появятся новые дороги и развязки. В частности, реконструируем и улучшим дорогу в аэропорт.
— Помимо аэропорта, чудо-башен и набережной на какой эффект рассчитываете после проведения саммитов?
— Мы в своей работе руководствуемся так называемой логикой наследия. Во всех городах, где проходили подобные мероприятия, живут этим наследием. Челябинск кардинально преобразится: город получит новые дороги, развязки, фасады и благоустройство. Все инфраструктурные решения будут работать на будущее территории.
Мы понимали, что объекты саммитов в городе точно не будут избыточными, они будут востребованы в последующем, и сейчас в жизни Челябинска их не хватает. Все это сделает город более комфортным и удобным для жителей и гостей города, а область в целом получит мощный импульс для развития. Это основная мотивация нашей команды. Мы долго боролись за право Челябинска принять саммиты ШОС и БРИКС, и главными выгодоприобретателями от их проведения должны быть и, я уверен, будут жители региона.
Беседовали Екатерина Щукина, Александр Чирков