Российская прыгунья в длину Дарья Клишина, ставшая второй на чемпионате мира 2017 года в Лондоне, после своего пока главного успеха в карьере брала длительную соревновательную паузу. Сейчас легкоатлетка возвращается в спорт и планирует отобраться на мировое первенство в Дохе.
В интервью ТАСС спортсменка рассказала о своей жизни и тренировках в США, причинах временного возвращения в Россию, планах на сезон, а также о сотрудничестве с новым тренером — олимпийским чемпионом Дуайтом Филлипсом.
— Какова цель вашего приезда в Россию?
— Прежде всего, хотела повидаться с родителями, хотя они через месяц сами собираются приехать ко мне в гости. И потом, мне нужно заняться визами на предстоящий соревновательный период.
— Планируете ли во время пребывания в России тренироваться?
— Да, на базе в Новогорске. Я хотела, на самом деле, тренироваться в ЦСКА, потому что этот манеж удобен мне из-за своего месторасположения. Но из-за тенниса его временно закрывают, поэтому я позвонила главному тренеру сборной России Юрию Борзаковскому и попросила, чтобы он внес меня в списки тренирующихся в Новогорске.
— Когда у вас первый старт в этом сезоне?
— У меня пока нет детального плана, расписанного по дням. Будем исходить от моей физической формы. Форсировать события я не собираюсь, так как чемпионат мира в этом году пройдет как никогда поздно (с 28 сентября по 6 октября — прим. ТАСС) и летний сезон обещает быть очень длинным. У нас есть определенность в одном старте, который пройдет в США 18 мая. Пока что эта дата. Если я буду готова сделать первую хорошую техническую тренировку на соревнованиях, то это произойдет 18 мая.
Если мы с тренером в середине мая решим, что все-таки надо еще немного потренироваться, то тогда первый старт перенесется на начало июня.
— А об участии в каких-то этапах Бриллиантовой лиги вы сейчас задумываетесь?
— У меня уже есть определенные наметки, где бы мне хотелось выступать. Хочу заметить, что расписание Бриллиантовой лиги в этом сезоне не очень для нас удобное, все старты как-то разбросаны.
В июне я не собираюсь лететь в Европу и буду выступать в Америке. Во второй половине июля в Лондоне пройдет один из этапов Бриллиантовой лиги, затем в августе эти соревнования примет Бирмингем. Минимум в одном из британских этапов я собираюсь выступить. А если получится, то и в обоих.
Участие в этих турнирах надо планировать заранее, так как процесс получения британской визы достаточно длительный. И мы уже начали вести переговоры, чтобы я получила визу заранее. В конце июня пройдет этап Бриллиантовой лиги в США. Если бы в его программе были женские прыжки в длину, я бы на 100% выступала бы там.
— Чемпионат России, который пройдет в третьей декаде июля в Чебоксарах, будет юбилейным, сотым. Собираетесь ли вы приехать на этот турнир?
— Вероятность того, что я выступлю там, на данный момент составляет 70%. В принципе, он в моем плане значится. И пока это единственный российский старт, намеченный у меня в этом году.
— После успешного чемпионата мира в Лондоне вы взяли длительную паузу и более полутора лет нигде не выступали.
— Я училась в английской школе, где усиленно работала над языком. Но о тренировках я не забывала и поддерживала свою спортивную форму. Мне нужен был этот отдых, потому что два последних года, 2016-й и 2017-й, были очень тяжелыми для меня с точки зрения психологии. Я устала от всей этой рутины, мне нужно было время, чтобы полностью обновиться.
— Ваш менеджер сказал мне в конце прошлого года, что теперь вы работаете с новым тренером — олимпийским чемпионом 2004 года по прыжкам в длину Дуайтом Филлипсом. Сотрудничество ваше продолжается и сейчас?
— Да, сейчас мы работаем с Дуайтом, но и с Лореном (американец Лорен Сигрейв являлся предыдущим тренером Клишиной — прим. ТАСС) тоже всегда на связи.
— Можете ли вы сравнить этих двух тренеров?
— У Лорена был огромнейший опыт, это очень умный тренер во всех отношениях. Дуайт Филлипс в свое время тоже тренировался у Сигрейва. Поэтому моя новая программа тренировок очень похожа на предыдущую. В Дуайте мне импонирует, что это молодой тренер, который очень хочет передать другим свой опыт и знания, полученные в пору, когда он сам выступал. Работа с Филлипсом, который полон энтузиазма, идет мне пользу, я хочу сделать как можно лучше, когда смотрю на него. А он очень хочет, чтобы у меня все как можно лучше получалось.
Что касается Лорена, то он за пять лет поставил мне неплохую технику прыжка, неплохую механику разбега. Дуайт всему этому уже следует. Ему не нужно ничего менять в моей работе, достаточно только следить, чтоб ничего не поменялось в худшую сторону.
Хотя и новые упражнения, конечно, присутствуют. И это понятно, потому что Дуайт в прошлом очень хороший прыгун в длину. Я выполняю много самых разнообразных прыжковых упражнений, которые мы с Филлипсом вместе обсуждаем. Мы выбираем то, что мне нравится. Он все понимает изнутри, так как сам через все это прошел.
— А где вы сейчас живете?
— Так как Дуайт переехал в Атланту, то мне тоже пришлось туда перебраться. Сейчас я снимаю квартиру в жилом комплексе, где есть бассейн, тренажерный зал. Комфортные условия для восстановления и поддержания формы.
— Будет ли Филлипс ездить на соревнования вместе с вами?
— Если говорить про чемпионат мира в Катаре, то он, конечно же, туда поедет. И по этапам Бриллиантовой лиги он по возможности будет сопровождать меня. Я думаю, что практически на всех моих стартах Филлипс будет присутствовать, кроме чемпионата России, если я туда поеду. Его неприезд в Чебоксары будет связан с тем, что чемпионат России по датам совпадет с чемпионатом США, в котором примут участие десять человек из его группы. Поэтому по контракту он обязан быть там.
— Какие задачи ставите перед собой на этот сезон?
— Задача-минимум — отобраться на чемпионат мира, до конца лета у меня будет возможность попытаться выполнить квалификационный норматив. Задача-максимум — выступить как можно лучше в Катаре. На главном старте года я должна сделать все, на что способна на данный момент. Конечно, мне бы очень хотелось показать высокий результат. И если моя физическая форма и здоровье будут на высоте, то я приложу все силы, чтобы повторить или улучшить тот результат, которого достигла на прошлом чемпионате мира в Лондоне.
— А сами часто вспоминаете ту серию из нескольких прыжков за 7 метров, один из которых принес вам серебро чемпионата мира?
— Конечно, вспоминаю, что-то анализирую при этом. Понимаю, что полезного я хотела бы взять для себя с этого старта. Очень важно запомнить состояние, в котором мне удавались те дальние прыжки. Это в будущем мне может очень пригодиться. В нашем деле все детали важны, и даже самая маленькая может добавить несколько сантиметров.
— На протяжении длительного времени российские легкоатлеты выступают на международных стартах как нейтральные спортсмены. Рассчитываете ли вы, что осенью на чемпионате мира команде России вернут ее флаг?
— Конечно, рассчитываю. По моему мнению, процесс восстановления нашей федерации в своих правах очень затянулся, вышел за всяческие рамки. Надеюсь, что все будет хорошо. Очень хочется ехать в Катар командой, выступать под флагом и слушать свой гимн.
— Вы были вне сборной России более полутора лет. Следили за тем, как выступали ваши товарищи по национальной команде на чемпионатах Европы и зимнем мировом первенстве?
— Я смотрела трансляции со всех этих стартов. И за Бриллиантовой лигой тоже следила.
— Ваша главная цель на это четырехлетие — успешное выступление на Олимпиаде 2020 года в Токио. А о том, что будет дальше, еще не думали?
— Согласно моим планам, после Игр-2020 я еще как минимум два года планирую прыгать. А там все будет зависеть от моего физического состояния и здоровья.
Беседовал Альберт Стародубцев