25 октября 2019, 19:25
Интервью

Гендиректор Mondelēz: основная задача — органический рост, но мы открыты к приобретениям

Дирк Ван Де Пут. Артем Геодакян/ ТАСС
Дирк Ван Де Пут
Дирк Ван Де Пут в интервью о том, что такое "осознанный перекус" и какие обязательства берет на себя Mondelēz в рамках программы устойчивого развития

Генеральный директор Mondelēz International Дирк Ван Де Пут в интервью ТАСС рассказал о стратегии на российском рынке, о том, почему он считает будущее этого рынка многообещающим, а также о новинках, которые выпускает компания. Кроме того, он объяснил, что такое "осознанный перекус" и какие обязательства берет на себя Mondelēz в рамках программы устойчивого развития.

— За последние полгода акции компании Mondelēz International выросли на 30%. Насколько велика заслуга России в этом? Насколько в целом компания заинтересована в российском рынке?

 Основной причиной роста акций является изменение стратегии компании. Если раньше, в 2014–2018 годах, мы были сконцентрированы на сокращении издержек и на марже, то теперь компания сосредоточилась на росте бизнеса, ориентированном на потребителе. Поскольку поставленных целей мы добиваемся, то и цена акций увеличивается. Другими целями Mondelēz является повышение эффективности процессов внутри компании и изменение корпоративной культуры.

Сейчас мы стараемся концентрироваться на основных рынках нашего присутствия, а Россия входит в топ-10 ведущих рынков и, конечно, имеет очень большое значение для деятельности компании. Дело в том, что именно в России сложился рынок продуктов для снекинга (перекусов), который в прошлом году смог продемонстрировать значительный рост. В этом и последующих годах мы также ожидаем увеличение этого показателя, поэтому для укрепления своих позиций хотим продолжать вкладывать средства в развитие этого направления.

— Сколько составили инвестиции компании в развитие на российском рынке за последние годы и в 2019 году?

 За всю историю работы в России компания вложила более $1 млрд, с 2014 года — около 12 млрд рублей, а за последний год — порядка 1,2 млрд рублей. Часть этой суммы, например, была вложена в развитие завода в городе Покрове Владимирской области, и за счет этих средств мы смогли нарастить выпуск шоколадной продукции компании.

— Насколько активно развивается производство Mondelēz в России? Какая доля от общего объема производимой продукции в стране идет на экспорт?

— Мы ежегодно наращиваем объемы производства в России. Например, за девять месяцев 2019 года предприятия Mondelēz в России уже произвели около 100 тыс. т продукции, это очень серьезный объем для российского кондитерского рынка. Экспорт произведенной продукции также набирает темпы, и сейчас объем зарубежных поставок уже превышает прошлогодний показатель на 10%. Таким образом, в 2019 году мы направим на экспорт около 7% от всей произведенной в стране продукции. В основном товар направляется в страны Евразийского экономического союза. Например, в Казахстане шоколад Alpen Gold не просто популярен, а стал лидером по объему продаж. Это особенно важно, учитывая тот факт, что экспорт кондитерских изделий — один из ключевых драйверов экспорта АПК в целом.

— Планирует ли Mondelēz делать приобретения на российском рынке или вы предпочитаете органический рост?

 Я не могу комментировать возможные планы по слиянию и поглощению, поскольку это является коммерческой тайной, но скажу, что наша первейшая задача — это органический рост. Сейчас категория продуктов для снекинга в России активно растет, поэтому мы уверены, что и мы будем расти и увеличивать свою долю на рынке вместе с ней. В то же время стоит отметить, что прямые поглощения также являются обязательной частью нашей стратегии, потому что приобрести какой-либо существующий бренд бывает эффективнее и быстрее, чем органически развивать и наращивать его внутри компании. В связи с этим Mondelēz остается компанией, открытой с точки зрения возможностей приобретения активов в России, так как мы видим высокий потенциал этого рынка.

— Какие инновации компания планирует внедрить в 2019 году? Планирует ли Mondelēz в этом году запустить какие-либо новые продукты? Расскажите о них поподробнее.

 Конечно, инновации являются важной частью нашей работы. Одно из направлений, по которому мы работаем в этой области, является постоянное совершенствование продуктов, или реновация, как мы это называем. Например, Mondelēz начала выпуск шоколада с различными "молодежными" добавками, в том числе со взрывающейся карамелью, и печенья, которое можно разогреть и превратить таким образом в горячий десерт. Другим примером может стать постоянное развитие продукции, относящейся к категории здорового питания.  

Кроме того, в России мы традиционно запускаем сезонные серии продуктов, приуроченные к весенним праздникам, Новому году и Рождеству, с нестандартными вкусами и в праздничной упаковке. Не буду рассказывать обо всех секретах, которые приготовила наша компания под конец года. Скажу лишь, что инновации обычно реализуются по таким основным направлениям деятельности, как здоровое питание и ЗОЖ, премиальная продукция и продажа продукции с помощью электронной коммерции.

— С какими спортивными мероприятиями взаимодействует компания Mondelēz? Насколько для нее важно это направление деятельности?

 Действительно, спортивный маркетинг стал важным направлением для нас. Мы все чаще интегрируем наши продукты в спортивные мероприятия, в том числе потому, что видим значительный прирост продаж продукции в периоды их проведения. В прошлом году Mondelēz International выступала спонсором национальной сборной России по футболу во время подготовки к мундиалю, а в этом году мы проводили промоакции, приуроченные к чемпионату мира по хоккею. Схожей стратегии компания придерживается во всем мире. Так, Mondelēz спонсирует футбольную премьер-лигу в Англии, олимпийские сборные в США и Канаде, а также бельгийскую национальную сборную по футболу. Мы намерены и дальше продолжать взаимодействовать с такими мероприятиями, потому что убеждены, что связь между снекингом и спортом должна развиваться, принося пользу как обществу, так и компании.

— Насколько важна деятельность по устойчивому развитию для Mondelēz? Что компания делает в этой области? Какие средства ежегодно выделяются на эти цели?

 Устойчивое развитие является очень важной составляющей бизнеса компании Mondelēz. Одним из направлений деятельности, по которому компания ведет работу, является повышение экологичности упаковки продукции. Мы планируем, что к 2025 году вся упаковка продукции Mondelēz будет подвергаться вторичной переработке. Сейчас показатель равен 94%. Может показаться, что рост на 6% в течение шести лет — это совсем не сложно, но это на самом деле довольно трудоемкий проект. Кроме того, чтобы добиваться такого уровня переработки, необходимо развитие и совершенствование системы раздельного сбора и переработки упаковки в стране. Далеко не во всех городах есть инфраструктура, с помощью которой можно переработать используемый пластик, поэтому мы постоянно работаем совместно с государством и ретейлерами, чтобы обеспечить упаковке возможность дойти до переработки.

Кроме того, мы взяли на себя обязательство по ежегодному снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Таким образом, у нас есть целый ряд обязательств, которые мы планируем выполнить, именно в разрезе устойчивого развития. Мы не раскрываем объем средств, который мы вкладываем в реализацию этих проектов, но могу сказать, что это значительная сумма.

— Сегодня все больше внимания уделяется здоровому питанию. Скажите, пожалуйста, что компания делает в этом направлении?

 Тридцать лет назад люди больше всего думали о содержании сахара и жиров в продукции. Сейчас во всем мире исповедуется более комплексный подход к теме здорового образа жизни, важными составляющими которого является состояние планеты и животного мира. Ведь всё, что хорошо для человека, должно быть полезным и для планеты. Таким образом, человек оценивает не только пользу от употребления продукта, но и влияние его производства на окружающую среду.

Стоит также признать, что современный потребитель готов себя баловать, но в ограниченных масштабах. В этом смысле мы постоянно пересматриваем состав нашей продукции, чтобы соответствовать новым запросам потребителей, работаем над функциональностью продукции и добавляем такие полезные ингредиенты, как пребиотики, ягоды и злаки. К примеру, в рамках расширения линейки брендов здорового питания компания Mondelēz начала выпуск специального шоколада для веганов, в состав которого не входит молоко.

— Сейчас набирает популярность понятие "осознанный перекус". В продолжение предыдущего вопроса расскажите, пожалуйста, про это понятие. Насколько это направление важно для компании?

 Мы верим в то, что в области здорового питания и образа жизни важно предлагать потребителю не только то, что он любит, но и то, что отвечает принципам осознанности. Mondelēz продвигает потребление, которое можно назвать "осознанный снекинг", или осознанный перекус. На упаковке продукции наших брендов к 2025 году мы планируем размещать специальную маркировку и ссылку на приложение с рекомендациями о том, как правильно и осознанно питаться. Одна из интересных рекомендаций, например, звучит следующим образом: если вы правша, то берите кусочек левой рукой. Важно получать удовольствие именно от вкуса, а не от количества потребленного.

— Какие инновационные направления деятельности развивает компания? Что делает Mondelēz, чтобы повысить свою популярность среди молодежи?

— Поколение Z, представители которого родились в начале 2000-х годов, является для нас важной категорией потребителей. В России на них приходится приблизительно 29% всех наших потребителей. Представители этого поколения располагают финансами и очень избирательно подходят к рекламе. Им невозможно навязывать какой-то продукт, потому что они сами в состоянии разбираться, что для них важно, а что нет.

Им нравится индивидуальный подход, поэтому в том числе мы должны соответствовать их стилю жизни. Например, мы сотрудничаем с хип-хоп-исполнителями, создаем специальные зоны в вузах, в которых молодые люди могут приятно провести время, потребляя нашу продукцию, прячем в каждой упаковке жевательной резинки кислую подушечку или изобретаем новых героев.

— Расскажите подробнее о программе Cocoa Life. В чем ее основной смысл?

 Какао является основным ингредиентом в производстве шоколада. И Cocoa Life — это наша программа, которая является составной частью стратегии устойчивого развития непосредственно в том, что касается производителей какао. Сейчас в рамках этой программы производится около 44% продукции Mondelēz, и согласно нашим планам к 2025 году мы достигнем показателя в 100%.

Программу Cocoa Life мы реализуем в Гане, Бразилии, Индонезии, Доминиканской Республике и других тропических странах, в которых растет дерево какао. Дело в том, что обычно какао производится в небольших фермерских хозяйствах. В рамках нашей программы мы пытаемся помочь фермерам повысить их доход при одновременном соблюдении экологических стандартов. При этом мы стараемся делиться с ними технологиями ведения сельского хозяйства и рассказывать о том, как правильно и с максимальной выгодой восстанавливать угодья и лес при выращивании какао. Кроме того, мы работаем с местными государственными органами для того, чтобы развивать инфраструктуру в местах производства какао. Мы также решаем социальные вопросы — например, с занятостью женщин на фермах и охраной их прав, а также боремся с использованием детского труда.

В нашей программе участвуют около 10 тыс. фермерских хозяйств. Инвестиции Mondelēz в проект за последние десять лет уже составили порядка $400 млн, и мы планируем и дальше продолжать работать в этом направлении. Таким образом, российский потребитель, увидев маркировку Cocoa Life на шоколадной плитке, может быть уверен в качестве и экологической и социальной этичности какао, из которого она произведена.

— Вы приехали в Москву на заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Насколько для вас важно это мероприятие?

 Я считаю, что создание этого совета — отличная инициатива российского правительства. Ее главной целью является диалог с иностранными компаниями, которые активно инвестируют в Россию, а также совместная работа с правительством страны для обсуждения инвестиционного климата в России. Это уникальный формат, и немногие страны сегодня готовы организовать подобное мероприятие.

Беседовала Виктория Андреева