О перспективах "Группы ГАЗ" на африканском авторынке, создании производственной базы в Африке и адаптации автомобилей к особенностям каждого региона в интервью информационному агентству ТАСС на полях экономического форума Россия — Африка рассказал директор по развитию международного бизнеса "Группы ГАЗ" Леонид Долгов.
— Тенденция российского рынка LCV на сегодняшний момент — сокращение продаж. Планируете ли вы увеличить поставки за рубеж, чтобы компенсировать падение спроса в России?
— Сегодня мы работаем в 40 странах мира и планируем шаг за шагом наращивать свое присутствие. У нас есть хороший продукт, техника семейства NEXT нравится нашим зарубежным покупателям. Наши приоритеты — ценовая конкурентоспособность и качественный сервис. Мы проводим постоянный мониторинг послепродажного обслуживания. Заходя в ту или иную страну, вместе с первой партией машин отправляем гарантийный склад запчастей. И само собой, мы очень тщательно отбираем потенциальных партнеров, заходя на новый рынок.
— Какие страны являются приоритетными для "Группы ГАЗ"?
— Компания определила три перспективных макрорегиона — Африка и Ближний Восток, Латинская Америка, Евразия, в которых выделены восемь наиболее приоритетных рынков. Это в том числе Египет и Марокко, Вьетнам, Филиппины, Таиланд и Индонезия. Последняя интересна тем, что по численности населения занимает четвертое место в мире, а ее бизнес-модель ориентирована на сборку глобальных автомобильных брендов, и мы можем встроиться в эту модель.
— Если рассмотреть по отдельным направлениям. Вы упомянули рынок Латинской Америки. В каких странах Латинской Америки вы работаете и каких показателей удалось достичь?
— Например, Боливия. Наша компания добилась стабильного роста продаж и заняла 13% местного автомобильного рынка. Эти 13% мы заработали на коммерческом рынке, без участия в каких-либо государственных тендерах. В стране проживает 11 млн человек, рынок здесь не самый большой, но экономика растет. В Боливию мы зашли через сильного коммерческого партнера — компанию Bolivian Automotors, которая занимается продажей автомобилей 13 брендов.
— А что касается европейских стран?
— Здесь стоит особо выделить рынок Турции, который стал для нас уже практически домашним и где работает наша дочерняя компания GAZ Turkey. Пока ГАЗ занимает здесь небольшую долю, и нам еще предстоит пройти большой путь. Но мы уже имеем хорошую динамику — за первое полугодие 2019 года мы продали здесь больше машин, чем за весь 2018-й. "ГАЗели NEXT" стали узнаваемыми в Турции, люди стали им доверять. При этом с точки зрения конкуренции рынок очень жесткий.
Согласно пятилетней стратегии развития "Группы ГАЗ" наша доля в Турции должна вырасти в разы.
— Какие автомобили "Группы ГАЗ" пользуются наибольшей популярностью за рубежом?
— Все зависит от региона. В Африке наиболее востребованы бюджетные варианты грузовиков и автобусов, а также полноприводные автомобили. В Европе и странах Юго-Восточной Азии мы продаем только линейку NEXT. Наше преимущество — в широкой продуктовой гамме, мы выпускаем технику в различных сегментах — это и легкие коммерческие автомобили, и грузовики, и автобусы. И в каждом сегменте мы можем предложить как недорогую, простую в обслуживании технику, которая способна работать на низкокачественном дизельном топливе с высоким содержанием серы, так и автомобили "Евро-5", а со следующего года и "Евро-6".
— Как вы адаптируете технику к местным рынкам?
— Очень полезным оказался опыт тестовой эксплуатации наших полноприводных автомобилей в Латинской Америке, в частности в Перу и Панаме. Здесь клиенты гоняли машины на убой — по тяжелому бездорожью, в пыльных карьерах, преодолевали реки вброд. И такая нещадная эксплуатация помогла сделать наш серийный продукт еще лучше и надежнее. Было реализовано 37 корректирующих мероприятий, которые касались повышения эффективности работы кондиционера, защиты элементов подвески от загрязнения маслом, повышения герметичности салона, улучшения качества расходных материалов, фильтров, тормозных колодок. Были внедрены усиления в элементах кузова, чтобы в условиях резонансной тряски избежать появления трещин.
Мы доказываем делом, что ГАЗ — это техника, которая не боится тяжелых условий.
— Способна Африка стать новым драйвером мировой экономики?
— Безусловно, Африка будет одним из драйверов экономики наряду с Юго-Восточной Азией. Потенциал этого региона не раскрыт. И мы рассматриваем Африку как регион с большими возможностями для расширения бизнеса. Мы считаем, что наш продукт лучше, чем продукт многих глобальных конкурентов, адаптирован для потребностей этого континента. У автомобилей "ГАЗ" рамная конструкция, которой не страшны плохие дороги. Мы научились работать в странах с жарким климатом, проработали вопросы охлаждения двигателей и защиты от пылевого износа и готовы предложить оптимальные транспортные решения для Африки.
— Планируете ли вы организовать сборочное производство в Африке? Рассматриваете ли вариант организации сборки в российской промышленной зоне в Египте?
— Мы успешно работаем с Египтом, где нашу технику знают еще с советских времен. Египет динамично развивается, мы уверены в перспективах этого рынка и в нашем местном партнере. Мы внимательно следим за проектом российской промышленной зоны, участвуем в его проработке на межправительственном уровне. Решение о нашем присутствии там будет зависеть от экономики, от того, будут ли применены стимулирующие меры в части таможенных преференций, которые сделают инвестиции в эту зону привлекательными.
— Интересен ли для "Группы ГАЗ" авторынок Марокко? Рассматривается ли возможность сборки в этой стране?
— Для нас он новый, и мы активно занимаемся продвижением нашей техники в стране. Наш партнер в Марокко — группа компаний "Автохолл" — имеет около 30 центров продаж по всей стране в каждой провинции. Первыми здесь начали продавать бортовые грузовики "ГАЗель NEXT", сейчас идет сертификация фургонов, затем — микроавтобусов, автобуса "Вектор NEXT" и грузовика "ГАЗон NEXT". Марокко — одна из самых стабильных, экономически развитых стран континента, с европейскими подходами в госуправлении, развитой банковской системой и сильными местными неавтомобильными компаниями. Марокко имеет соглашения о свободной торговле со многими государствами в Африке. Продукт, собранный в Марокко с уровнем локализации 40%, может без пошлин экспортироваться в большинство стран Африки.
Но прежде, чем инвестировать в производство, нам надо наладить систему продаж.
— Планируете ли вы поставлять технику в другие африканские страны?
— Мы планируем активизировать продажи автобусов "Группы ГАЗ" в Нигерию, Эфиопию, Демократическую Республику Конго, Гану. С 2016 года у нас также работает дилер на Мадагаскаре. Неделю назад наш партнер принимал участие в местной автомобильной выставке. А в конце мая президент Мадагаскара Андри Радзуэлина встречался с директором автозавода ГАЗ Андреем Софоновым, и мы рассчитываем продолжить общение с представителями этой страны на саммите в Сочи.
— На домашнем рынке от поставок техники "Группа ГАЗ" переходит к комплексным решениям — контрактам жизненного цикла, строительству сервисных станций рядом с клиентами, совершенствованию транспортной инфраструктуры. Планируется ли что-то из этого реализовать в Африке?
— Модельный ряд "Группы ГАЗ" широкий — более 850 надстроек и модификаций, и мы можем быть единым партнером для инфраструктурных проектов. Если правительство той или иной страны хочет качественно улучшить транспортную систему, то мы вместе с министерством транспорта этой страны и нашими местными партнерами готовы разработать предложения для комплексного развития пассажирских перевозок. То же самое касается поставок машин скорой помощи, школьных автобусов или коммунальной техники. Также мы готовы оказывать поддержку в организации сервисного обслуживания автобусных парков. Контракты жизненного цикла в странах Африки пока не распространены, но все начинают присматриваться к успешному опыту Европы. Мы реализовали этот опыт в Москве, и он показывает очень хороший результат. Мы поддерживаем в Москве готовность техники на уровне 97–98%, и наши специалисты готовы поделиться опытом с африканскими клиентами.
— Оказывает ли государство поддержку экспортным проектам "Группы ГАЗ"?
— Последние три года государство частично компенсирует автомобильным экспортерам логистические затраты. Я считаю, что это очень действенная мера поддержки экспорта.
Это заметно ослабляет наши конкурентные преимущества. Но благодаря господдержке мы остаемся играть на этих рынках. Мы тесно работаем с Российским экспортным центром и Минпромторгом и совместно разрабатываем предложения, благодаря которым государство с минимальными бюджетными затратами могло бы эффективно взаимодействовать с экспортерами.
— Каковы экспортные планы "Группы ГАЗ" на ближайшие годы?
— Наша глобальная задача на мировом рынке — расти в разы. Мы понимаем, что нас никто не ждет, никаких иллюзий на этот счет нет. Но у нас есть хорошие продукты, выстроенные процессы, мы накапливаем опыт продаж на открытых конкурентных рынках и знаем, как быть полезными в качестве инфраструктурного партнера. За последние три года многое было сделано в продвижении нашей продукции на экспорт, и мы на пути к тому, чтобы стать глобальной компанией. Сейчас большую ставку делаем на развитие зарубежных сборочных производств. Все привлекательные рынки защищены в той или иной степени таможенными пошлинами, все заинтересованы в создании локальных производств. Поэтому мы прорабатываем все возможности и готовы быть адаптивными и конкурентоспособными.
Беседовала Наталия Мирошниченко