Председатель Крымского республиканского отделения "Опоры России" Сергей Лапенко в интервью ТАСС рассказал, как "вежливые люди" повлияли на предпринимателей и стало ли лучше жить малому бизнесу Крыма в России.
— Каким был Крым для предпринимателей до присоединения к России?
— На Украине, в отличие от России, предприниматели сами по себе. Объясню на нашем примере: любая бизнес-деятельность крымчан была под покровительством силовиков. В то время сложно было заниматься независимым предпринимательством с угрозой отъема бизнеса или имущества. Понятно, что такая ситуация никому не нравилась, ни гражданам, ни предпринимателям. Несмотря на смену политического режима почти каждые пять лет, на Украине правовая незащищенность была всегда — приходилось с этим мириться. Поэтому события Крымской весны для многих стали самой настоящей фортуной, на которую не рассчитываешь от слова совсем.
— Что на вас произвело самое большое впечатление в тот момент?
— Меня, как, наверное, и многих, больше всего тронуло появление "вежливых людей" (эвфемизм для обозначения военнослужащих Вооруженных сил РФ в военной форме без знаков различия, блокировавших стратегические объекты в Крыму во время присоединения полуострова к России — прим. ТАСС) на полуострове. Представьте себе, что до этого несколько дней вы живете в состоянии готовящегося военного конфликта и опасаетесь за себя и за жизнь своих близких. О сохранении бизнеса не идет речи вообще. Вы думаете, уходить или нет? А, собственно, куда? Крым наш — для многих не просто слова, это образ жизни. Появление такой колоссальной поддержки в лице России многое значило и означает до сих пор. Крымчане весной 2014 года совершенно искренне выступили за присоединение Крыма к Российской Федерации. Для нас это стало возвращением на родину. То же самое касается и бизнеса — Крымская весна искренне отозвалась в сердце каждого.
— После присоединения как местный бизнес решил вопрос с партнерами на материковой части Украины?
— Конечно, у предпринимателей были определенные переживания на эту тему, но в целом все восприняли спокойно. Многие понимали неизбежность этих процессов, оперативно перенастроив свой бизнес на российских партнеров. Безусловно, кто-то кардинально поменял сферу деятельности, а кто-то закрылся.
— Если говорить о численности малых компаний, возросло ли их количество с 2014 года?
— Возросло кратно. По данным Федеральной налоговой службы, в 2014 году было зарегистрировано 46 тыс. малых компаний, в 2016 году — уже 81 тыс., в 2017-м — 86 тыс., а на сентябрь 2019 года число предприятий равняется 88 тыс. Как видите, налицо рост сегмента почти в два раза. При этом сокращение числа крымских малых и средних компаний в 2019 году менее 2%, а средние аналогичные показатели по России составляют порядка 4%. Поэтому добавлю от себя, что заявленная в рамках нацпроекта МСП (национальный проект — Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы — прим. ТАСС) цифра 100 тыс. компаний в Крыму к 2024 году кажется мне вполне реальной.
— Как вы совместно с "Опорой России" помогали предпринимателям подстроиться под новые российские реалии? Насколько это было сложно?
— "Опора России" появилась в Крыму в самый первый год присоединения к России — летом 2014 года. Появление организации такого рода символизировало для местных предпринимателей новый мир, где есть возможность заявить о своих проблемах, поговорить об этом напрямую с властью и быть услышанным не только на словах. У многих в глазах читалось: "А что, так можно было?" Оказывается, не только можно, но нужно и реально работает. Собственно, поэтому я, тоже будучи предпринимателем, связал свою деятельность с "Опорой". Мы помогали выстраивать бизнесу коммуникации с местными муниципалитетами, находить партнеров через разветвленную сеть нашей организации, налаживать коммерческие связи с тем же Краснодаром. Кроме того, помогали предпринимателям перестроиться на новую для них правовую и налоговую систему России в первый год (установленный переходный период интеграции Крымской республики как нового субъекта РФ до 1 января 2015 года — прим. ТАСС).
— Были ли у местных предпринимателей сомнения, что одна власть просто поменяется на другую, а правила игры останутся прежними?
— Насколько я могу судить по своей непосредственной работе с местным бизнесом, таких сомнений не было. Так, предприниматели уже в первый год увидели рабочий эффект от нашего взаимодействия с органами власти — вопросы стали решаться намного быстрее. Хочу отметить, что для многих жителей было важно, что руководить республикой поставили крымчанина, пользующегося доверием общества, — Сергея Валерьевича Аксенова. То есть не прислали свою команду из столицы, а дали возможность разобраться на местах. На мой взгляд, это тоже повлияло на достаточно безболезненную интеграцию крымского бизнеса в Россию.
— К открытию бизнеса в Крыму насколько сегодня активно проявляют интерес?
— Могу точно заявить, что интерес к запуску бизнеса или открытию своего представительства в Крыму неуклонно растет с каждым годом, запрос есть со всех уголков России, начиная от Камчатки и заканчивая Екатеринбургом. У нас в "Опоре" практически каждый прием ¼ части новых членов –– это люди, приезжающие в Крым в поисках новой жизни и своего дела.
— К слову, о туризме. Многие россияне, выбирая Крым, отмечают низкий уровень сервиса для туристов по сравнению с Турцией.
— Я согласен, что проблема тут действительно есть. Но могу сказать, что местный туристический бизнес понимает, что того массового туриста, который был до 2014 года, уже не будет. И действительно — гости сегодня отмечают завышенные цены и сервис более низкого качества, в отличие от того же турецкого берега.
Не могу всего рассказывать, но сегодня в Крыму обсуждается реализация нескольких серьезных инвестиционных проектов по строительству отелей и туристической инфраструктуры, ничем не уступающей Европе, а где-то даже и лучше с учетом местных особенностей. Так что у нас есть все шансы в скором времени серьезно конкурировать и с Сочи, и с Краснодаром, и с зарубежными коллегами.
— Во что стоит вкладываться в Крыму?
— Конечно, это такие традиционные сферы бизнеса, как туризм и сельское хозяйство. Потенциал развития там огромный. Но всегда есть место и нетипичному виду бизнеса. Так, знакомые предприниматели решили сменить место жительства и переехать в Крым и, проанализировав взаимодействие местного бизнеса с контрольно-надзорными органами, нашли для себя нишу в сфере противопожарной безопасности. Они успешно работают уже пять лет. И таких свободных ниш в Крыму, куда можно вписать свой опыт и знания, до сих пор немало.
— Можете вспомнить предпринимателя, который для вас является визитной карточкой Крыма?
— Лично для меня таким предпринимателем является винодел Валерий Захарьин. Если по-простому — он успешно применяет опыт французских виноделов, не забывая о вековых традициях крымского виноделия. И, на мой взгляд, это самый лучший подход бизнеса в любом российском регионе — современные наработки лучшего опыта вкупе с историей родной земли.
— А как у предпринимателей с господдержкой?
— Нагляднее всего будет в цифрах. Если в период с 2009 по 2013 год объем финансовой поддержки крымского бизнеса в пересчете на рубли составлял порядка 20 млн рублей, то с 2014 по 2018 год государство потратило на поддержку малых и средних компаний порядка 1,8 млрд рублей. Сюда входят и льготные кредиты от Минэкономразвития и микрофинансовых организаций, а также гарантии от корпорации МСП и многое другое. С одной стороны — нереально взрывной рост, а с другой стороны — это нормальная эффективная работа властей по поддержке бизнеса.
— Но есть и сложности?
— Не без этого. Несмотря на то что господдержка в Крыму есть и работает, с информированностью у нас пока есть определенные затруднения. Мы сегодня стараемся регулярно рассказывать о господдержке совместно с властями и региональными фондами поддержки предпринимательства, а в некоторых случаях доводим до прямой поддержки прямо за руку. Уверен, что федеральный проект по популяризации предпринимательства (куратором проекта является глава "Опоры России" Александр Калинин — прим. ТАСС), входящий в нацпроект МСП, решит эту проблему. Для максимальной информированности об этом надо говорить на всех уровнях и глобально.
— Как сегодня складываются отношения с контрольно-надзорными органами?
— В целом хорошо. Как я ранее говорил, в рамках переходного периода мы помогали предпринимателям подстроиться под новые экономические реалии. А уже далее "Опора России" стала вести прямое сотрудничество со всеми федеральными контролирующими органами республики, подписав соглашение практически со всеми: с прокуратурой, с налоговой службой, Роспотребнадзором и так далее. Во всех этих органах сегодня сформированы общественные советы, во всех них без исключения присутствуют наши представители. Поэтому не без гордости могу сказать, что сегодня между нами налажен комфортный диалог и оперативное реагирование по многим вопросам бизнеса.
— Как оцениваете новую форму предпринимательства — самозанятых? На ваш взгляд, насколько это применимо по отношению к Крыму?
— Как вы знаете, до нас этот статус пока не дошел, но сам формат я оцениваю очень позитивно. Считаю, что это вполне успешно приживется в Крыму, у нас много ателье, мастерских, автомастерских и всяких сезонных точек продаж фруктов-овощей. Думаю, что правительство Крыма тоже оценивает эту систему позитивно.
— Ни для кого не секрет, что в Крыму сегодня ограниченное число банков, что также влияет на доступ к кредитам для малого бизнеса. Что в этом направления делается "Опорой"?
— И с этим есть сложности, согласен. Из пяти банков, работающих на территории Крыма, сегодня больше всего тематических программ для малых предпринимателей имеет Российский национальный коммерческий банк. Мы стараемся эту парадигму менять. Встречаемся с местными банкирами регулярно — обсуждаем более легкий доступ к кредитным программам, также мотивируем других участников банковского рынка России зайти в Крым. Сейчас обсуждается вхождение еще одного крупного российского банка. Но вы поймите, мы только пять лет назад стали частью России — мы стараемся, но по щелчку пальцев ничего никогда не происходит. Я могу сказать, что у нас уже за это время произошел колоссальный рост — и глава республики, и предпринимательское сообщество, и люди нашего края — стараются все и на максимуме. Я уверен, что мы придем к более впечатляющим цифрам, но это как с хорошим вином — ему надо дать созреть.
Беседовала Юлия Ермилова