Болельщики сборной России помнят ошеломительное выступление национальной команды на домашнем чемпионате мира. Одним из главных творцов успеха сборной стал полузащитник Александр Самедов. За долгую карьеру футболист успел поиграть за ведущие российские клубы — "Спартак", "Локомотив", "Динамо". Сейчас 34-летний игрок выступает за самарские "Крылья Советов", однако не исключает, что этот сезон может стать для него последним. В интервью ТАСС Самедов рассказал о самых памятных эпизодах карьеры, а также поделился мнением о нынешнем уровне чемпионата страны и чемпионстве "Зенита".
"Зенит" с Халком и Витселем был сильнее на три головы"
— Сейчас вы лечите травму задней поверхности бедра. Есть шансы восстановиться к стыковым матчам, если "Крылья Советов" будут в них участвовать?
— К сожалению, нет шансов. Мне восстанавливаться четыре недели. Я ухудшил свою травму, дважды порвав одну мышцу, поэтому восстановиться не успею. После первой травмы я торопился вернуться в футбол, чтобы скорее помочь команде. В матче с "Уралом" я вышел на 15 минут, затем пропустил встречу с "Зенитом", чтобы не рисковать. К игре с "Уфой" я вроде уже был готов на 100%, и в первые полчаса все было хорошо, но затем все же травмировался. Что поделать, природу не обманешь.
— Получили ли вы удовольствие, играя за самарский клуб?
— Я получил удовольствие от футбола. Считаю, что во всех сыгранных мною матчах выглядел достойно, помогал команде. Если бы команда начала так хорошо играть с начала сезона, то результаты были бы гораздо лучше. Мы могли бы спокойно оказаться в первой восьмерке. Но мы потерпели обидные поражения от "Арсенала", "Оренбурга", "Краснодара". Все эти игры проиграли со счетом 0:1, пропускали на последних минутах, вот как в недавнем матче с "Уфой", когда нам забили на 93-й минуте. Это футбол, ничего не поделаешь.
— Как проходила адаптация в команде?
— У меня самые положительные впечатления от Самары, я рад, что снова поработал с Миодрагом Божовичем. Меня хорошо приняли партнеры.
— Вы знакомы с этим специалистом еще со времен вашей игры за московское "Динамо". Как бы вы описали его как тренера?
— Божович — демократичный тренер, сам по себе он очень хороший человек. Он часто говорит, что "хорошим человеком быть сложнее" [чем хорошим тренером]. Его тренировочный процесс мне понятен, он умеет готовить таких возрастных футболистов, как я, знает, когда дать паузу, когда нагрузить.
— За долгую карьеру вы прошли через многих специалистов. Кто из них стал для вас лучшим?
— Тяжело сказать, их было очень много. С кем-то сложились отношения, с кем-то — нет. Но я каждому благодарен, каждый из тренеров что-то дал мне. Если говорить о национальной сборной, то понятно, что я только при Станиславе Черчесове стал стабильным игроком основы, потому что до этого то играл, то не играл. В клубном плане очень сложно назвать такого специалиста. Наверное, это тот же Миодраг или Леонид Кучук, когда он тренировал "Локомотив". Это вообще был потрясающий сезон, один из сильнейших в плане конкуренции в турнирной таблице, судьба чемпионства решилась в последнем туре.
— Что вы думаете о "Зените", который стал чемпионом впервые с 2015 года?
— При всем уважении к "Зениту", конечно, они выиграли чемпионат, я не хочу никого обидеть, но тот "Зенит" с Халком и Витселем, который так и не стал чемпионом и занимал максимум второе место, был сильнее на три головы, чем нынешний.
— Клуб был сильнее только благодаря Халку и Витселю?
— Нет, конечно. Давайте перечислять: Гарай, Кришито, Рондон, Халк, Витсель, начинал сезон Широков, Анюков, Хави Гарсия. Но еще раз говорю: я ни в коем случае не умаляю заслуги Сергея Семака и его команды, просто тот "Зенит", на мой взгляд, был сильнее.
— Вы собираетесь продлевать контракт с "Крыльями"?
— Не знаю пока.
— Есть ли желание остаться в Самаре?
— Еще раз повторю: мне все понравилось, сам город, наша футбольная база. Посмотрим, что будет. Сейчас я просто хочу вылечиться.
— Раз уж вы сами себя приписали к возрастным футболистам, когда вы собираетесь завершить карьеру?
— Это произойдет либо после этого сезона, либо после следующего.
— Чем бы вы хотели заниматься после ухода из спорта?
— Да уже сейчас есть чем заниматься. У меня бизнес, у меня есть свое видение насчет того, чем бы я хотел заниматься в футболе, — менеджмент, может, свое агентство.
"У меня было два предложения из Испании"
— В каком клубе вы раскрылись как игрок?
— Если говорить о клубе, в котором у меня пошла карьера вверх, это, конечно, "Москва" (2008–2009 гг. — прим. ТАСС). Начинал я неплохо в "Спартаке", потом было неудачное время в "Локомотиве" в мой первый приход в клуб с 2005-го по 2007-й, но этот период меня тоже многому научил, закалил. Отрицательный опыт тоже опыт.
— У вас же были предложения от европейских клубов?
— Конкретные предложения приходили однажды в далеком 2005-м, когда мы с "Локомотивом" играли в Кубке УЕФА против испанской "Севильи", я неплохо сыграл первую игру, и тогда генеральный директор сказал, что представители двух испанских клубов приехали меня смотреть.
— Почему отказались от предложений?
— В силу молодости. Это был 2005 год, мне было 20 лет, я просто серьезно не относился к этому.
— Какой из стадионов, где вам доводилось играть, считаете лучшим?
— Потрясающая атмосфера была на стадионе "Велодром" в Марселе во время чемпионата Европы в 2016 году. Также меня впечатлили стадионы "Сан-Мамес" в Бильбао, где играет "Атлетик", и "Рамон Санчес Писхуан" — стадион "Севильи".
— Нравятся ли вам российские стадионы?
— Сейчас все стало гораздо лучше и достойнее, у "Краснодара" потрясающий стадион, невероятны новые стадионы "Зенита", "Спартака", возьмите ту же "Самара-Арену".
"Уровень чемпионата России падает последние пять лет"
— У сборной России не получилось выйти из группы на Кубке конфедераций — 2017. Наше выступление было откровенно неудачным?
— Да, потому что мы очень хотели выйти из группы. Но группа сама по себе была очень сильной, и все было на "тоненького" в каждой игре. Мы обыграли Новую Зеландию, которую должны были побеждать. С Португалией была хорошая игра, где у нас были шансы отыграться. С Мексикой мы повели, и мне кажется, что в первые 20 минут встречи показали идеальный футбол. Но потом в ворота мексиканцев пенальти не поставили, у нас было удаление. Ну и голы, которые мы пропустили, были, на мой взгляд, глуповаты.
— Прошел год, наступил тот самый незабываемый чемпионат мира, на котором наша сборная дошла до четвертьфинала. Что менялось внутри вас, внутри команды за этот период с 2017 по 2018 год?
— Команда просто шла своим путем, тренер (Станислав Черчесов — прим. ТАСС) гнул свою линию и верил в нас с самого начала. Когда Станислав Саламович возглавил сборную, он говорил на каждом теоретическом занятии, на каждой установке, что мы многого можем достичь. В итоге это все привело к тому, что мы вышли в четвертьфинал.
— Помните свои эмоции, чувства перед началом матча открытия с Саудовской Аравией?
— Это был очень волнительный момент. Мы понимали, что нам нужно победить в первых двух матчах, чтобы до матча с Уругваем все решить.
— Станислав Саламович перед матчем с испанцами в раздевалке цитировал слова Наполеона — "дух побеждает саблю". Черчесов часто прибегает к мотивационным речам, чтобы настроить футболистов перед игрой, или же в последний раз объясняет тактические установки на игру?
— За три-четыре дня до игры он тактически досконально разбирает соперника. Перед самим матчем может сказать какую-то мотивационную фразу.
— Если бы вы писали книгу о чемпионате мира в России, то что бы в нее вошло?
— В первую очередь, я, конечно, описал бы те негативные эмоции, которые были из-за давления на команду перед турниром. Люди говорили, что сборная России ужасна, что мы опозоримся, команды вообще нет. Затем я описал бы групповой этап, особенно второй матч против Египта — я считаю, что он был суперским в нашем исполнении. Знаете, после той игры мы испытывали такие эмоции — с команды упал огромный груз ответственности. Мы понимали, что вышли из группы, а ведь это было нашей первейшей задачей на этот чемпионат мира. Конечно, описал бы матч 1/8 финала с испанцами, тут даже говорить ничего не надо.
— Какой посыл дало российскому чемпионату успешное выступление национальной сборной?
— Я разделяю национальную сборную и российский чемпионат, уровень которого падает уже последние лет пять, в этом меня никто не переубедит. Что же касается сборной, она обновилась после последнего чемпионата мира, сейчас в ней появляются молодые игроки. То, что я видел по играм в Лиге наций, по матчам с Бельгией и Казахстаном, — я верю, что у национальной сборной с этим тренерским штабом, который гнет свою линию, все будет хорошо. Так что мой прогноз на будущее национальной сборной оптимистичен. Если говорить о нашем чемпионате, то у него шансов меньше. Еще раз повторю: уровень чемпионата России очень сильно упал.
"Если сын пойдет в футбол, поддержу его"
— Павлу Мамаеву и Александру Кокорину вынесли приговор. Справедливый?
— Все очень грустно и несправедливо. Тут много не скажешь. Никто их не оправдывает за то, что они совершили. Но то, в какой это переросло цирк со стороны некоторых людей, — это очень грустно. Думаю, что ребята смогут вернуться в футбол. Главное, чтобы здоровье позволило Александру это сделать.
— Говорят, что вы хорошо разбираетесь в людях.
— Я тяжело подпускаю к себе людей для близкого общения. Наверное, это нужно со стороны судить, хорошо ли я разбираюсь в людях. Но мне кажется, что хорошо. Я прямо сразу не определяю, хороший человек или плохой, но делаю выводы о том, хочу ли я с этим человеком общаться дальше.
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Занимаюсь детьми. Получаю удовольствие от того, что у меня есть свободное время и я банально могу пойти с ними погулять. Видимся, к сожалению, мы не столько, сколько хотелось бы. Конечно, семья прилетала ко мне в Самару, но этого мало.
— Ваш старший сын хочет начать заниматься футболом. Ему будет трудно повторить вашу карьеру?
— В последний раз я ему сказал, что не надо стараться быть похожим на меня, надо быть самим собой, и дай бог, он будет лучше меня. У сына только недавно появилось желание играть в футбол, я не против этого, пусть старается. Я буду его поддерживать, но при этом буду рубить правду-матку. (Смеется.)
Беседовал Тимофей Нежданов