Монахи русского монастыря на Афоне молятся за Русскую, Константинопольскую и Элладскую церкви, за единство всех православных церквей. Об этом заявил иеродиакон Философ, второй эпитроп (заместитель игумена) русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон. По словам иеродиакона, "прекратить молитву нельзя, чтобы не было ожесточения и раскола между православными церквями".
— Полуостров Афон является территорией греческого государства, но при этом все афонские монастыри находятся в юрисдикции Константинопольского патриархата, то есть Элладской православной церкви они не подчиняются. Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне называется русским. Так какое отношение русский Свято-Пантелеимонов монастырь имеет к России?
— Да, верно, наш монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата, как и весь Афон. Мы являемся ставропигиальными монастырями Вселенского патриарха. Это его каноническая территория, и поэтому все афонские монастыри всегда его поминают за богослужением.
— Во всех монастырях Афона сейчас поминают патриарха Варфоломея?
— Конечно, во всех. Исключение составляет старое братство монастыря Эсфигмен (существует и новая община Эсфигмена, представитель которой входит в Священный кинот Афона — прим. ТАСС), которое обособилось от всех других афонских монастырей, перестав поминать Константинопольского патриарха Димитрия еще в 70-х годах. В начале 2000-х годов Константинопольский патриархат назвал [старых] эсфигменцев раскольниками, после чего их канонично исключили из святогорского братства.
— И в русском монастыре вы его тоже поминаете?
— Ну, конечно. Он является нашим правящим архиереем. Как во всех русских монастырях поминают Святейшего Патриарха Кирилла, так и во всех афонских монастырях поминают Святейшего Патриарха Варфоломея.
Что же касается отношения русского Свято-Пантелеимонова монастыря к России, то почти вся братия является выходцами из России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Почти все мы до прихода на Афон были прихожанами или клириками в Русской православной церкви. И конечно же, все мы считаем Русскую церковь своей alma mater. Мы не должны забывать, откуда мы вышли. И поэтому всегда за Божественной литургией мы наряду с патриархом Варфоломеем поминаем и патриарха Кирилла. Мы молимся и за Русскую церковь, и за Константинопольскую, и за Элладскую. Прекратить молитву нельзя, чтобы не было ожесточения и раскола между православными церквями. Мы каждый день молимся "о благостоянии святых божиих церквей и соединении всех".
— Сколько сейчас насчитывает братия Свято-Пантелеимонова монастыря?
— Около ста человек. Ряд братьев находится на испытании, они еще не определились, останутся ли в монастыре или нет.
— А что касается паломников, много ли их приезжает вообще на Афон ежегодно? Есть такая статистика?
— Есть. Но точную цифру не могу назвать — я этой информацией не владею. Однако если судить по числу выдаваемых диамонитирионов (специальных разрешений на посещение Афона — прим. ТАСС), то получается что-то порядка 100 тыс. человек ежегодно. Некоторые монастыри, в том числе и наш, выдают по 10–12 тыс. диамонитирионов за год. Почти каждый день нам приходится принимать 100–150 человек, а в некоторые дни и до 300 доходит. По афонскому уставу, монастыри принимают паломников-мужчин любой национальности, гражданства и вероисповедания. Это правило и для всего Афона, и для монастыря. Да вы и сами видите, сколько людей приезжает к нам. А ведь их надо и обеспечить жильем, и накормить, и исповедовать, и причастить, и к святыням дать возможность приложиться, и записочки поминальные написать.
— Паломники приезжают на один день?
— Да, паломники обычно приезжают днем, остаются в монастыре на одну ночь, а утром уходят в другой монастырь. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник много чего может успеть: поучаствовать в суточном круге монастырских богослужений, исповедаться у опытных духовников, причаститься Святых Христовых Таин. Вечером и утром паломника накормят, он сможет полноценно отдохнуть в монастырском архондарике (гостинице). После утреннего богослужения у паломника есть возможность поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку. Паломнику диамонитирион выдается на трое суток, чтобы он мог за это время побывать в разных монастырях.
— Насколько подготовленными к паломничеству приезжают к вам люди? Когда приезжают неготовые, не знающие даже, как вести себя в церкви, вы, по-моему, довольно терпимо к этому относитесь?
— Да, это естественно. Главное, что эти люди попали на нашу святую афонскую землю, к святыням приложились нашим, увидели, как живут монахи — это же тоже необычный уклад жизни, который в миру очень поверхностно знают. Даже когда человек совсем маловерующий и невоцерковленный приходит к нам в храм на богослужение, он видит в храме множество молящихся мужчин (и не только монахов, но и мирских) — это, согласитесь, производит очень сильное впечатление: где в миру можно такое встретить? Сразу приходят на ум слова: "С нами Бог, разумейте языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог". Да и самое восприятие общей молитвы не проходит для человека напрасно, пусть он сам этого не сознает. Для некоторых такой опыт совместной молитвы полагает начало воцерковлению: вернувшись домой, паломник начинает посещать храм, исповедоваться, причащаться, вести православный образ жизни. Для нас это большая радость. А бывает, что после такой паломнической поездки человек заболевает Афоном, его душа все время рвется на Святую гору как к целебному источнику.
— Как на Афоне относятся к русским паломникам?
— Как у нас в монастыре относятся к паломникам, я уже рассказал. Если же вас интересуют другие афонские монастыри, то там и надо спрашивать и смотреть. Но, думаю, вряд ли плохо, потому что афониты — народ гостеприимный, и очень много русских паломников ездят по разным афонским монастырям, претензий же почти никаких не высказывают.
— Как вы считаете, не уменьшится ли число паломников на Афон после решения синода РПЦ о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом? По-прежнему ли на Афоне будут гостеприимно принимать паломников из России?
— Пока наоборот. Число паломников не уменьшается, а растет. Вы это видите сами. Вообще, сентябрь и октябрь — самое благоприятное время для паломничества. Приезжают отовсюду, в основном из России и с Украины. И миряне приезжают, и священники, и архиереи. Никаких ограничений с нашей стороны нет — мы всех принимаем: это же Афон. Никто не запрещал монастырям принимать паломников из России — ни Священный кинот Святой горы, ни Вселенский патриархат.
— Перед моим приездом на Афон ходили слухи, что Свято-Пантелеимонов монастырь может закрыть свое подворье в Москве. Соответствует ли это действительности?
— Непонятно даже, зачем монастырю это делать? Лучше слухам не верить.
— Одна газета напечатала статью, в которой утверждалось, что будто после принятого на заседании в Минске решения синода Русской православной церкви о прерывании евхаристического общения с Константинопольским патриархатом кинот на Афоне принял решение также разорвать связи с патриархатом Константинопольским, но решение это не опубликовано.
— Пока о подобных заявлениях со стороны Священного кинота Святой горы мы в монастыре не слышали.
— Есть ли у афонских монастырей какое-то единое мнение о ситуации на Украине?
— Это уже вопрос к политикам. Вы же понимаете: мы монахи, для нас главное — молитва за весь мир, а участие в политике — это не монашеское дело. Нельзя требовать от монахов быть политиками. Да и почему у афонских монастырей должно быть единое мнение о ситуации на Украине? Вы сами говорили, что даже в ряде греческих СМИ не различают каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата от раскольнического Украинского патриархата. Мы, афонские монахи, с большой скорбью относимся к тем событиям, которые происходят на Украине, потому что там живут наши братья. Мы многих знаем, поскольку они часто бывают на Афоне. У нас с Украинской церковью, которую возглавляет блаженнейший митрополит Онуфрий, всегда были и до сих пор сохраняются теплые братские отношения. И для нас очень печально, что на Украине существует вот такой разрыв между православными. Мы молимся каждый день о соединении всех, и это наша обязанность. Монашество вне политики, это надо понимать. Ведь если монахи будут участвовать в политических разборках, кто же будет молиться за мир? Так давайте делать каждый свою работу: монахи — молиться, а политики — управлять. Нельзя требовать от монахов того, что им не свойственно.
— Как монастыри Святой горы отнеслись к решению Константинопольского патриархата считать недействительными анафемы Филарета и Макария?
— Простите, но такого рода вопросы связаны с неправильным пониманием того, что такое Афон. Решение Константинопольского патриархата лежит в компетенции собора предстоятелей поместных православных церквей, а совсем не Афона.
— Летом мы писали, что некоторые русские священники не смогли поехать в Грецию, в частности на Афон, потому что греческие власти почему-то ограничивали им срок поездки, а то и визу не давали.
— Нам тоже известно, что этим летом у нескольких российских священников были трудности в получении греческой визы. Трудно сказать, с чем конкретно это связано, но явно не с Константинополем. И похоже, сейчас уже все нормализовалось, и жалоб от россиян на то, что им не дают визу в Грецию, пока нет.
— Какую помощь сейчас оказывает Россия Свято-Пантелеимонову монастырю? Существовали фонды, которые помогали восстановлению монастыря, они действуют и сейчас?
— В 2011 году был создан Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. Благодаря деятельности этого фонда многие объекты монастыря были восстановлены к 1000-летию русского монашества на Афоне. Сейчас фонд завершил свою работу, но материальная помощь монастырю продолжается, главным образом, благодаря ктиторам обители как со стороны России, так и Украины.
Беседовал Юрий Малинов