Все новости

Мединский: Минкультуры не руководствуется принципом "хочу — не хочу"

Владимир Мединский Ростислав Нетисов/ТАСС
Описание
Владимир Мединский
© Ростислав Нетисов/ТАСС

Ялта, Феодосия, Севастополь, Симферополь. За два дня министр культуры РФ Владимир Мединский успел объехать пол-Крыма. "По документам и отчетам может быть одно, а когда приезжаешь на место — совсем другое, важно самому увидеть", — пояснил Мединский. 

Он приехал в Ялту на открытие Международного кинофестиваля "Евразийский мост". Открыл в Севастополе камень на месте будущего мемориала, посвященного 100-летию окончания Гражданской войны. Провел в Феодосии заседание попечительского совета Картинной галереи им. Айвазовского. Заложил памятник генералу Котляревскому. На вопрос, как ему удается выдерживать такой график, Мединский ответил: привык. Чтобы успеть за  министром, корреспонденту ТАСС пришлось передвигаться за ним всеми видами транспорта. 

В интервью Мединский рассказал, что думает по поводу фильма "Текст" с нецензурной лексикой и откровенными сценами (картина открывала фестиваль в Ялте, ее создатели надеются на выдвижение ленты от РФ на "Оскар"), чего ждет от Культурного форума в Санкт-Петербурге, зависим ли от гаджетов и будет ли Минкультуры в дальнейшем финансировать проекты Кирилла Серебренникова. 

— Владимир Ростиславович, понятно, когда Крым присоединится к министерской программе кинофикации?

— Он формально уже присоединился. Просто неактивно. Проблема заключается в том, что, как правило, кинотеатры по программе открывают силами муниципальных и госучреждений. Частников местные органы культуры не слишком  привлекают, а частники всегда работают эффективнее. Мы как раз заинтересованы в том, чтобы в этой программе участвовали частные сети. Тем более что войти в программу легко. Предполагается субсидирование и открытие кинозалов в городах с населением до 500 тыс. человек. Это фактически любой областной центр. Именно поэтому я предлагаю Крыму взаимодействовать с предпринимателями, которые готовы заниматься этим бизнесом.

Ну и тем муниципальным кинотеатрам, которые уже созданы, тоже нужно работать более эффективно. Я еще раз подчеркну: любой частный предприниматель, юридическое, физическое лицо, которое имеет соответствующее помещение на правах собственности, аренды либо пользования, может претендовать на участие в этой программе и получить от Фонда кино 5–7 млн рублей — безвозвратную субсидию на открытие одного современного кинозала, и пропорционально больше — если кинотеатр многозальный.

— Вы говорили, что в Крыму Минкультуры поможет открыть несколько десятков современных кинотеатров. Понятны сроки? 

— Это зависит только от местной инициативы.

— А что по поводу Ялтинской киностудии? Никита Михалков упоминал на открытии фестиваля в Ялте. Просто с ней  какая-то история очень долгая... Когда начнется восстановление? 

— Ялтинская киностудия в результате долгих судебных процедур была возвращена в собственность Республики Крым. Сейчас это уже ответственность властей Крыма. Есть, на мой взгляд, только два пути. Развитие студии на затратно-бюджетной основе, то есть как государственной киностудии. Либо привлечение частных инвесторов. Третьего не дано. Как это будет делаться, это уже будет решать Сергей Валерьевич Аксенов.

— То есть пока конкретики нет?

— Самое худшее,  что могло случиться с Ялтинской киностудией, — это то, что пытались сделать с ней при Украине. То есть продать студию как земельные участки для жилищного строительства. И в этом мнении с властями Крыма мы едины. 

— Вы побывали в Севастополе на закладке Военно-историческим обществом и властями города будущего мемориала к 100-летию завершения Гражданской войны. Что он значит, на ваш взгляд, для России? 

— Для нашей страны, нашего народа, ХХ век стал самым кровопролитным в истории, полным драматичных потрясений, и этот мемориал — в первую очередь символ примирения. Примирения с самими собой, с собственной историей. Это подтверждение того, что мы усвоили главный урок Гражданской войны: никакие идеологические или политические разногласия не должны поколебать и уж тем более разрушить единство народа, стать поводом и оправданием для вражды граждан России друг против друга.

— Давайте поговорим про предстоящий Санкт-Петербургский культурный форум. Вы рассказывали, что его популярность растет. Как думаете, удастся ли в этом году собрать рекордное число участников?

— Мы не стремимся увеличивать количество участников форума ради количества, прекрасно понимая, что эти цифры не имеют никакой ценности в качественном измерении. Больше внимания уделяем содержанию: актуальности тем, возможности собрать самых авторитетных в мире экспертов, уровню и объемам подписываемых соглашений. В общем, делаем все, чтобы работа на форуме давала реальные результаты. В прошлом году в его работе участвовало 25 тыс. человек, из них более 10 тыс. — это профессиональный поток, то есть профессиональные работники культурных организаций из 101 страны мира, 50 иностранных делегаций.

Иными словами, 10 тыс. экспертов приехали в Санкт-Петербург, потому что здесь они могут вживую обсудить самые важные вопросы культуры, обменяться опытом, узнать, чем и как живут их коллеги. Вот это действительно важно для нас — делать форум тем местом, где встречаются культуры мира, где они находят общий язык даже в тех сложных условиях, которые мы все наблюдаем сегодня в политической жизни

— В прошлом году вы читали на форуме открытую лекцию, где также участники могли задать любые интересующие их вопросы. Зал был полон, вопросов много. Будете ли проводить подобную встречу в этом году?

— Если зал полный — значит, скорее всего, людям интересно. Значит, это кому-то нужно, как поэт сказал. Для меня это возможность поговорить с самой широкой аудиторией о том, что мне кажется важным в данный момент в культурной жизни страны. 

— Если вспомнить про проблемы, которые обсуждаются в Москве... На каком этапе сейчас находятся переговоры с онлайн-кинотеатрами? Они же обещали отдавать данные о показах в единую базу.

— Законопроект, разработанный Минкультуры совместно с  интернет-индустрией и правообладателями, размещен на портале (regulation.gov.ru) и направлен на согласование. Работа над ним ведется, и до ее окончания говорить о результатах преждевременно.

— Вы еще сказали, что законопроект о рибейтах нуждается в доработке. Что именно необходимо изменить?

— Поскольку это новое для нашего кинематографа поле, необходима серьезная подготовка и выработка такого алгоритма, который идеально подходил бы именно для наших реалий. Это не должно быть бездумное копирование чужого опыта. Поэтому сейчас мы работаем над уточнением некоторых формулировок.

— А что по поводу Кирилла Серебренникова? Намерено ли Минкультуры в будущем сотрудничать с ним и выделять финансирование его театральным и кинопроектам?

— Минкультуры не руководствуется принципом "хочу — не хочу", наше ведомство — это федеральный орган, который функционирует в рамках российского законодательства.

Если любой художник, деятель искусства считает, что его проект достоин быть поддержан государством, он имеет право подать заявку. А экспертные комиссии эту заявку рассмотрят и вынесут соответствующий вердикт

— Давайте вернемся в Крым. Вы после открытия кинофестиваля в Ялте смотрели фильм Клима Шипенко "Текст" с Александром Петровым. Многие сочли, что там слишком много откровенных сцен и перебор с нецензурной лексикой. А вам как показалось? 

— В режиссерском варианте, без купюр, фильм будет размещен только на стриминговой платформе. В кинотеатрах он будет выходить в соответствии с законодательством. Публичный просмотр в кинотеатрах исключает использование нецензурной лексики. Ее "запикают".

— Но, в принципе, эту картину же очень хотят выдвигать от России на "Оскар". Как считаете, может ли подобная история представлять нашу страну? Даже в "запиканном" варианте?

— Посмотрите американские фильмы, там такое количество нецензурной лексики... Того же Тарантино посмотрите. Их это в оскаровских амбициях никак не ограничивает.

— Главный герой фильма "Текст" получает доступ к смартфону другого человека и погружается в его жизнь. Александр Петров цитировал ваши слова, говоря, что мы слишком много времени проводим в телефоне. А вы сами сколько проводите времени и, в целом, насколько зависимы от гаджетов? 

— Да, половину фильма, если не больше, герои держат в руках смартфоны — свои, чужие, вся фабула крутится вокруг этого, вокруг попадания в чужое цифровое пространство. Я спросил у Саши Петрова: "Как думаешь, сколько раз в день современный молодой москвич прикасается к экрану смартфона?" Он говорит: "Ну, наверно, тысячу". Отвечаю ему: "В среднем — две с половиной тысячи раз в день. Постоянный бессмысленный скроллинг, сотни бессмысленных касаний экрана... А теперь представь, насколько мы были бы счастливее, если бы мы хотя бы один процент от этого "количества касаний экрана" дотрагивались до наших любимых..."

— Но все-таки, для вас самого эта история актуальна? У вас общение с гаджетами превалирует над живым общением с людьми? 

— Я очень консервативен в этом смысле.

Отношусь к соцсетям, зависанию людей в интернете, к большинству новомодных  цифровых "примочек" как к злу... но злу неизбежному. Неизбежному, ибо нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Скажу больше. Нельзя сегодня работать эффективно, если ты не пользуешься всем набором цифровых технологий

Что же касается "цифровой реальности", проникающей в нашу повседневную жизнь "вне работы"... Доставляет ли это мне удовольствие? Нет, не доставляет. Полезно ли это для общества? Честно говоря, думаю, в гуманистическом плане... это все не полезно. Вообще, так называемая массовая обывательская сторона цифрового века — все, что провоцирует любые формы интернет-зависимости для человека, особенно для ребенка, — очень вредно. Это "черное зеркало", все ненастоящее... это делает людей более вялыми, инертными, ленивыми, расслабленными. При этом более контролируемыми, полностью лишенными личного защищенного пространства.

"Черное зеркало" лишает людей естественной физической да и умственной нагрузки, естественного досуга и естественных человеческих эмоций. Подчеркну: это мое личное мнение. Все это очень опасно.

Что с этим делать? Ну, мы с вами точно не сможем здесь "на бегу" найти простые ответы на столь сложные технологические, социальные и даже философские вопросы. Время покажет.

Беседовала Наталья Баринова