Посол России в Эстонии Александр Петров рассказал в специальном интервью ТАСС об ожиданиях от визита президента республики Керсти Кальюлайд в Москву, ответил на вопросы о возможностях подписания двусторонних соглашений, а также дал оценку курсу на наращивание военного присутствия США и НАТО в Европе.
— Александр Михайлович, радует или настораживает предстоящий визит президента Эстонии Керсти Кальюлайд в Россию?
— Приезд президента Керсти Кальюлайд в Москву после почти десятилетнего отсутствия контактов на высшем уровне можно только приветствовать. Это весьма востребованная в нынешней достаточно сложной мировой обстановке возможность обсудить целый ряд интересующих обе стороны вопросов двусторонней и международной повестки дня.
— Планируется ли подписание каких-либо документов в ходе этого визита?
— Подписание каких-либо документов в рамках этого визита не предусматривается, однако мы рассчитываем на то, что итоги переговоров на высшем уровне придадут импульс приостановленной до сего дня работе по согласованию вопросов практического взаимодействия наших стран в различных областях с последующим выходом на подписание конкретных соглашений.
— На ваш взгляд, продолжит ли правительство Эстонии курс на наращивание военного присутствия НАТО на своей территории? Понимают ли власти риски опасных инцидентов в нынешней обстановке?
— Наш подход, о чем неоднократно говорилось высшим руководством России, хорошо известен.
Мы выступаем за взаимоуважительный диалог с Эстонией в духе добрососедства и равноправного партнерства. Очень хотелось бы, чтобы Керсти Кальюлайд почувствовала этот настрой в ходе своего пребывания в Москве, смогла бы убедиться в абсолютной беспочвенности столь активно циркулирующих слухов и фейковых новостей о некоей "агрессивности" России.
Мы также чувствуем беспокойство эстонских жителей по поводу навязываемого Европе и, соответственно, Эстонии курса на наращивание военного присутствия США и НАТО на своей территории. Это никак не способствует укреплению мира и стабильности на нашем континенте. Наши предложения на этот счет хорошо известны. Хотелось бы, чтобы в этом отношении Россия и Эстония лучше понимали друг друга.
— Возможно ли участие российского бизнеса и госкорпораций в крупных проектах в Эстонии?
— Напомню, что в 2014 году товарооборот между Россией и Эстонией составлял порядка $5,3 млрд, рухнув после введения санкций против нашей страны до $2,7 млрд в 2015 году.
Ведущие представители эстонского делового сообщества регулярно выступают в пользу отмены упомянутых ограничений, наносящих огромный ущерб экономике Эстонии, исчисляемый уже сотнями миллионов евро. Снятие этих торгово-экономических барьеров, несомненно, способствовало бы повышению интереса деловых кругов обеих стран к более энергичному взаимодействию.
— Есть ли подвижки к лучшему в положении дел с русскоязычными гражданами Эстонии? Можете ли вы подтвердить, что здесь не разочаровались в поддержке России?
— Россию и Эстонию объединяет совместная многовековая история, сохраняющиеся обширные межчеловеческие контакты, многочисленные родственные связи, огромная взаимная тяга к культуре и искусству друг друга.
Российские соотечественники в Эстонии составляют около трети населения страны. Наша позиция по поводу их прав и законных интересов хорошо известна. Мы выступаем за их неукоснительное соблюдение, как того требуют международные документы, защищающие национальные меньшинства. Высоко ценим сопричастность и неравнодушие соотечественников ко всему тому, что происходит в нашей стране. Показательно в этой связи, что из 28 тыс. проживающих в Эстонии российских граждан, принявших участие в выборах президента России, 94% отдали свои голоса за Владимира Путина. И совсем свежий пример — проведенная 13 апреля в ряде эстонских городов акция "Тотальный диктант". При этом в Таллине, завоевавшем в этом году право стать столицей этой международной просветительской акции, в его написании приняли участие более 2,7 тыс. человек.
Беседовал Владимир Костырев