Проект "Витрина ТВ" разрабатывался в условиях повышенной секретности — российские телеканалы готовили свою платформу для вещания в интернете три года. Как возводилась и для чего она нужна, ТАСС рассказал генеральный директор "Витрины ТВ" Алексей Янчишин.
— Алексей, расскажите, пожалуйста, кто строил платформу?
— "Витрина ТВ" учреждена крупнейшими российскими медиахолдингами — НМГ, "СТС Медиа", ВГТРК и Первым каналом для стандартизации вещания эфирных телеканалов в интернете, борьбы с пиратством и работы с ОТТ-операторами. У нас представлены все основные каналы — на данный момент в "Витрину" технически интегрирован 21 канал.
Мы уже подключили 84 площадки, включая крупных операторов — таких как "Ростелеком", НТВ+, "Акадо" и "Орион" (через "Смотрешку"), Ivi, Megogo, SPB TV и другие интернет-площадки. Фактически достигнуты договоренности с "Газпром-медиа" о вхождении холдинга в проект с долей 25%. Мы вышли на стадию юридического закрытия сделки. Думаю, что к ноябрю "Газпром-медиа" также присоединится к нам как полноценный участник.
— Какие технологические решения задействованы?
— Три года назад при запуске проекта мы изучили все существующие на рынке сторонние решения, проанализировали наработки каждого холдинга.
Они полностью вели разработку sportbox.ru и, по сути, были пионерами стриминга ТВ-трансляций в онлайн-среде в России. От СТС мы получили технологии, которые легли в основу разработки мобильного плеера.
Надо сказать, что в процессе интеграции "Витрины" мы доработали платформу под каждый конкретный канал, под каждый вещательный комплекс. То же самое можно сказать и о подключенных интернет-площадках. Решение адаптируется под конкретного оператора с учетом специфики его работы.
— Какие задачи решает платформа?
— В первую очередь это защита от пиратов. Потребление контента в интернете растет, а урон от его хищения все существеннее. Телехолдинги теряют все больше денег. Мы оцениваем убытки рынка от пиратства в сотни миллионов долларов. В "Витрину" интегрированы все самые современные системы защиты контента, в том числе в соответствии с требованиями международных правообладателей. У нас также есть отдел по борьбе с пиратскими интернет-площадками.
Второе — это унификация технологий и приведение к единым стандартам вещания, единому качеству. Ранее каждый холдинг использовал свое решение, что экономически гораздо менее эффективно. Для пользователей унификация и повышение качества вещания также существенно повышает привлекательность интернет-трансляций. Для онлайн-видеоплощадок это также неоспоримый плюс, так как, по сути, созданы единые стандарты интеграции для всех основных каналов и технически надо провести одну интеграцию, а не двадцать. Также интернет-площадки, когда мы запускали проект, жаловались на низкое качество вещания ТВ-каналов в интернет-среде. Теперь эта проблема решена.
И третье — это создание единой системы статистики и стандартов измерения для того, чтобы телевизионный сигнал мерялся и в традиционном эфире, и в интернет-среде через единые счетчики. Кроме того, платформа позволяет контролировать рекламные блоки внутри интернет-трансляций.
Все это, конечно, потребовало существенных инвестиций. Цифры мы не раскрываем, это вопрос к ТВ-холдингам, которые на данном этапе являются инвесторами проекта. Если говорить о сути проекта, то это такая Останкинская телебашня в интернете.
— Аудитория ощутит на себе перемены после полноценного внедрения "Витрины"?
— Конечно, потому что будет единое качество, единые версии, подготовленные для распространения в интернете. Картинка станет качественнее.
— И все это бесплатно для зрителя?
— Вопрос монетизации конкретного зрителя зависит не от "Витрины", а от интернет-площадки, к которой подключена платформа. Если там есть платные модели, подписки и телеканал договорился, что он ставит свой стриминг в рамках этой подписки, зритель будет платить за подписку, чтобы получить доступ к сервису и далее смотреть телеканал. Но это, опять же, не вопрос "Витрины", а результат договоренностей между вещателем и интернет-площадкой. При этом сейчас эта область законодательно никак не определена, это такая "серая зона", поэтому на рынке интернет-вещания и царит хаос. Например, телеком-операторы незаконно ставят эфирные версии каналов в свои интернет-платформы, продают их своим зрителям и ничего не платят телеканалам. При этом телеканалы получают претензии от правообладателей за незаконное интернет-распространение и вынуждены доплачивать за эту категорию прав существенные суммы, не получая никакой компенсации.
— Теперь операторам придется платить? Какие тарифы определены?
— Техническая услуга оказывается фактически по себестоимости, размер платежа зависит от количества каналов, сред вещания (веб-версия, мобильная версия, Смарт ТВ), необходимости подключения поясного вещания. В итоге цифры получаются небольшие даже за полный комплекс услуг, и здесь важно, что существенную стоимость "Витрины" покрывают сами вещатели. Мы сами заинтересованы в развитии этой технологии, ее поддержании и доработке. Для интернет-площадок, распространяющих только веб-версию, эти цифры вообще близки к нулю. При этом помимо технического договора интернет-площадка должна заключить с вещателем лицензионный договор.
— Как вы взаимодействуете с операторами?
— Ряд операторов уже подключили "Витрину", и у нас с ними полностью налажено взаимодействие. Но есть и другие случаи.
Но мы ведем диалог со всеми — все технические и коммерческие вопросы решаемы, что подтверждают и сами операторы.
— Давайте поговорим о проекте закона о едином поставщике телеконтента в интернете. Так ли он необходим?
— Конечно, необходим. Но сначала надо определиться с терминологией. Единый поставщик тут подразумевает единую инфраструктуру доставки и защиты ТВ-сигнала в интернет-среде. Телеканалы сами взаимодействуют с интернет-площадками и далее предоставляют свой сигнал через единого оператора.
Есть эфирная среда, есть кабельно-спутниковая и есть интернет-среда. При этом четкие правила регулирования кабельно-спутниковой и эфирной среды есть, а правил регулирования интернет-среды нет.
Сейчас есть порядка ста интернет-площадок, осуществляющих стриминг ТВ-сигнала в интернет-среде. Но аудитория стриминга постоянно растет, количество площадок увеличивается, и без регулирования контролировать распространение ТВ-каналов в интернете будет все сложнее. На самом деле прозрачность в этой области выгодна и OTT-площадкам. Есть понятные требования, контрактные обязательства — выполняешь и вещаешь без риска, что тебя могут выключить в любой момент, как это произошло, например, по ряду телеканалов с Ivi в прошлом году или с "Триколором" в этом.
— Без такого закона можно прожить и соблюдать баланс интересов?
— На самом деле, нет. Количество игроков будет увеличиваться, технологии — развиваться, а убытки от пиратской деятельности — расти. Нам необходимо определить среду интернет-вещания, определить правила работы на ней, создать механизмы и технологии превентивной борьбы с незаконным использованием ТВ-контента в интернет-среде. Существующее регулирование решает часть задач, но не весь комплекс. Например, мы можем блокировать пиратские сайты, удалять пиратский контент из поисковой выдачи в соответствии с подписанным меморандумом, но должны идти дальше и лишить пиратов возможности этот контент копировать, записывать и выкладывать.
— С точки зрения рекламы — сколько денег в интернете принесет платформа?
— Это зависит от деятельности каждого телеканала и его востребованности у интернет-аудитории. У нас интегрированы все счетчики, включая счетчик Mediascope, который дает возможность измерять и объединять интернет-аудиторию в один рейтинг, разработана внутренняя система статистики "Витрины", позволяющая в том числе измерять мобильную аудиторию. К платформе подключены все рекламные технологии, существующие в России. Так что каждый канал получает полный набор инструментов для монетизации своего сигнала.
— Большие площадки, к примеру YouTube, уведомлены о вашей работе?
— Что касается большинства телеканалов, то их стриминга на YouTube нет, поэтому здесь никаких изменений не будет. Если YouTube будет готов взять плеер "Витрины", то мы технически точно готовы к интеграции.
— А вы ведете переговоры с ними?
— Диалог ведут телеканалы. Мы лишь осуществляем техническую интеграцию, если ТВ-канал и площадки договорились.
— Когда платформа может окупиться?
— Это зависит от коммерческой деятельности каждого конкретного канала. Учитывая, что "Витрина" достаточно эффективна и у нас налажены все бизнес-процессы, то при востребованности канала у интернет-аудитории окупаемость может составить меньше года.
— Ваша цель на ближайшие три-пять лет?
— Главная цель — защитить контент. Она для нас ключевая. Для всех телеканалов контент — это самое главное, особенно с учетом того, как растет аудитория, как объединяется традиционная телевизионная среда с интернет-средой. Поэтому создать единые принципы распространения, измерения и защиты контента в интернет-среде — ключевая задача для телеканалов, а значит, и для "Витрины ТВ".
Беседовала Александра Урусова