29 ноября 2018, 17:30
Интервью

Генподрядчик: первая канатная дорога в Москве по безопасности сравнима с авиатранспортом

Сергей Бобылев/ ТАСС

Дмитрий Сидорович рассказал ТАСС о кибератаке на серверы объекта и о том, повлияла ли она на работоспособность трассы

В Москве 26 ноября впервые заработал один из самых масштабных проектов столицы — канатная дорога длиной 700 м через Москва-реку от "Лужников" до Воробьевых гор. На третий день после запуска дорога приостановила работу из-за кибератаки на серверы объекта.

Столичная полиция начала доследственную проверку по факту хакерской атаки на системы фуникулера по заявлению гендиректора оператора — "Московская канатная дорога" — Михаила Лобачева в правоохранительные органы. Ему пришло электронное письмо от неизвестного о том, что он должен перевести биткойны для расшифровки файлов подвергшейся атаке системы "канатки".

ТАСС поговорил с генеральным директором филиала генподрядной организации дороги Bartholet Maschinenbau AG (Швейцария) Дмитрием Сидоровичем о данной ситуации, а также о том, как обеспечивается защита фуникулера, повлияла ли кибератака на работоспособность трассы и как устраняются ее последствия.

— Как вы обнаружили следы атаки?

— В интересах следствия мы не можем сейчас разглашать детали происходящего, но мы вовремя заметили, что компьютерная система канатной дороги подверглась попыткам атаки. Мы их отразили. Но когда началась вторая волна попыток, мы решили, что это может создавать угрозу безопасной эксплуатации и пассажирам. В итоге коллегиально было принято решение о приостановке работы канатной дороги. Далее последовал комплекс мер по защите цифрового оборудования фуникулера. 

— Есть ли в этих случаях риск травмирования пассажиров?

— Оборудование канатной дороги полностью является редундантным ("чрезмерным", с запасом безопасности — прим. ТАСС). Это означает, что все системы жизнеобеспечения и безопасности пассажиров дублированы. Даже при полном выходе из строя всех систем всегда основные функции, которые отвечают за безопасное вращение канатной дороги, остаются в действии. В нашей компании существует внутренняя инструкция, основанная на очень жестких европейских нормах. Канатный транспорт по нормам жизнеобеспечения сравним с обеспечением авиаперевозок. Условия безопасности, которые мы обеспечиваем, сравнимы с условиями, которые обеспечиваются на авиатранспорте. 

— Как вы оповестили пассажиров? Как проводилась остановка движения?

— Для пассажиров это была обычная, штатная остановка канатной дороги. Просто людей, находящихся в этот момент на линии канатной дороги, довезли до пункта назначения: кто ехал до "Лужников", их довезли до станции "Лужники". Кто ехал к станции "Воробьевы горы", вышли из подвижного состава, а следующих пассажиров не сажали в кабину.

— Когда дорога заработает в штатном режиме?

— Мы уже по состоянию на 15:00 29 ноября дали информацию о том, что оборудование находится в штатном режиме, дорогу возможно эксплуатировать уже с пассажирами. Коллеги из "Московских канатных дорог" (оператор систем — прим. ТАСС) совместно с Департаментом транспорта Москвы сейчас проводят необходимый анализ и комплекс мер для усиления безопасности. Прежде чем пассажиры сядут на канатную дорогу, все системы необходимо еще раз проверить, потому что это вопрос безопасности. Нужно на 100% убедиться, что никакое оборудование не пострадало в результате кибератаки. Как только коллегиально будет достигнуто общее решение о запуске дороги, так она и "поедет".

— Сколько человек единовременно следят за состоянием дороги?

— Как минимум по оператору на каждой станции. Всего это человек 20 — диспетчеры, операторы, технический персонал.

— Кто разрабатывал софт для фуникулера?

— Это разработка швейцарской компании совместно с нашим отдельным подразделением, которое находится в Италии.  

— Будут ли привлекаться российские IT-компании для усовершенствования системы?

— Нами будут приняты все необходимые меры для осуществления дополнительной защиты канатной дороги — мы будем разрабатывать вместе с представителями властей Москвы. Привлечены специалисты из Департамента информационных технологий столицы, мы работаем сейчас в контакте. Могу сказать, что власти оказали всецелую помощь в обеспечении комплекса мер, они оказали огромное содействие, предложили свою помощь с точки зрения IT-безопасности.

— В ряде соцсетей появлялась информация, что якобы техническая документация и согласование с российскими надзорными органами не было завершено перед запуском? Так ли это?

— Мы опровергаем всяческие высказывания о том, что что-то было сделано не в соответствии с законодательством. Разумеется, это даже невозможно для столь крупного и социально значимого объекта.

— Почему все-таки дорога вышла из строя, несмотря на комплексный подход к безопасности?

— Стоит понимать, что это очень инновационная канатная дорога, самая инновационная в мире. То, что произошло, — это внештатный случай в нашей практике, это произошло впервые. Мы живем в XXI веке, и даже в такой сфере, как канатный транспорт, как выясняется теперь, нужно быть готовым к киберугрозам. Это абсолютно новый вызов.

— Есть ли еще примеры таких дорог?

— Фактически объект уникален: это одновременно и транспортная система, и туристическая, и спортивная. Крупные дороги есть в Швейцарии, Австрии, но они используются с единственным назначением — перевозить посетителей горнолыжных курортов. В Москве реализована многофункциональная канатная дорога: она имеет две секции, на одной из которых в зимний период могут использоваться только "открытые кресла" (сейчас пока курсируют только закрытые кабины — прим. ТАСС) без выхода во вторую секцию, то есть в речной пролет, соединяющий Воробьевскую набережную с "Лужниками". Объект обладает большим количеством компьютеров в управлении, в том числе координацию подвижного состава осуществляет интеллектуальная система.  

Беседовали Екатерина Лука и Надежда Геращенко