Реформа в сфере обращения с отходами стартовала в России 1 января 2019 года. Все этапы работы, от вывоза мусора до устранения нелегальных свалок, в субъектах РФ взяли на себя специальные региональные операторы. Заместитель главы Минприроды РФ Денис Храмов рассказал ТАСС о старте реформы и новой публично-правовой компании по отходам, которая будет координировать их работу.
— Денис Геннадьевич, какой объем рынка обращения с отходами в России сейчас?
— Мы исходим из того, что в России образуется порядка 70 млн тонн отходов в год. Инвестиции в капитальные вложения будут составлять порядка 300 млрд рублей. Порядка 200 млрд рублей составляет ежегодный оборот рынка обращения с отходами, это очень грубая оценка.
— С учетом происходящих изменений рынок обращения с отходами в России продолжит расти?
— Потребление растет на 2% в год, соответственно, растет и количество мусора. Но наша задача, чтобы количество захораниваемого мусора снижалось и он все больше вовлекался во вторичный оборот. По логике, рост образования мусора не должен приводить к увеличению захоронения мусора, а должен способствовать окупаемости инвестиций регионального оператора в его сортировку с последующей утилизацией.
— 14 января была учреждена публично-правовая компания (ППК) по обращению с отходами. Как она будет встраиваться в существующую систему и взаимодействовать с региональными операторами?
— Пока о взаимодействии говорить рано, потому что сейчас только исполняется указ президента, предписывающий правительству принять меры по утверждению устава ППК. Сейчас готовятся учредительные документы, положение о наблюдательном совете, постановление правительства о назначении генерального директора. У компании две основные роли: первая — институт развития, вторая — центр компетенции. Под институтом развития понимается помощник региональных операторов и субъектов РФ, который привлекает инвестиции для реализации программ по строительству мусороперерабатывающих мощностей с участием государственного или частного финансирования. И второе — это интегратор федеральной территориальной схемы обращения с отходами, которая позволяет видеть картинку в целом. Он будет налаживать взаимодействие между региональными операторами во всех субъектах с точки зрения организации мусорных потоков, оптимизации перерабатывающих мощностей, понимания, какие технологии и где будут лучше работать, и аккумулирования у себя банка данных таких технологий. Основная функция интегратора — помощник. Те, кто себе представляет, что ППК после создания выйдет на улицу с метлой, совком или повезет контейнеры — нет, это не так.
— Уже известно, когда компания приступит к своим обязанностям?
— В течение года должна активно заработать. У нее уже есть цели и задачи на этот год. Но сначала, конечно, нужно завершить организационные процедуры.
— Когда вы планируете их завершить?
— У нас есть месяц на подготовку положения в совете, на утверждение документов. После этого надо будет в течение трехмесячного срока обеспечить определение состава федерального имущества, которое будет передаваться этой компании, а также государственную регистрацию. В мае уже должно быть понятно, что, где, как и кто.
— Пока неизвестно, кто может компанию возглавить?
— Не могу сказать. Не хочется предвосхищать события или как-то на них влиять своими ожиданиями. Очень важная отрасль.
— За счет чего будет складываться бюджет компании?
— ППК — один из ключевых инструментов реализации федерального проекта в составе нацпроекта "Экология" — "Формирование новой комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами". Предусмотрено порядка 78 млрд рублей. Это деньги на строительство новой отрасли, софинансирование для строительства мусороперерабатывающих заводов, а также на формирование единой федеральной системы по обращению с отходами. Это фонд, который целевым образом заработает для того, чтобы у нас с вами через шесть лет была эффективная система обращения с ТКО.
Мы пока думаем над формой — возможно, ППК будет главным распорядителем бюджетных средств, для чего потребуется внесение изменений в законодательство, то ли она будет экспертно-аналитическую поддержку осуществлять. Но совершенно понятно, что она будет в этом участвовать. Потому что нельзя выстраивать единую картину, не видя при этом значительной части происходящего.
— А будут ли привлекаться внебюджетные источники финансирования?
— Обязательно, мы очень на них рассчитываем. Собственно, интегратор и нужен для того, чтобы привлечь внебюджетные источники в отрасль, которые при наличии сильного государственного участника придут более охотно. И под более низкий процент, что немаловажно. Поэтому мы, в принципе, рассчитываем, что сумма, которую мы планируем, — это только треть от тех инвестиций, которые потребуются. Остальные источники, конечно, внебюджетные средства.
— То есть порядка 240 млрд потребуется? Есть у вас какой-то приблизительный расчет?
— Мы исходим из того, что потребуется около 200 млрд рублей внебюджетных источников. Точная цифра, которая сейчас заложена, — это 182 млрд рублей.
— Людям было бы гораздо проще перейти на новую систему, если бы контейнеры находились в непосредственной близости от их жилья. Подмосковье и Саранск пока лидируют в этом плане, а как быть с остальными регионами?
— Раздельный сбор — это элемент территориальной схемы обращения с отходами. Сейчас в каждом регионе формируется специальная схема, которая предусматривает, сколько мусора будет утилизироваться, сколько обрабатываться, куда и по каким маршрутам перевозиться. Допустим, регион производит 300 тысяч тонн отходов. В терсхему включается сортировка на 300 тысяч тонн. Получается, раздельный сбор не нужен. Даже сам региональный оператор в этом не заинтересован — пусть лучше все валится в кучу, потому что у него уже есть мощности, с помощью которых он будет это все разделять, дальше что-то использовать.
Обеспечение раздельного сбора — отдельная тема, так как людей нужно научить это все разделять, раскладывать все в разные контейнеры. Поэтому регион должен понимать свой инструментарий, как именно он это будет делать, нужно ему вводить общественный контроль, штрафы или формировать культуру с детства с помощью уроков в детских садах и школах. Думаю, что поэтапно, с учетом введения перерабатывающих мощностей и с учетом шишек, набитых региональными операторами, мы будем увеличивать процент регионов, занимающихся раздельным сбором.
Нужно этот вопрос очень тщательно прорабатывать. При этом некоторые субъекты уже установили дифференцированную плату населения для тех, кто собирает раздельно, и тех, кто этого не делает. Все зависит от решения субъекта, конечно.
— А планируется ли проводить просветительскую работу с населением? Очевидно, что не все знают, как и зачем заниматься сортировкой мусора.
— Конечно, она и сейчас проводится, причем очень активно. Сейчас и конференции проводятся на эту тему, и разнообразные открытые уроки в регионах и по телевидению. Когда мы только готовили реформу, в ежедневном режиме, и, не отрываясь от конференц-связи, постоянно отслеживали и до сих пор отслеживаем, что в регионах делается, чтобы эту работу поощрять. Мы общаемся с регионами — от Кавказа до Дальнего Востока, а это планомерная работа с людьми, детскими садами. Даже в федеральном проекте по ТКО у нас заложена планомерная работа с людьми, которым нужно объяснять, зачем и почему это нужно. Это нормально, население должно понимать, за что платит, зачем появилась отдельная строчка в платежке.
— Кроме Подмосковья и Саранска, кто еще в лидерах по готовности к введению раздельного сбора?
— Подмосковье пока только приступает к этому. Хорошо себя проявляют Мордовия, Удмуртия, Новокузнецк, Пермь. Это пока лучшие практики раздельного сбора мусора в России.
— Как относитесь к идее отмены НДС для региональных операторов?
— Мы поддерживаем эту меру. Сразу скажу, что НДС раньше в формировании стоимости обращения твердых коммунальных отходов не участвовал. Но это ощутимый элемент. Мы, конечно, убеждаем Минфин в необходимости из этой цепочки его исключить, чтобы облегчить старт реформы.
— Там есть еще один нюанс — с 2018 года был введен реверсивный НДС для макулатурщиков. Как считаете, это несет какой-то риск для формирования структуры раздельного сбора отходов?
— Если НДС увеличивает расходы инвестиционной составляющей, конечно, это определенный риск. Но мы сейчас находимся в процессе оценки влияния НДС на отрасль, так что пока бы воздержался от каких-то однозначных комментариев.
— А как насчет тарифов на вывоз мусора в разных регионах? До старта реформы наблюдалась значительная разница, в некоторых субъектах он был существенно больше. Сейчас такой разброс сохраняется?
— Реформа только стартовала для почти семи десятков субъектов, пока все только формируется. Тариф рассчитывается из нескольких показателей: затраты, умноженные на нормативы накопления отходов, высчитанные по специальной методике. Все это делится на 12 месяцев. Из этого и формируется платежка. Подтверждается ли норматив накопления — это отдельный вопрос, которым сейчас занимаются регоператоры. Изучается, учтены ли все расходы, каким образом они участвуют в тарифе, это тоже все анализируется и делается. Поэтому пока о том, что был сильный разброс, а потом вдруг все стало ровно и одинаково, говорить не приходится. Наша задача — объяснить людям, что новая платежка — это не что-то совсем уж новое. Все-таки надо понимать, что раньше плата за вывоз мусора тоже там была, просто она была не коммунальной услугой, а жилищной.
— Как вы считаете, 2019 год будет для мусорной отрасли тяжелым?
— Простым точно не будет. Я думаю, что главным результатом 2019 года должно стать накопление опыта по реформе. Регионы, которые будут работать с региональными операторами, войдут в рабочий ритм. До конца года должна быть сделана единая федеральная схема обращения с отходами, которая интегрирует в себя региональные территориальные схемы и отразит картинку формирования около 70 млн тонн твердых коммунальных отходов в стране: в каком виде, каком месте, какая логистика, какой компонентный состав, какие объемы. Вот это будет ключевой результат 2019 года. И еще до конца года заработает публично-правовая компания.
— Минфин подготовил законопроект о переводе экологического сбора в налог с 2020 года или позднее. Ваше мнение?
— Налог в прямом смысле слова, когда все обязаны платить за будущую утилизацию и могут загрязнять, мы не поддерживаем совершенно. Экосбор — это часть новой системы обращения с отходами. Если его "вынуть", система не заработает. Система подразумевает рост ставок экологического сбора. Если нет роста платы, то нет и стимула у компании создавать ассоциации, строить мусороперерабатывающие мощности, заключать договоры с операторами на этом рынке.
Мы будем на правительстве обосновывать свою точку зрения. Очень важен целевой характер расходования этих средств, когда производитель в рамках реализации своей расширенной ответственности имеет выбор: заплатить экосбор или построить мощности по переработке.
Задача экологического сбора — не пополнить бюджет, а стимулировать развитие мусороперерабатывающих предприятий. Я думаю, что нас Минфин РФ слышит и разделяет нашу точку зрения во многом.
В идеале мы должны стремиться к тому, чтобы ставки экосбора были высокими, а платеж в бюджет был маленьким. Чтобы выбор производителей и импортеров продукции из опций: переработать самому, заключить договор или заплатить деньги экосбора не делался в пользу последней. Лучше, чтобы все перерабатывалось.
— Планируется ли ускорить переход на 100% обложения обращаемых на территории России товаров экологическим сбором, чтобы подтолкнуть механизм расширенной ответственности производителя (РОП)?
— Все это увязано с материалами, которые запрещается захоранивать. Предусмотрен поэтапный ввод. Если мы будем ускорять переход к 100% обложению всей тары, обращаемой на территории России, экосбором, то может "занести на повороте". Как запланировано — так это и делается. "Российский экологический оператор" будет обладать полномочиями по регулированию работы РОПа. Это будет один из активных участников процесса.
ППК не заменит собой ассоциации, он будет помощником для них и будет двигать тему по смещению акцентов с уплаты экологического сбора на строительство перерабатывающих мощностей.
— ППК будет подчиняться Минприроды или отдельно существовать?
— Минприроды России выполняет функции учредителя. У компании есть наблюдательный совет, в него включаются три министерства: Минстрой, Минприроды и Минпромторг. Вся тема с полномочиями в отношении твердых коммунальных отходов сравнительно недавно сконцентрирована в Минприроды, конечно, это будет структура, подведомственная Минприроды.
— Интегратор должен помочь регионам и объяснить им новую систему обращения с отходами. Есть ли какие-то опасения среди губернаторов по поводу реформы?
— Министр лично сразу после нового года обзвонил всех губернаторов, поинтересовался, как все идет. Какой-то сильной боязни, особенно среди тех, кто начал мусорную реформу, мы не видим.
Старт реформы совпал с традиционным пиком потребления (новогодние праздники — прим. ТАСС). Норматив накопления в семь раз увеличен в праздники. Были перебои и накладки, но операторы справились. Регионы понимают, что все не так страшно, как казалось сначала. Был определенный мандраж, когда мы работали с ними до начала старта мусорной реформы. Но сейчас мы уже пошли широким фронтом.
— Есть ли риски, возможность, что осенью 2019 года убыточные региональные операторы начнут уходить с рынка?
— Обязательно будем смотреть, оказывать поддержку и работать в индивидуальном порядке, помогать регионам в этом плане. Сейчас с Минфином прорабатывается вопрос предоставления дотаций субъектам рынка на погашение кассовых разрывов региональных операторов в связи с их неучтенными расходами в тарифе.
— Возможна ли какая-то программа страхования?
— Нет, зачем? При страховании мы добавляем еще одного участника, который на этом погреет руки. Мы будем смотреть за ситуацией и постараемся предотвратить эти моменты.
Это неизбежный процесс: кто-то выплывет, кто-то может на дно начать падать. Мы подстраховались, дав губернаторам полномочия в случае ухода регоператора привлечь другого. У них есть все необходимые рычаги.
Регион должен сам видеть, если сейчас у него нет регоператора, а он может в таком состоянии просуществовать только до 2020 года, то надо начинать действовать в соответствии с общей процедурой, чтобы утвердить территориальную схему, выбрать регионального оператора, утвердить тарифы и заработать.
— Рассматриваются ли какие-то альтернативные заводам японо-швейцарского концерна Hitachi Zosen Inova технологии обезвреживания и утилизации отходов?
— Сейчас много технологий изучается. Но одно дело сжигание, другое — сортировка и захоранивание, компостирование, возможность RDF топлива (refuse derived fuel, твердое вторичное топливо — прим. ТАСС). Их много, нужно выбирать исходя из места размещения, объемов формирования и компонентного состава с учетом раздельного или не раздельного сбора, глубины сортировки. Может быть, в какие-то проекты, чтобы сделать их окупаемыми, нужно свезти мусор с нескольких регионов.
Беседовали Камила Туркина, Александра Рыжкова