В 2019 году Словакия приняла на себя председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и в качестве своих приоритетов определила урегулирование существующих и профилактику назревающих конфликтов. Реализацией амбициозной повестки займется министр иностранных дел республики Мирослав Лайчак, который является действующим председателем ОБСЕ. Политик уже совершил поездки на восток Украины, в Молдавию и Приднестровье, на границу Грузии с Южной Осетией, везде стараясь максимально содействовать развитию диалога и укреплению доверия между противостоящими сторонами. В ближайшее время он прибудет в Москву. В его планах — обсудить с Сергеем Лавровым повестку ОБСЕ и заручиться поддержкой России.
— Словакия в качестве государства — председателя ОБСЕ объявила одним из главных приоритетов активное содействие урегулированию ситуации на Украине. Каким образом республика намерена это осуществлять?
— Украина — наш ближайший сосед, который сталкивается с вооруженным конфликтом на своей территории. Это, конечно, не оставляет нас равнодушными. ОБСЕ уделяет особое внимание событиям на Украине, о чем свидетельствует тот факт, что крупнейшая миссия наблюдателей ОБСЕ — СММ (Специальная мониторинговая миссия) действует на территории Украины. Ясно, что для достижения какого-либо прогресса в случае кризиса на Украине необходимо постоянное заключение и выполнение существующих обязательств, особенно Минских соглашений. Словакия в качестве председателя ОБСЕ поддерживает работу всех форматов, которые могут способствовать политическому урегулированию кризиса. Мы ориентируемся на население, пострадавшее от последствий конфликтов по обеим сторонам линии соприкосновения. Мы как председатель работаем над расширением безопасных зон, прогрессом по вопросу разминирования, ремонтом критически важной инфраструктуры, обменом заключенными и общим улучшением гуманитарной ситуации. В этом контексте мы уделяем особое внимание ситуации на контрольно-пропускных пунктах линии соприкосновения.
— 15−16 января состоялась ваша поездка в качестве действующего председателя ОБСЕ на Украину. Каковы ваши впечатления от поездки и, в частности, от переговоров с руководителями этой страны?
— Во время этого визита помимо официальных переговоров с украинскими представителями в Киеве я также посетил линию соприкосновения на (контрольном пункте въезда-выезда) "Станица Луганская". То, что я там увидел, меня поразило. Люди по обеим сторонам линии соприкосновения живут в практически нечеловеческих условиях. У них проблемы с питьевой водой. Серьезную угрозу представляет то, что территория заминирована и в районе есть неразорвавшиеся боеприпасы. Однако ремонт инфраструктуры и разминирование затруднены из-за продолжающегося нарушения режима прекращения огня. Во время моего визита на Украину я призвал моих партнеров быть конструктивными и обеспечить безопасную работу миссии ОБСЕ (СММ) и других международных организаций, в частности Международного Красного Креста (МКК). Следует избегать шагов, которые могут привести к увеличению напряженности в регионе. Встречи с украинскими партнерами оставили у меня положительное впечатление, и я твердо уверен, что они внесут позитивный вклад в усилия словацкого председательства в ОБСЕ.
— Сразу же после Украины (17−19 января) вы совершили поездку в Молдавию. Речь шла об урегулировании ситуации вокруг Приднестровья. Как ОБСЕ может повлиять на перспективы активизации развивающегося там переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем?
— Во время моего визита в Молдавию обе стороны в конфликте подтвердили свою приверженность продолжению переговоров в существующих форматах, то есть "5 + 2" и "1 + 1". Они также подтвердили готовность продолжать меры по укреплению доверия, чтобы выполнить оставшиеся пункты пакета "Берлин-плюс" (содержит семь пунктов, по которым Молдавия и Приднестровье достигли согласия при содействии посредников — прим. ТАСС), определить возможные новые меры по улучшению условий жизни населения по обеим сторонам Днестра. В интересах обеих сторон — создать благоприятные условия для урегулирования приднестровского конфликта. Председательство Словакии в ОБСЕ в сотрудничестве с миссией ОБСЕ в Кишиневе, специальным представителем председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини и Центром по предотвращению конфликтов при секретариате ОБСЕ будет поддерживать все инициативы, которые могут продвинуть процесс вперед. В случае представления практических и выполняемых предложений мы будем инициировать созыв новой встречи в формате "5 + 2" в Словакии при условии, что она приведет к конкретным результатам. Я призвал молдавскую сторону к справедливым и прозрачным выборам, которые будут отражать существующую поддержку населением политических партий.
— Вскоре вы планируете посетить Россию. Какова цель вашего визита? С кем из российских руководителей планируете встретиться и какие темы поднять на переговорах?
— Цель моего визита состоит в том, чтобы заручиться поддержкой России, как весьма важной страны — участницы ОБСЕ, приоритетов Словакии как председателя ОБСЕ. Мы обсудим возможности для прогресса в решении существующих конфликтов в регионе ОБСЕ, а также вопросы, которые затрагивают все три направления работы организации. Особенно хотим сосредоточиться на решении ситуации на Украине и вокруг нее. Хочу также пригласить российских партнеров к сотрудничеству в реализации гуманитарных мер укрепления доверия, которые объединяют обе стороны конфликта на Украине. Формат переговоров пока еще не определен. Однако могу подтвердить, что во время визита меня будет сопровождать представитель секретариата ОБСЕ.
— Словакия не признает суверенитет Косова. Недавно президент самопровозглашенной республики призвал вас, действующего председателя ОБСЕ, способствовать получению ей права голоса в организации. Какова ваша реакция на это?
— ОБСЕ принимает решения на основе консенсуса, голосами всех 57 государств-участников. Каждое государство-участник, включая Словакию, голосует на основе своей национальной позиции. Учитывая то, что среди стран — участниц ОБСЕ есть несколько стран, которые не признали независимость Косова, переговоры по этому вопросу в ближайшем будущем маловероятны.
— Чем ознаменовался 2018 год, год 25-летия установления дипломатических отношений между Словакией и Россией, для словацко-российских отношений?
— Сама 25-я годовщина установления дипломатических отношений между нашими странами является подтверждением их успешного развития. В 2018 году мы продолжили наш политический диалог с учетом существующих ограничений. Развивается сотрудничество в таких областях, как образование и культура. Мы добились прогресса в развитии регионального сотрудничества и сотрудничества между городами. Успешно было проведено 19-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в городе Высокие-Татры. В октябре 2018 года я посетил с визитом Москву.
— Как вы оцениваете состояние и перспективы словацко-российских отношений? Какие проблемы существуют во взаимодействии?
— Наши взаимоотношения основаны на принципах суверенитета, партнерства и невмешательства во внутренние дела. Важно, что мы также можем говорить о вещах, по которым у нас нет единого мнения. Нет сомнений, что Россия является глобальным игроком в международной политике. Это вытекает из ее постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Словакия заинтересована в развитии прагматичных и конструктивных отношений с Россией с упором на развитие сотрудничества в области энергетики, торговли, туризма и инвестиций, включая прямое взаимодействие между регионами обеих стран. Россия является одним из важнейших торговых партнеров Словацкой Республики за пределами ЕС, и мы заинтересованы в продолжении нашего долгосрочного сотрудничества в области транзита энергоносителей через ЕС.
— Как отразились на взаимодействии наших стран высылка в конце 2018 года российского дипломата из Словакии и последующее объявление в РФ персоной нон грата сотрудника дипломатического представительства республики в России?
— Как я уже сказал, наши двусторонние отношения основаны на принципах международного права и взаимного уважения. С нашей стороны это был законный ответ на конкретный случай. Реакция российской стороны вам известна. Считаю, вопрос исчерпан.
— Представители словацкого руководства неоднократно выражали неудовлетворение действующими санкциями Евросоюза в отношении РФ, которые, по их мнению, являются неэффективными и наносят ущерб словацкой экономике. Но при этом официальная позиция республики сводится к поддержке и продлению ограничительных мер к России. Не будет ли пересмотрена данная официальная позиция? Какие условия нужны для этого?
— Отношения между Россией и Евросоюзом находятся под влиянием санкций ЕС против России из-за нарушения международного права со стороны России. Введя санкции против России и связав их с полным выполнением Минских соглашений, ЕС отреагировал на аннексию Крыма и дестабилизацию юго-востока Украины. Целью санкций ЕС в отношении этих событий является урегулирование ситуации. К сожалению, нынешние обстоятельства пока еще не дают оснований ЕС думать о переоценке санкционной политики. Словакия, с учетом вышесказанного, согласилась с консенсусом по поводу введения санкций против РФ.
В то же время мы воспринимаем санкции ЕС как инструмент, а не замену полноценной политики ЕС в отношении России. Полное выполнение Минских соглашений является необходимым условием для пересмотра санкций ЕС.
— В каких областях, по вашему мнению, существуют резервы сотрудничества Словакии и РФ?
— Естественно, всегда можно сделать вещи лучше. Я уверен, что торгово-экономическое сотрудничество требует нашего повышенного внимания, так как в этой области у нас существует большой потенциал, который недостаточно использован. Россия традиционно принадлежала к важнейшим деловым партнерам Словакии. После двух лет падения торгового оборота нам в 2017 году снова удалось увеличить взаимный торговый оборот, и я надеюсь, что эта положительная тенденция сохранится и в будущем.
Россия является крупнейшей страной с многочисленными регионами, которые обеспечивают большое разнообразие и потенциал в торговле, экономике, культуре, особенно в туризме, который считаю одной из областей со значительным потенциалом роста. Мы также с удовлетворением отмечаем повышенный интерес словацких хозяйствующих субъектов к российскому рынку, что проявляется в их участии в торговых ярмарках и выставках, а также в интересе к новым формам или секторам сотрудничества.
— Ваш прогноз по развитию словацко-российского торгово-экономического сотрудничества в свете усиливающейся тенденции роста взаимного товарооборота?
— Меня радует, что взаимная торговля между нашими странами с 2017 года увеличивается. Данные за десять месяцев 2018 года подтверждают эту положительную динамику. Взаимная торговля увеличилась на 14,7% за указанный период и достигла 4616,8 млн евро. Словацкий экспорт вырос на 0,7%. Российский экспорт в республику увеличился на 21,2%.
Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на то, что Словакия впервые за все время приняла участие в международной выставке "Иннопром-2018" в Екатеринбурге (крупнейшая инновационная промышленная выставка в России). Мы также положительно оцениваем прошедшее в прошлом году 19-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в городе Высокие-Татры, которое подтвердило обоюдную заинтересованность в развитии экономического сотрудничества.
— Какие наиболее яркие события в словацко-российских отношениях возможны в 2019 году?
— Я рад, что словацко-российские отношения постоянно развиваются. Ожидаем продолжения политического диалога на правительственном уровне, а также развития сотрудничества во всех областях, представляющих общий интерес.
Словакия в 2019 году празднует 75-ю годовщину антигитлеровского Словацкого национального восстания. Участие России в этих празднованиях считаем естественным, как напоминание о том, что мы вместе и с другими народами сражались против нацизма.
— Как вы расцениваете приостановку США и Россией выполнения своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД)?
— Я надеюсь, что обе стороны используют возможность возвращения к выполнению обязательств по ДРСМД. Это очень важный договор. Этот договор стал результатом улучшения международных отношений в конце ХХ века. Мы хотели бы его сохранения. Он имеет огромное значение для безопасности именно в Европе. Мы были бы очень рады, если бы были сделаны шаги по направлению к сохранению ДРСМД.
— Как вы рассматриваете отказ Украины принять наблюдателей от России на предстоящих президентских выборах в этой стране? Может ли ОБСЕ повлиять на изменение позиции киевских властей?
— Мы все должны играть по правилам и соблюдать правила. Мы озабочены этим. Я не сомневаюсь, что объективный мониторинг выборного процесса является очень важным. Он должен осуществляться в интересах всех государств — членов ОБСЕ. Мы будем предпринимать шаги, чтобы эти правила были соблюдены. Они ясны: все государства — участники ОБСЕ имеют право принимать участие в наблюдении за выборами. Наблюдатели участвуют в этом процессе не в национальном качестве, а как представители ОБСЕ.
— Господин министр, в качестве действующего председателя ОБСЕ вы уже побывали на Украине, в Молдавии, Грузии. В какие еще страны, где пульсируют горячие точки, вы планируете поездки?
— Планирую посетить все страны, а в них те места, где действуют миссии ОБСЕ. Это необходимо, чтобы помочь их работе. Я, конечно же, поеду в Москву, потому что прекрасно понимаю роль, которую Россия играет в ОБСЕ. В Москве я собираюсь обсудить с моим коллегой, уважаемым Сергеем Лавровым, перечень вопросов, которые находятся на повестке дня ОБСЕ. Мы (Словакия) хотим помочь, хотя бы маленькими шагами, при решении множества проблем и конфликтов. У нас есть свои механизмы на местах — в Нагорном Карабахе, Молдавии, есть Минская группа… Наш интерес — просто помочь происходящим процессам (урегулирования), помочь людям, которые страдают от горячих или замороженных конфликтов. Всегда есть место для шагов, которые облегчают жизнь людей. Продвижение по пути повышения доверия между заинтересованными сторонами всегда возможно.
— Вы, господин министр, являетесь выпускником МГИМО. Поддерживаете ли вы идею обмена студентами между МГИМО и ведущими словацкими вузами и в целом между Россией и Словакией?
— Обязательно! Несомненно! МГИМО является одним из ведущих университетов по подготовке специалистов в области внешней политики. Так было, когда я там учился. Так остается и ныне. Я в этом убедился во время своего последнего посещения МГИМО, когда мне вручили диплом почетного доктора. У нас в Словакии существует интерес к обучению студентов в МГИМО. Предоставляются государственные стипендии. Есть студенты, которые сами оплачивают свое обучение. Думаю, что это очень важно. Таким образом они не только получают знания, но и воспринимают культуру, понимают менталитет. Много проблем существует именно из-за незнания, непонимания и недостатка диалога. Я знаю, что многие молодые люди хотят учиться именно в МГИМО.
Беседовал Игорь Шамшин