Посол Марокко в России Абделькадер Лешехеб рассказал в специальном интервью ТАСС о перспективных сферах сотрудничества двух стран, предстоящих визитах высокого уровня, а также ответил на вопросы о важности "зеленого коридора" в торговле.
— Во время 73-й сессии Генассамблеи ООН (ГА) министры иностранных дел России и Марокко Сергей Лавров и Насер Бурита обменялись приглашениями. Планируется ли визит господина Буриты в Россию в ближайшее время, когда визит мог бы состояться?
— Во время 73-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке состоялась встреча двух министров, они обсудили, с одной стороны, способы укрепления многостороннего стратегического партнерства, связывающего оба государства, и, с другой, представляющие взаимный интерес вопросы международного порядка, многие позиции по которым совпадают.
Как вам известно, господин Лавров посетил королевство, где у него была аудиенция с Его Величеством королем (Мухаммедом VI — прим. ТАСС). Также он провел обстоятельные переговоры со своим марокканским коллегой и достиг договоренностей по поводу реализации всего запланированного для того, чтобы придать конкретный характер нашему углубленному стратегическому партнерству после подписания документов Его Величеством королем и президентом Путиным в 2016 году, в частности ускоряя исполнение уже подписанных между двумя странами соглашений.
Несомненно, министр иностранных дел королевства осуществит визит в Российскую Федерацию, по всей вероятности, во второй половине этого года.
— Намечены ли визиты кого-то еще из официальных лиц Марокко, когда они могли бы состояться?
— Конечно, ожидаются и другие визиты. Речь идет о визите министра торговли и промышленности в целях налаживания партнерских отношений между двумя странами в области промышленности. Также запланирован визит министра по делам молодежи. Несколько делегаций прибудут в Москву, чтобы активизировать деятельность рабочих групп, созданных в рамках смешанной межправительственной комиссии.
2018 год был отмечен множественными визитами, министр сельского хозяйства и морского рыболовства принял участие в международной выставке морепродуктов в Санкт-Петербурге. В октября 2018 года мы провели заседание 7-й смешанной комиссии. После визита Его Величества короля в Россию в 2016 году значительно увеличилась интенсивность, частота контактов и динамика развития двусторонних отношений.
— В середине ноября американская телекомпания CNBC со ссылкой на данные разведки США сообщила о том, что ряд стран, в том числе Марокко, заинтересованы в закупке российских ЗРК С-400. Соответствует ли действительности эта информация, ведутся ли на данный момент переговоры о поставках С-400 в Марокко? Планирует ли королевство закупать иные виды российских вооружений, если да, то когда можно ожидать закупок?
— У нас налажено очень удовлетворительное военно-техническое сотрудничество с Россией. И на регулярной основе происходят заседания смешанной комиссии по военно-техническому сотрудничеству: последнее заседание состоялось в ноябре 2018 года в Москве.
Я должен уточнить, что Марокко придерживается оборонительной военной доктрины, страна только защищает свою территорию. Все финансовые ресурсы, которыми мы располагаем, нарабатываются самими марокканцами. Поэтому они предназначены для социально-экономического развития страны, а не для массовой закупки какого-то вооружения.
Но цель Его Величества короля заключается в гармоничном развитии государства.
— То есть никаких переговоров о закупках тяжелых вооружений с Россией не ведется и не планируется?
— Насколько мне известно, нет.
— В ноябре прошлого года сопредседатель межправительственной смешанной российско-марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству Дмитрий Патрушев заявил о том, что стороны обсуждают создание совместных предприятий в сфере машиностроения, производства электрооборудования, смазочных материалов. Расскажите, пожалуйста, какие конкретные проекты по этому направлению сейчас реализуются? Какие компании в них участвуют, каков ожидаемый объем инвестиций в эти проекты?
— Как вам известно, в октябре 2018 года состоялось заседание смешанной межправительственной комиссии, в котором принимал участие господин Патрушев, а сопредседателем был господин Бурита. Мы сформировали рабочие группы по семи направлениям: инвестиции, финансы; торговля, промышленность и таможня; транспорт и инфраструктура; туризм; энергетика и горнодобывающая промышленность; сельское хозяйство и рыболовство. Я хотел бы отметить, что никакая область не исключается из нашего сотрудничества, у нас есть проекты сотрудничества в авиационной и автомобильной областях, создании смешанных предприятий в сфере рыболовства.
— Подразумевается ли создание сборочных предприятий российских автоконцернов в Марокко?
— Ведутся переговоры с нашими российскими друзьями относительно создания сборочных заводов для автомобилей. Было подписано соглашение между марокканским предприятием и российской компанией о грузовых автомобилях.
— Расскажите, пожалуйста, о формате сотрудничества с компанией "Сухой".
— Авиационная промышленность в Марокко сегодня развивается особенно активно.
Вокруг этих компаний активизировалась деятельность других предприятий (изготовителей оборудования), которые сотрудничают с компанией "Сухой" в рамках производства комплектующих для самолетов компании.
— Вы отметили важность авиационной отрасли для Марокко, не планируется ли сотрудничество и с концерном "Вертолеты России"?
— Мы сейчас только в самом начале сотрудничества, и наша страна открыта к такому диалогу.
— Министр иностранных дел и международного сотрудничества Марокко Насер Бурита в ноябре заявил о том, что для королевства стратегически важно установить с Россией "зеленый коридор" в торговле. Ведется ли сейчас работа в этом направлении? Когда можно ожидать введения в действие этого торгового режима?
— Во время визита Его Величества короля в Россию в 2016 году мы подписали меморандум о согласии на создание "зеленого коридора". В 2017 году во время визита господина Медведева соглашение о создании "зеленого коридора" было подписано. Этот проект важен, он должен был вступить в силу с 31 декабря 2018 года. Однако по просьбе российской стороны — это произошло исключительно по техническим причинам — его старт был отложен до марта 2019 года. Переговоры между таможенными службами двух стран всегда были основаны на дружеском отношении и взаимном понимании.
Беседовал Андрей Берец