27 декабря 2018, 13:30
Интервью

Зураб Церетели: всю жизнь я отдаю больше, чем получаю

Зураб Церетели. Николь Сергиенко/ ТАСС
Зураб Церетели
О работе за рубежом, новых памятниках и молодом поколении

Известный скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели отметит 4 января 85-летний юбилей. Кажется, нет ни одной страны, где бы не было представлено его творчество. И даже в новогодние праздники и в день рождения неутомимый мастер будет занят работой над статуей Христофора Колумба на острове в Карибском море. Церетели рассказал в интервью ТАСС, как отметит юбилей, о предстоящих выставках в Лондоне и Пекине и о том, чего он хотел бы пожелать сам себе.

— Зураб Константинович, как вы отметите Новый год и юбилей, который будет сразу после него?

 Буду на строительных лесах — работать над 126-метровой скульптурой. Памятник называется "Рождение Нового Света" и расположен на границе Пуэрто-Рико и США. Это продолжение проекта "Как Европа нашла Америку", посвященного плаванию Христофора Колумба. Скульптура уже установлена, но ее нужно обработать.

— А как же празднование с семьей, с близкими?

— У меня каждый день — праздник. Но вот эти дни я проведу в работе.

— После того как вернетесь в Москву, отметите юбилей с коллегами по Российской академии художеств?

— Как коллектив захочет. Думаю, что в середине января, когда у нас будет заседание президиума, отметим юбилей. Коллектив захочет — празднику быть!

— Есть у вас какая-то заветная мечта, о которой можно рассказать?

Знаете, я очень хочу, чтобы изучили мозги художника, природу творчества — откуда приходят новые идеи, как они появляются. Это важно

 Вот я встаю утром и сразу начинаю работать, не могу иначе. Ты просыпаешься и хочешь что-то создать. Понимаете, это наша профессия, крик души.

У меня была дача в Гульрипше. Я дружил с поэтами: Вознесенским, Евтушенко, и они приезжали ко мне туда, разговаривали там с Богом, и так рождались стихи. Евтушенко так там понравилось, что он рядом построил дом и жил. Еще помню, рисую дома и вдруг слышу, что кто-то громко говорит неподалеку. Выхожу во двор — стоит красивая барышня, а Андрей (Вознесенский) ей стихи читает. Чудо! Окружение, хорошие люди, природа… вдохновляют. Это очень полезно было для всех. Знаете, это все диктует природа. В Гульрипше долго жили писатели и поэты, потому что мудрейшие люди, которые руководили государством, отдали творческим людям все это. Это удивительно было.

— В юбилейный год у вас запланировано множество выставок по всему миру. Одна из них — в лондонской галерее Саатчи, ее открытие состоится 22 января. Вы поедете туда лично? И, говорят, планируется выставка в Пекине в следующем году.

 Да, поеду. Мои работы там хорошо принимают. Галерея сама обратилась ко мне с предложением устроить выставку. Кстати, также ко мне обратились из Пекинского художественного музея — там тоже пройдет достаточно большая выставка, и я планирую ее открыть лично.

— Что там будет представлено?

 Выставка будет достаточно большая: гости увидят и живопись, и графику, и скульптуру. Вообще у нас очень много выставок есть и будет, просто я скромно себя веду, но уже пошли слухи — видите, вы уже знаете и про Лондон, и про Пекин (смеется). Также у нас много выставок по России: в Санкт-Петербурге, Тольятти, Самаре, Саратове, Подольске и других городах. Так что предстоящий год будет насыщенным, как и всегда.

 — На днях, 24 декабря, в Грузии открылся памятник Александру Грибоедову. Часто ли вы бываете на родине?

 — Очень давно не был, к сожалению.

 — А почему?

 Много работы здесь, в России. Россия тоже для меня родина, и я тоже черпаю от нее силы, вдохновение.

— На открытии памятника ваши коллеги подчеркнули, что это важнейшее событие для всей страны.

 Да, в Грузии относятся к Александру Грибоедову с особым трепетом. И для меня это очень важная фигура, мне очень хотелось подарить этот памятник родной стране. Теперь он стоит в Тбилисском драматическом театре. Спектакли по произведениям русских писателей там ставили еще в середине XIX века. К сожалению, я сам не смог приехать на церемонию открытия монумента, но приехали мой внук и мой помощник. Надеюсь, что подарю своей родине еще много своих произведений.

— Какие проекты у вас сейчас в работе, помимо Колумба?

 Памятник Иосифу Кобзону пока в работе. Посмотрим, как получится. Уже закончил статую Иисуса Христа и "Аргонавтов". Они будут установлены в Сочи.

— Еще среди ваших проектов — цикл "История государства Российского", состоящий из 18 бронзовых статуй великих правителей. Где будут скульптуры?

  Для меня это особенный проект. Среди монументов — памятники Петру I, Марии Федоровне, Николаю II… Для меня они все очень важны, все 18. Это история нашей страны. Ее должны знать, помнить. Я подготовил предложение Министерству обороны Российской Федерации, чтобы создать парк "История России" и разместить его в парке "Патриот", там сейчас организуется большое выставочное пространство. Я задумал этот проект очень и очень давно, десятки лет назад. Постепенно закончил. Не буду плакаться, но довел все до конца.

— В этом году 100-летие со дня рождения Солженицына, и буквально на днях созданный вами памятник ему открыли в Кисловодске. Каким вам хотелось его изобразить?

— Это образ, а не натуралистичное изображение внешности. Солженицын видел, как я работаю над набросками, и когда я показал ему окончательный вариант, ему очень понравилось.

— Каким вам хотелось показать Александра Исаевича?

 Когда я читал Библию, думал, какие это мощные  люди — подвижники, пророки, какая сила духа!  И Солженицын для меня  мученик, мыслитель, пророк. Это человек, жизнь которого висела на волоске множество раз, но ничто его не сломило. Он всегда был верен истине. И всегда испытывал сильнейшую боль за свою страну. Я хотел передать и эту его боль, и его постоянное напряжение, сосредоточенность, его духовную глубину и духовную высоту одновременно. Он был нашим современником и вместе с тем не от мира сего. Это образ скорее иконический. Я очень старался поймать его жесты, характер, как он руками разговаривал. У него были очень выразительные, красивые, умные руки. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь, присущая лишь ему одному.

— Этот памятник вы передали в дар городу. Невозможно представить, сколько уже монументов вы подарили разным странам, городам. А среди молодого поколения вы видите таких художников, скульпторов, которые настолько отдаются работе?

 Очень талантливое поколение в России, очень хорошие дети. Но немножко надо родителям диктовать, чтобы не портили мальчиков. Вот сейчас в учебных группах очень мало мальчиков, в основном девочки. Надо, чтобы родители мозги исправили, чтобы поняли: рисование, искусство, творчество — очень важное дело. Оно формирует мышление, развивает человека, раскрывает его сердце, учит видеть мир, понимать его, любить. Через чувство передавать важнейшие идеи, свое ощущение Бога.

Как еще объяснить? Приходите на мастер-класс. Будем рисовать, красками работать. Поймете, какой это большой труд и какая большая радость!

— Следующий год объявлен Годом театра. До этого был Год кино, литературы. Как вы считаете, нужно ли провести в России Год изобразительного искусства?

Я думаю, было бы правильно, чтобы каждый год был Годом изобразительного искусства. Чтобы было как во времена Петра I. Искусство — это самое важное

 Мы в Академии художеств стараемся, чтобы проходило как можно больше выставок, чтобы проходили мастер-классы и другие мероприятия по всей стране.

— В день юбилея вас ждут поздравления от первых лиц государства, от коллег и друзей. А чего вы бы сами хотели себе пожелать?

 Работать и работать, создавать! И отдавать больше, чем получать. Я всю жизнь отдаю больше, чем получаю, — так меня воспитали.

​ Беседовала Наталия Крючкова