Ситуация на рынке нефтепродуктов сейчас стабильная, она останется устойчивой и по истечении срока действия соглашения правительства и нефтяников о стабилизации цен на топливо. Об инициативах ФАС по регулированию топливного рынка, а также об отмене роуминга между Россией и Белоруссией в интервью ТАСС рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.
— Правительство осенью подписало соглашение с нефтяниками о стабилизации цен на нефтепродукты, но действует оно до конца марта. Что будет с ценами на топливо по истечении этого срока?
— Ситуация с ценами стабилизировалась с лета. До этого был рост цен в апреле-мае. Это было вызвано рядом причин, в том числе изменением конъюнктуры внешних рынков, изменением налоговой нагрузки — за два года в два раза возросли акцизы, теперь это налог, который составляет одну треть в конечной цене каждого литра бензина. Также повлиял на цены и сезонный спрос. Правительство приняло ряд мер, в том числе и по снижению акцизов, кроме этого, было обеспечено дополнительное предложение топлива на внутренний рынок — топливо продавалось на бирже. Уровень цен на бирже был на 10% ниже, чем уровень приведенных к сопоставимому виду цен на зарубежных рынках. Все это позволило стабилизировать ситуацию.
Кроме того, были внесены изменения в налоговое законодательство, связанные с завершением налогового маневра. Поскольку это достаточно существенные трансформации, правительство приняло решение подписать соответствующее соглашение с нефтяными компаниями, чтобы обеспечить устойчивость рынка в переходный период. Именно поэтому срок действия соглашения ограничен — 31 марта. Вообще любые соглашения подобного рода в соответствии с законом о защите конкуренции должны иметь ограниченный период действия. Но при этом также ряд мер принимается для того, чтобы была обеспечена стабильная устойчивая ситуация на рынке. Начало года показало, что оптовые цены выросли, но затем они снизились, а на розничном рынке цены менялись несущественно, в первую очередь повышение цен было связано с увеличением НДС. По данным Росстата, с начала года рост цен по бензину и дизельному топливу составил соответственно 0,5% и 0,8%. Сейчас существенных изменений цен на рынке не происходит. В дальнейшем желательно, чтобы, как и в предыдущие годы, цены менялись близко к темпам инфляции. Понятно, что они нерегулируемы, но это не означает, что они будут существенно расти.
— То есть не потребуется продлевать соглашение с нефтяными компаниями для стабилизации рынка?
— Даже в рамках действующего соглашения в основном ситуация на рынке была обусловлена конъюнктурой и условиями конкуренции. Те параметры, которые были сформулированы в рамках этих соглашений, они скорее содержали ряд мер, направленных на недопущение необоснованного роста цен, а не на фиксацию цен. Регуляторы в постоянном режиме проводят мониторинг ситуации — оцениваем, какие объемы потребления, какие запасы, какой объем предложения на внешний и на внутренний рынок, какие объемы суточных торгов на бирже. Сейчас мы констатируем, что ситуация спокойная, устойчивая, она работает по законам рынка. Это означает, что с прекращением срока действия соглашения ситуация будет оставаться устойчивой.
— Все-таки с нового года одновременно произошло повышение и акцизов на топливо, и НДС, это должно оказать влияние на уровень цен…
— Да, но мы входили в новый год с определенным запасом прочности, который позволил на оптовом рынке смягчить подобного рода воздействие этих факторов. Но в любом случае продолжаем ситуацию анализировать и мониторить. При необходимости у ФАС есть инструменты принятия мер антимонопольного регулирования, у правительства есть рычаги, например возможность введения заградительной экспортной пошлины. Обсуждаются некоторые механизмы усовершенствования действующего правового регулирования.
— Что это за механизмы?
— Например, в первом квартале этого года мы должны окончательно определиться с вопросами, связанными с возможностью внедрения механизма плавающего акциза. Это давняя инициатива ФАС, ее поддерживают другие участники рынка и ведомства, поэтому полагаем, что у нее есть хорошие перспективы. Это не касается кардинальных изменений норм права с фискальной точки зрения, предполагается именно изменение механизма реагирования на меняющуюся конъюнктуру. Применение гибкого акциза будет способствовать устойчивости и не будет требовать дополнительных мероприятий административного или правового характера.
— ФАС уже давно предлагала использовать механизм гибкого акциза, но тяжело продвигалась эта инициатива. Сейчас что-то изменилось?
— Практически нет тех, кто бы возражал. Дело в том, что, хотя это комплексный вопрос, головным по вопросам изменений в налоговое законодательство тем не менее является Минфин. Конечно, мы можем инициировать рассмотрение этого вопроса в правительстве исходя из понимания воздействия налогового регулирования на ситуацию на рынке, но администрирование — это компетенция Минфина. Но сейчас общее понимание необходимости такого механизма существует. В целом Минфин не против.
НДПИ, например, гибкий налог, который зависит от конъюнктуры. Ставки экспортных пошлин устанавливаются гибко, в привязке к изменениям конъюнктуры.
По мере завершения налогового маневра пошлины перестанут устанавливаться, останется два налога — НДПИ или НДД и акцизы, которые будут меняться по гибкой формуле, и они будут обеспечивать стабильность ситуации на рынке.
— А когда механизм гибкого акциза сможет заработать?
— В любом случае, он не сможет заработать раньше 2020 года.
Еще одно из предложений ФАС — увеличение нормативов продаж топлива на бирже. Как сейчас обстоит ситуация и какую динамику объема торгов ожидаете?
— Сейчас на бирже торгуется больше нефтепродуктов, чем это предусмотрено нормативами совместного приказа, и больше, чем это предусмотрено предписанием ФАС, которое мы ранее выдавали (нефтяным компаниям в рамках предписаний по трем "волнам дел" о нарушениях антимонопольного законодательства). То есть на рынке торгуется где-то 20–23% от объема, поставляемого на внутренний рынок. А по нормативу это 10%. Поэтому предложение относительно увеличения норматива до 15%, оно вполне может быть принято. Правда, не все участники готовы его внедрять — это зависит от того, насколько сбалансирован объем производства нефтепродуктов и потребление в собственных сетях АЗС. Поэтому сейчас этот вопрос обсуждается и решение по нему окончательно будет принято в первом квартале этого года.
Кроме этого, мы обсуждаем и другие вопросы. В частности, дорожной картой по развитию конкуренции в ТЭК предусмотрено и развитие рынка производных инструментов — срочного рынка. В этом смысле, когда развивается торговля производными инструментами, параметры ликвидности существенно возрастают. Поэтому требования к объему наличного товара могут снижаться, если будут работать финансовые инструменты. Сейчас уже достаточно успешно мы начинаем этот продукт развивать, если пойдет так, как мы планируем, может быть, необходимости увеличивать пороговые значения продаж на бирже наличного товара не будет, потому что в формировании ликвидности будут также, а скорее преимущественно, участники финансового рынка.
— Осенью "Роснефть" на небольшой период приостанавливала продажи топлива на бирже. Тогда вы говорили, что ФАС анализирует действия компании. Как избежать повторения ситуации?
— "Роснефть" сразу же написала письмо в ФАС, где заявила о готовности способствовать обеспечению условий конкуренции. Также нужно понимать, что ее действия состояли не в прекращении поставок на рынок, они изменили характер продаж на бирже — от анонимных торгов к адресным сделкам. И те и другие законодательством не запрещены. Но с точки зрения формирования ликвидности рынка учитываются именно параметры анонимных торгов. К счастью, мы находимся в ситуации, когда рынок наличного товара биржевой торговли нефтепродуктами является зрелым. Неучастие или изменение параметров участия какого-нибудь одного игрока, даже самого крупного, уже не оказывает предопределяющего влияния на условия обращения товара на бирже. Конечно, хорошо, когда компания "Роснефть" устойчиво 2017–2018 годы торгует на бирже в объемах порядка 20–30% от объема поставок на внутренний рынок, существенно превышая норматив. Но даже сокращение ее объемов не было критично, потому что другие участники торгуют в рынке. "Газпром нефть" и "Лукойл" торговались всегда стабильно. С учетом модернизации НПЗ в ноябре 2018 года существенные дополнительные объемы топлива на биржу были поставлены компаниями "Газпрома", дополнительные мощности также появились и у "Таифа", у других игроков. Они в значительной степени заместили те объемы торгов, которые выпали из-за изменения режима торговли компании "Роснефть".
Это был короткий, в несколько дней, период, когда "Роснефть" торговала в режиме адресных сделок, и компания продолжила торговать так, как она обычно торгует: в режиме конкурентных анонимных торгов. Ситуация на рынке остается стабильной. Сейчас объемы торгов находятся близко к верхней границе диапазона ежесуточной торговли — порядка 33–35 тыс. тонн и по бензину, и по дизельному топливу. Плюс созданы значительные запасы.
— ФАС решила не применять никаких санкций к компании и не стала выдавать предупреждение?
— Дело в том, что для того, чтобы выдавать предупреждение, сокращение объемов должно было происходить в более длительный период. Здесь все менялось очень быстро, поэтому даже процессуальной необходимости выносить такого рода предупреждение не было. При этом были приняты изменения в правила биржевой торговли, направленные на повышение эффективности. С января этот механизм уже работает.
— Пользователи начали жаловаться на то, что невозможно удалить приложение Facebook на смартфонах Samsung. Получали ли вы такие обращения?
— Мы такие жалобы пока не получали. Но с учетом опыта предыдущих дел о нарушении антимонопольного законодательства в рамках дорожной карты по информационным технологиям есть два раздела, которые касаются возможности удаления установленных приложений и возможности предустановки их. Сейчас создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Поэтому кроме норм антимонопольного законодательства мы также хотим этот вопрос решить в рамках нормативно-правового регулирования. Все участники рынка вовлечены в этот процесс, в том числе и Google, и Samsung. В ближайшее время состоится первое заседание этой рабочей группы. Мы рассчитываем, что изменения в законодательство будут подготовлены по итогам заседания.
— Какого рода поправки потребуются?
— Они должны описать вопросы, связанные с возможностью предустановки приложений, которые не нарушают безопасность и устойчивость функционирования устройств, а также возможность их удаления, исходя из того, какие программные продукты интересны потребителю. Здесь задача в том, чтобы излишне не зарегулировать эту сферу, с одной стороны, а с другой — дать возможность выбора потребителю.
Сейчас мы обсуждаем, в какие законы необходимо внести соответствующие поправки. Я думаю, что по итогу обсуждения на рабочей группе это станет понятно.
— ФАС долгое время боролась за отмену роуминга, в итоге удалось этого добиться, но все же были назначены штрафы для операторов. Все ли участники рынка выплатили штрафы по внутрисетевому роумингу?
— Все штрафы по национальному роумингу были выплачены, по внутрисетевому роумингу ожидаем выплату в январе, пока сроки еще не истекли. Я думаю, что важнее не только и не столько санкции, сколько изменение всей ситуации с ценообразованием. Потребители получили положительный эффект: произошло существенное снижение цен на услуги связи во внутрисетевом роуминге — от двух до пяти раз в зависимости от типа услуг. Потребители сейчас чувствуют себя намного более комфортно, чем это было ранее. Теперь, перемещаясь по территории нашей необъятной родины, они не испытывают опасения относительно получения шоковых счетов. Сейчас потребители получают услуги по тарифам, близким к тем, которые установлены в домашнем регионе. За счет этого повысилась лояльность потребителей, они стали потреблять гораздо больше услуг. Операторы при этом не потеряли в доходах за счет роста объема продаваемых услуг. Баланс интересов был достигнут на более низком ценовом уровне.
— Вы говорили, что на следующем этапе планируется достичь отмены роуминга с Белоруссией, а далее — на пространстве ЕАЭС. Есть ли в этом вопросе своя специфика с учетом большего количества игроков на рынке и когда может быть отменен роуминг между странами?
— Эта работа ведется. Не так давно мы организовали рабочую группу с белорусскими коллегами, провели заседание и договорились, что у нас есть все основания, чтобы двигаться в этом направлении.
В совещании участвовали представители Минкомсвязи РФ, ФАС РФ и представители Министерства связи и Министерства антимонопольного регулирования с белорусской стороны. Также участвовали все операторы связи.
Для решения задачи отмены роуминга между Россией и Белоруссией требуется сначала снизить ставки взаиморасчетов (интерконнект) и межоператорские роуминговые ставки, сейчас мы работаем над этим. После этого станет возможно снижение конечных тарифов для пользователей. После снижения тарифов сразу же изменится ситуация с трафиком — он будет расти, как мы видим сейчас в России, после отмены роуминга. Мы рассчитываем, что в этом году можно достичь отмены роуминга между Россией и Белоруссией. Операторы обеих стран готовы к этому.
Что касается ЕАЭС, мы обсуждаем этот вопрос с точки зрения возможности внесения изменений дополнений в части, касающейся принципов справедливого роуминга, в соответствующий раздел базового договора о функционировании союза. У нас есть полное взаимопонимание со всеми участниками процесса. Мы уже договорились об основных принципах, остается только их внедрить в практику. Здесь операторы могут добровольно внедрять эти принципы или по принуждению регуляторов. Конечно, хорошо, когда это происходит добровольно, но в любом случае у нас есть механизмы антимонопольного регулирования.
— В России начался переход с аналогового на цифровое телевещание. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ФАС следить за ситуацией с ценами на цифровые приставки. Процесс перехода начался в декабре с Тверской области, где ФАС сразу же обнаружила нарушения и возбудила дела против ретейлеров. Как сейчас обстоит ситуация, что показывает мониторинг?
— Цифровое телевидение внедряется поэтапно, потому что этот процесс масштабный и затрагивает интересы практически всех граждан. Понятно, что приходит качественно новое телевидение в наши дома — мы будем получать совершенно новое качество изображения в двух мультиплексах. Пилотный проект в Твери стартовал 3 декабря, он стал плотным и для нас. Мы должны были сопровождать внедрение цифрового телевидения, в том числе в рамках поручения правительства о недопущении необоснованного роста цен на цифровые приставки. Мы уже 7 декабря вышли с внеплановой проверкой в торговые сети. В проверке участвовали представители как территориального управления, так и центрального аппарата. Попали, что называется, в нужное место в нужное время. Еще в первой половине дня ситуация была благоприятная, цены находились на приемлемом уровне, приставки были в наличии. Но уже во второй же половине дня в дешевом ценовом сегменте товар стал вымываться, имел место рост цен, соответственно, было принято решение о возбуждении антимонопольных дел. Мы эту ситуацию поймали на самом начальном этапе возможных негативных изменений. Сейчас ситуация в Твери исправилась, она благоприятная. Дела мы будем рассматривать в конце января — начале февраля. Если факт нарушения будет установлен, то решение будет касаться не одного региона, а страны в целом, где осуществляют продажи торговые сети. Речь может пойти и об условиях восстановления конкуренции, и о штрафных санкциях. Как правило, рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства носит не только пресекательный, но и предупредительный характер. С учетом совокупности дополнительных принимаемых мер мы не ожидаем развития ситуации по негативному сценарию. Мы понимаем, что ситуация есть и будет устойчивой.
На следующих этапах перехода с учетом опыта пилотного проекта мы готовим проведение селекторного совещания с территориальными управлениями следующих семи регионов, где будет внедряться цифровое телевидение. За две недели будем выходить с проверками с видео- и фотофиксацией ситуации. В режиме постоянного мониторинга отслеживаем уровень закупочных цен торговыми сетями, продажную стоимость приставок, оцениваем запасы. В отдаленных населенных пунктах "Почта России" будет также поставлять цифровые приставки. Поэтому ситуация контролируемая. Все домохозяйства будут иметь возможность получить по приемлемым ценам оборудование, а для малоимущих слоев населения предусмотрены дотации из региональных бюджетов.
Беседовала Анна Дементьева