Все новости

Директор "Курорта Эльбрус": 45% наших гостей — москвичи

Генеральный директор АО "Курорт Эльбрус" Хиса Беккаев Администрация АО "Курорт Эльбрус"
Генеральный директор АО "Курорт Эльбрус" Хиса Беккаев
© Администрация АО "Курорт Эльбрус"

Эльбрус — высшая точка Европы (5642 метра), гора, имеющая огромную притягательную силу. Сюда съезжаются сотни тысяч путешественников и любителей активного отдыха со всего мира. Сейчас на Эльбрусе идут последние приготовления, со дня на день должен начаться сезон катания. О том, как подготовился курорт к приему гостей, что необходимо сделать для обеспечения комфортного и безопасного пребывания людей у подножия Эльбруса, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор АО "Курорт Эльбрус" Хиса Беккаев.

Новые снежные пушки

— В прошлом году горнолыжный сезон на Эльбрусе начался очень рано — в первых числах ноября. Когда планируете открыть сезон-2018/2019?

— Если выпадет снег, сезон откроем хоть завтра. У нас все готово: персонал, спасатели, на днях заканчиваем тарификацию. Предыдущая зима действительно была очень хорошей: открылись 5 ноября, снега было так много, что мы практически не воспользовались системой искусственного снегообразования. Горнолыжный сезон продолжался до конца июня, и все это время люди могли кататься. Закрыли его 2 июля, когда состоялись финальные соревнования чемпионата по горным лыжам "Летние снега Эльбруса".

— Какие подготовительные мероприятия проведены к открытию? Появится ли на склонах новое оборудование?

— Мы каждый год анализируем прошедший сезон, чтобы подготовиться к новому. Провели все регламентные работы на канатных дорогах, прошли две тщательные проверки Ростехнадзора, получили незначительное количество замечаний, которые уже устранены. Провели освидетельствование всех канатных дорог, получили разрешение на эксплуатацию на ближайший год, обновили гондолы (кабинки на канатных дорогах — прим. ТАСС).

Заканчиваем работу по подготовке трасс: устранили последствия летних дождей и камнепадов, сейчас спускаемся вниз. Укрепили склоны, постелили 5 тыс. квадратных метров сеток.

Приобрели пять мощнейших снежных пушек за 8 млн рублей — это для нас большие, сумасшедшие деньги

Их изготовили по нашему заказу в Италии, начнем их испытывать с наступлением морозов. Новое оборудование совместимо со старыми пушками (они французского производства). При этом новые пушки мобильные, у них большая производительность, будем их передвигать по трассе в течение сезона.

Все эти работы выполняются исключительно сотрудниками нашей компании. Оборудование сложное, но мы обучаем персонал — ждем приезда специалистов фабрики-производителя. Регламентные работы тоже выполняем сами и с участием проверяющих организаций, при необходимости приглашаем представителей заводов-поставщиков. Сотрудники, которые работают на линии, и спасатели проходят ежегодное обучение.

— Какой поток отдыхающих ожидаете в предстоящие месяцы? Чувствуете ли конкуренцию со стороны других кавказских курортов?

— В прошлом году мы приняли порядка 160 тыс. человек, в наступающем сезоне прогнозируем рост на 10%. Но к увеличению турпотока относимся настороженно, потому что очень серьезно развиваются наши конкуренты: курорты строятся в Чеченской Республике, динамично развивается "Архыз" в Карачаево-Черкесии — туда инвестируются федеральные средства, запускаются дополнительные мощности. В том же "Архызе" в этом сезоне будет открыт северный склон. И как говорится, если где-то прибывает, то где-то может убывать.

— Но зато в "Архызе" в прошлом году жаловались на отсутствие снега.

— И тем не менее там были люди, курорт зарабатывал и нормально провел сезон, хотя там он короче, чем у нас. Даже если мы растянем сезон на десять месяцев, то только от этого поток не увеличится: у людей есть время кататься на лыжах, время работать и время отдыхать на море.

— Продумана ли ценовая политика на предстоящий сезон, будут ли отличаться тарифы от прошлогодних?

— Затраты на подготовку к сезону — это десятки миллионов рублей. И если мы зарабатываем один рубль, то в нем заложены 80 копеек расходов. В отличие от других курортов мы — самоокупаемая компания, одна из немногих в этой сфере в стране. У нас нет дотаций, нет государственных денег на содержание инфраструктуры и коллектива (103 человека со средней зарплатой 35 тыс. рублей). Поэтому наш тариф — это себестоимость плюс 20% рентабельности и 20% НДС. Стремимся к тому, чтобы и летний, и зимний тарифы остались на уровне прошлого года.

Очень серьезно развиваются наши конкуренты: курорты строятся в Чеченской Республике, динамично развивается "Архыз" в Карачаево-Черкесии

По нашему заказу агентство "Ромир" провело опрос, по результатам которого удовлетворенность клиентов "Эльбрусом" — 80%, это очень большой показатель ("Ромир" является эксклюзивным представителем Gallup International на территории постсоветских государств — прим. ТАСС). При этом мы назначаем цену только для первых двух очередей канатки, тарифы для третьей очереди определяет собственник — АО "Курорты Северного Кавказа" (КСК).

Сейчас наше ценообразование оценивает Федеральная антимонопольная служба. Когда говорят, что мы пользуемся правами монополиста, то мы с этим не согласны. "Эльбрус" не местечковый курорт, куда приезжают только жители Кабардино-Балкарии — Эльбрусского, Баксанского районов и города Нальчик. Сюда едет вся страна: 45% наших клиентов — москвичи. Жителей республики, по нашей статистике, всего 5%. Поэтому мы не монополисты, наши реальные конкуренты — это "Архыз" и "Роза Хутор", по ценам мы можем быть сопоставимы с ними.

Минусов в объединении нет

— Какой инфраструктурой располагает "Эльбрус"? Сколько средств вложено в развитие местности за время существования компании?

— Компания была зарегистрирована в 2010 году, наша команда работает с 2012 года. Уставный капитал превышает 700 млн рублей — это все, что было выделено на строительство по объектам. Как я уже сказал, в собственности у нас две канатные дороги плюс 15 километров горнолыжных трасс, система электрообеспечения, энергообеспечения, система искусственного снегообразования.

В 2015 году была построена третья очередь канатной дороги на горе Эльбрус "Станция "Мир" — "Станция Гара-Баши" и горнолыжная трасса между ними. Инвестором выступали КСК, объекты, по грубым расчетам, обошлись в 1,2 млрд рублей. Эта же компания сейчас является собственником построенных объектов, а мы этими активами только управляем, получая от заказчика определенные денежные средства.

Что касается старой инфраструктуры, внешних денег там нет ни копейки, все работы проводятся на средства, заработанные в течение года.

— Считается, что на Эльбрусе функционирует самая высокогорная канатная дорога в Европе (3847 метров над уровнем моря). Собираетесь строить канатку выше?

— Планируется строительство канатной дороги Гара-Баши — "Приют 11" (высота около 4,1 тыс. метров над уровнем моря). Также КСК до 2021 года собирается построить в общей сложности четыре канатные дороги и семь горнолыжных трасс. Для этого точечно были выделены федеральные деньги, до начала проектирования осталось решить земельные вопросы, КСК этим занимается.

— Вы будете в той или иной форме объединены с "Курортами Северного Кавказа". Когда это произойдет, какие плюсы и минусы видите в этом для "Курорта Эльбрус"?

— Да, есть сейчас такие задачи. Для того чтобы инвестировать в развитие "Эльбруса", государством выделено порядка 6 млрд рублей на три года, с 2019 по 2021 год. Для реализации планов государства и освоения этих денег главному инвестору, которым определены КСК, нужно провести реорганизацию на месте. Это либо приобретение, либо слияние, либо объединение всех имеющихся здесь мощностей, элементов инфраструктуры — как юридически, так и практически. Процесс уже идет, но требуются ключевые решения, которые вот-вот должны быть приняты. Естественно, должна быть договоренность руководства Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и Министерства по делам Северного Кавказа. Я уверен, они придут к общему решению.

Требуется именно объединение — я так считаю. Минусов в этом нет никаких с точки зрения и интересов местного населения, и потребностей туристов. Без инвестиций "Эльбрус" не имеет перспектив как современный альпинистский и горнолыжный курорт. Инвестиции могут прийти только со стороны государства, а оно определило и их объем, и того, кто будет ими управлять. Наши канатные дороги были завезены сюда в 2007 году, до этого два года лежали на складе у производителя, запущены в 2007–2009 годах. Это "железо" амортизируется, запчасти стоят очень дорого, учитывая курс евро и покупательную способность. Поэтому все очевидно.

— На повестке — вопрос развития особой экономической зоны в Приэльбрусье. Каких эффектов ожидаете от ОЭЗ?

— Особая экономическая зона "Эльбрус" создана давно, и я знаю, что до сегодняшнего дня процесс шел с большим скрипом практически во всех ОЭЗ, не только у нас. Но вижу, что сейчас работа активизируется, по-новому относятся к этому вопросу и в КСК.

Насколько мне известно, готовятся несколько компаний, которые хотят стать резидентами ОЭЗ "Эльбрус". Стал резидентом, защитил свой проект — тебе должны выделить кусок земли. На этом участке строишь кафе, прокат, гостиницу и т.д., тебе должны подвести инфраструктуру, получаешь льготы по налогам, можешь кредитоваться по программам КСК или Минкавказа.

Иностранцы стремятся на вершину

— Первый чемпионат России по фрирайду прошел в Приэльбрусье в 2000 году. Вы всегда ратуете за то, чтобы здесь проводились такие масштабные и зрелищные мероприятия. Что они дают для развития курорта в целом? Какие соревнования запланированы на ближайший год?

— Спорт — это реклама, и любое мероприятие дает толчок развитию самого курорта. Чемпионат по фрирайду состоялся на горе Чегет, потом на Эльбрусе. Фрирайдом занимается большое количество людей, но мы все-таки делаем ставку на мероприятия, которые являются "профильными": горнолыжный спорт, сноуборд. Провели чемпионат России, проводим каждый год этап Кубка России по горнолыжному спорту — очередной запланирован в феврале. В июне 2019 года у нас пройдет летний чемпионат России. Все это — федеральные соревнования, уровня Министерства спорта России.

С прошлого года "Эльбрус" стал базовым центром для проведения учебно-тренировочных сборов сборных команд России по фристайлу и по горным лыжам.

До этого последние сборы команды горнолыжников проходили в Приэльбрусье 30 лет назад, еще во времена СССР, и теперь мы их возобновили

На учебно-тренировочные сборы сюда приезжают до 500 человек, как в июле, так и в октябре. Тренируется у нас и сборная команда России по сноуборду, региональные команды. Перед корейской Олимпиадой (зимние Олимпийские игры в феврале 2018 года — прим. ТАСС) на нашей базе проходили сборы национальной команды по фристайлу. Они потом нас поблагодарили и сказали, что в трех завоеванных олимпийских медалях есть и наша лепта.

— Эльбрус — высшая точка Европы. Сюда съезжается много людей из всех уголков мира и не только зимой. Что интересует зарубежных туристов?

— Летом огромное количество людей стремится на вершину Эльбруса, и львиная доля из них действительно иностранцы. Интерес к горе у них очень большой. Занимаясь гостиничным бизнесом, обеспечением через турагентства пакетов для этих групп, мы сами иногда удивляемся, откуда приезжают гости: из Камбоджи, Марокко, Бразилии, Новой Зеландии, арабских, скандинавских стран. Эльбрус входит в элитный Клуб семи вершин как самая высокая точка Европы. Уважающие себя альпинисты, которые могут себе это позволить, считают своим долгом посетить его в числе других высочайших вершин на всех континентах мира.

Мы сами иногда удивляемся, откуда приезжают гости: из Камбоджи, Марокко, Бразилии, Новой Зеландии, арабских, скандинавских стран

Зимой иностранцев немного. Есть потребители наших услуг, которые приезжают кататься, но учитывая, что горнолыжной индустрии на Западе больше ста лет, удивить зарубежных туристов нашими склонами сложно. Их можно было бы привлечь какими-то трассами для фрирайда, программами хели-ски (спуск по нетронутым снежным склонам с подъемом к началу спуска на вертолете — прим. ТАСС), но они здесь запрещены. Внетрассовое катание на Эльбрусе опасно для жизни, и мы не популяризируем эти направления.

— В прошлом году на автостоянку на поляне Азау сошла лавина. Что делается для того, чтобы предотвратить возможные тяжелые последствия, если ситуация повторится?

— Подготовиться к лавинной ситуации очень сложно. Там, где есть горы, ущелья, лавиноопасные участки непредсказуемы, все зависит от качества снега, его структуры и объема. У нас везде построены лавинозащитные сооружения, но они где-то сработали, где-то ввиду того, что не обслуживаются, не сработали, есть старые места. Но мы все это пытаемся предвидеть, сбить, срезать, работает противолавинная служба.

То, что лавина сошла на автомобильную стоянку, очень печально, но такое никто не может предсказать — я сам здесь увидел это впервые. Сейчас компания IBC (ООО "Ай-Би-Си Промстрой" занимается строительством жилых и нежилых зданий — прим. ТАСС) восстанавливает нарушенные части этой инфраструктуры.

— Как обеспечивается безопасность на "Курорте Эльбрус"? Часто приходится реагировать вашим спасателям?

— У нас 23 спасателя, все они аттестованы, спасотряд сертифицирован, имеет право проводить любые спасработы, полностью оснащен техникой, оборудованием, инвентарем. Их зона ответственности — весь "Курорт Эльбрус": маркированные горнолыжные трассы, лавиноопасные участки на трассах. Естественно, спасатели спускают травмированных при катании людей — их в течение сезона бывает очень много. И не дай бог, при аварийной ситуации — эвакуация народа как с вагонов канатки, так и с трассы.

Внетрассовое катание на Эльбрусе опасно для жизни, и мы не популяризируем эти направления

За год бывает две-три аварийные ситуации, а точнее — отключения электроэнергии. Это случается во время сильных морозов — до минус 30 градусов, порывов ветра до 50 метров в секунду. Срабатывает защита, и канатная дорога автоматически останавливается. В этом случае мы должны включить запасную систему запуска канатной дороги, но она может не сработать при слишком сильном ветре. Есть нормативный срок — час-полтора, после этого начинаем операцию по эвакуации людей.

У нас договор с МЧС: когда понимаем, что нужна помощь, они нам ее предоставляют, и наоборот. Сотрудники МЧС и наши спасатели, можно сказать, родились, выросли и обучались в одном месте. По антитеррористическому паспорту также проводим мероприятия. Когда понимаем, что происходит что-то из ряда вон, естественно, это тоже становится работой МЧС.

Беседовала Асият Гериева