17 МАЯ, 10:04

Гендиректор Ночной хоккейной лиги: в нашем турнире играет даже команда из аула

Фестиваль Ночной хоккейной лиги — финальные соревнования любительского чемпионата страны по хоккею — завершился в Сочи 16 мая. Генеральный директор Ночной лиги Игорь Бахмутов в интервью ТАСС подвел итоги восьмого сезона и рассказал, с какими проблемами сталкиваются игроки-любители.

Ночная хоккейная лига — ведущая российская любительская спортивная организация, фактически любительский чемпионат страны. Она была основана 15 декабря 2011 года по инициативе Владимира Путина и прославленных ветеранов отечественного хоккея. Победители лиги традиционно получают сертификаты на строительство новых ледовых арен в своих регионах.

— Игорь Анатольевич, что вы думаете об итогах сезона?

— Если углубиться в начало этого сезона, то мы действительно можем о себе сказать, что мы поистине любительский чемпионат России. 76 регионов приняло участие, 963 команды провели в своих регионах турниры и выявили победителей. Это очередной рекорд. Можно сказать, что мы поступательно движемся вперед в плане увеличения команд и попутно ставим себе задачу еще больше углубиться в регионы, чтобы привлечь как можно больше участников не только из центральных городов, но и областей.

— Этот сезон отличается чем-то принципиально от предыдущих?

— В каждом регионе по-своему строится структура проведения турниров, поэтому везде соревнования разные, новые команды прибывают, увеличиваются дивизионы. Но регламент соревнований един. Принципиально мы ничего не меняли.

— Есть какие-то недостатки, которые вы обнаружили в Ночной лиге по ходу сезона?

— Основной недостаток и наша основная проблема — выявление хоккейного прошлого (в соревнованиях имеют право участвовать игроки, не заявленные ранее за профессиональный хоккейный клуб — прим. ТАСС) у так называемых любителей, которые очень хотят играть у нас. Мы вынуждены с этим бороться по мере своих сил. Чем больше становится Ночная лига, тем больше мастеров хочет у нас играть, но мы любительский чемпионат страны.

Вторая немаловажная проблема — это нехватка льда. Во многих регионах льда катастрофически не хватает несмотря на то, что строительство новых ледовых площадок идет полным ходом. Все равно льда мало, и ребята вынуждены мириться с тем положением вещей, которое есть в регионах.

— При этом планируется увеличить лимит спортшкольников — игроков, проходивших обучение в хоккейной школе, — в командах. Любители не против этого?

— Это проект на будущий сезон: в дивизионе "Лига Мечты" мы скорее всего увеличим количество спортшкольников до восьми человек. В течение лета мы будем готовить новый регламент и положение. Когда любители выходят на лед вместе с ребятами, которые уже кое-что умеют, то быстрее растет их хоккейное мастерство. Они поддерживают эту идею. В то же время у нас есть дивизион "Лига Надежды" — кстати, в нем больше всего команд по стране. Он только для любителей, спортшкольников там быть не должно.

— Кроме недостатка льда, есть какие-то факторы, которые мешают развитию лиги?

— Я бы не сказал, что нам сейчас что-то мешает. Основная задача перед региональными представителями — их внутренний энтузиазм, желание развивать свой регион. Мы со своей стороны в этом им помогаем. Да, у нас есть несколько южных регионов, в которых исторически никогда не развивался хоккей как вид спорта. Например, до Ночной лиги в Чечне и Ингушетии о хоккее никто и не слышал, а теперь там есть по две команды. У нас сейчас есть даже команда из аула!

— Говоря о Чечне: в этом сезоне в Континентальной хоккейной лиге появился первый чеченский хоккеист Аслан Раисов. Наверняка это тоже привлечет какое-то количество людей к занятию хоккеем?

— Я Раисова, кстати, очень хорошо знаю, воспитывал когда-то его в московской хоккейной школе "Пингвины". Я думаю, что его появление в КХЛ, безусловно, повлияет на развитие хоккея в регионе. Парень хорошо заявил о себе на уровне Высшей хоккейной лиги и сейчас играет в составе московского "Динамо". Думаю, это самая лучшая иллюстрация для того, чтобы развивать хоккей как на любительском, так и профессиональном уровне. Если появится больше хоккеистов — будет прекрасно.

— Региональные власти с каждым годом все серьезнее относятся к лиге? Какую поддержку они оказывают?

— Власти нам помогают, они направляют победителей своих дивизионов на фестиваль в Сочи. По мере сил они предоставляют лед бесплатно или с определенными привилегиями. Мы сами постоянно выезжаем в регионы, общаемся на уровне губернаторов, министерств, контакт у нас достаточно крепкий. Если какая-то проблема есть, мы сразу стараемся ее решать в формате диалога.

Соревнования Ночной хоккейной лиги изначально включены в календарный план Министерства спорта — они являются чемпионатом России на тех же основаниях, что и КХЛ, ВХЛ, МХЛ и так далее. У властей есть указание нам содействовать.

— В каких регионах самые спортивные чиновники, которые тоже играют в хоккей?

— Сейчас у нас в заявке за команду Ночной хоккейной лиги есть губернатор Брянской области Александр Богомаз, он участвует в играх по мере возможностей. Заместитель председателя правительства Ленинградской области Михаил Москвин играет за команду из Санкт-Петербурга, в прошлом году стал чемпионом, играл на льду фестиваля в Сочи. В разное время в НХЛ участвовало еще несколько руководителей регионов.

— А вы сами как часто выходите на лед сейчас?

— Раз-два в неделю, тоже соревнуюсь на любительском уровне со своими приятелями. Там несколько ребят тоже профессионально играли в хоккей, некоторые просто любители. С удовольствием сам играл бы в Ночной лиге, но не могу — я же мастер (смеется).

— В каких регионах уровень организации турниров и самого хоккея выше?

— Все регионы разные, их невозможно сравнить. В Москве у нас принимает участие 100 команд — это самый высокий показатель. И их 100 только потому, что даже в Москве не хватает льда, в этом сезоне было 136 заявок от команд. При этом Москва получила возможность играть практически такой же турнир, как в Сочи, на льду дворца спорта в Сокольниках. С точки зрения организации это лучший регион.

Также высокий уровень в традиционных хоккейных центрах: уральские города, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток, где хоккей исторически развивался. Там много команд и уровень любителей выше. Они чаще выходят на первый план в Сочи. С точки зрения организации еще хочется выделить Калининград и, конечно же, Рязань. Но в целом по стране таких регионов десяток.

— Почему в Москве не собрался дивизион "Любитель 40+", что случилось?

— На самом деле у нас команд "40+" очень много, но они играют в "Лиге Надежды" и очень комфортно себя там чувствуют, регламент это позволяет. Специфика организации такого большого турнира в Москве в том, что они разделены на подгруппы, которые приблизительно равны по уровню. У нас нет таких больших разрывов в счете, а это важно для того, чтобы не отбить любовь к хоккею. Но на следующий сезон поставлена задача снова собрать отдельный турнир "40+", и уже набираются команды.

— Разве не интереснее играть с ровесниками и урегулировать это регламентом?

— Нам не хотелось бы ставить участников Ночной лиги в жесткие рамки. Мы неоднократно встречались с командами, хотели услышать их мнение о том, как им комфортнее играть. Но я так и не услышал от них искреннего желания играть среди равных себе по возрасту. Играя с молодыми, они прибавляют в мастерстве.

— Центральным событием каждого фестиваля становится Гала-матч с участием президента России и легенд хоккея. Расскажите о ваших впечатлениях от него.

— Уверен, что мы смогли подарить людям большой хоккейный праздник. И сам матч, и церемония открытия, которая была компактной, четкой, с интересным и глубоким смыслом: "Мы — хоккейная страна!" Мы сделали очень правильный выбор в пользу артистов, которые разогревали зрителей перед матчем: Денис Майданов дал залу патриотичный настрой, Елена Темникова добавила энергии, а Пелагея просто изумительно исполнила на льду "Большого" гимн России.

Сам Гала-матч — что тут говорить? Мы снова увидели в деле величайшую команду, которая по сей день демонстрирует величайшее мастерство! Показательно, что Владимир Владимирович не просто установил личный рекорд по заброшенным шайбам в наших Гала-матчах — девять. Но еще и объективно очень прибавил во всех компонентах хоккея. В таком серьезном возрасте встать на коньки и так играть, как он, в принципе могут далеко не многие. Нам удалось переброситься парой фраз перед началом игры, а после матча президент напутственно сказал: "Так держать!"

— Планируется ли проведение каких-либо крупных мероприятий по типу фестиваля в Сочи в других регионах?

— В других регионах проводятся местные турниры и мероприятия, приуроченные к различным датам. Не так давно проводили турнир к 23 Февраля в Калининграде — это совершенно новые соревнования для региона, и все было отлично сделано в плане организации. Пообещали, что этот турнир станет ежегодным. Во многих регионах проводятся игры Ночной хоккейной лиги, приуроченные ко Дню города, например.

У нас есть свое собственное мероприятие — "Студеный лед". Это календарная игра любого региона, которая вынесена на открытую площадку. До игры, во время и после нее проводятся разнообразные красочные мероприятия. И не обязательно календарная — много где, как в Подмосковье, например, из "Студеного льда" делают целые матчи звезд. А в Ярославле уже не первый год "Студеный лед" — целый новогодний турнир. Или "Удмуртская классика" с участием команд Ночной лиги.

— А с открытыми площадками проблем нет?

— Таких площадок много, и ребята с удовольствием играют на них. Есть регионы, в которых зимой 20–25 градусов мороза, но хоккеисты все равно выходят на лед. А есть такие регионы, в которых нет крытых площадок вообще и они всегда играют только зимой и только на открытых площадках — у них весь лед "студеный".

— Вы находитесь на посту генерального директора Ночной хоккейной лиги уже три года. Какие итоги можете подвести за время своей работы?

— Мы приходили сюда в достаточно сложный, можно сказать, переломный период. Нам удалось сохранить структуру лиги и решить много различных вопросов: финансовых, кадровых, организационных. Мы сохранили Ночную лигу как таковую. Отрадно, что мы из года в год растем, прибавляем команды, совершенствуем взаимоотношения с местными главами регионов, федерациями. Тот регламент, который сегодня существует, мы тоже можем отметить себе в плюс. Возможно, он не идеален. Но самое главное, понимаем, где есть слабые места, и устраняем их. Это живой процесс — растет и развивается наш чемпионат, а мы даем ответы на новые вызовы.

Находясь здесь, в Сочи, мы видим, как растет уровень команд, их организация и подготовленность к турниру. Большая разница состоит в том, что раньше на фестиваль в Сочи приезжали в первую очередь отдохнуть, а потом уже поиграть в хоккей. Теперь мы наблюдаем, как это отношение меняется. Сейчас люди уже едут сюда, чтобы поиграть в хоккей. Они тренируются, готовятся, некоторые команды приезжают за свой счет заранее, чтобы потренироваться здесь, акклиматизироваться. Казалось бы — любители, а отношение становится все более профессиональное. Многие приезжают сюда на своих фирменных автобусах и привозят болельщиков, которых с каждым годом тоже все больше на трибунах.

— Есть еще какие-то планы, что бы вам хотелось сделать в перспективе?

— Хотелось бы пригласить к нам еще пару-тройку регионов. Есть несколько отстающих регионов, где есть любительские команды, но они еще не принимают участие в Ночной лиге. И, конечно, хочется перевалить эту заветную цифру в 1000 команд в следующем сезоне. Хотя такой конкретной задачи для себя мы не ставим. Хочется укрепить сами регионы и привлечь как можно большее количество команд из уголков, удаленных от областных и краевых центров. Смысл работы не в количестве, а в качестве, на первый план выходит организация.

— Несмотря на то что вы занимаетесь развитием спорта, все равно находятся люди, которые ищут во всем какой-то подвох и махинации. Критикуют не за то, что Ночная лига что-то не делает, а за то, что делает. Как считаете, почему так происходит?

— Всем не угодишь. Мы с вниманием и пониманием относимся к любой конструктивной критике. Но бывает, знаете, критика, а бывает критиканство. На него я особо не реагирую. У нас есть своя работа, свои задачи и цели, которые мы достигаем. А наличие критики говорит о том, что мы идем правильным путем.

Беседовала Екатерина Пошвина

Читать на tass.ru