Режиссер аниме "Твое имя", ставшего самым кассовым в истории жанра, приехал в Москву, чтобы представить свой новый проект "Дитя погоды". Выпустив первый полнометражный фильм в 2004 году, Макото Синкай успел завоевать награды международных смотров в Германии, Испании и Китае, Азиатско-тихоокеанского кинофестиваля и фестиваля Future Film Festival в Италии. В российский прокат новая лента выйдет 31 октября. В преддверии этого режиссер обсудил с ТАСС, какие экологические проблемы Японии были подняты им в этой картине, верит ли он в победу своего фильма на премии "Оскар" и, конечно, когда он порадует зрителей своим следующим релизом.
— Господин Синкай, ваша предыдущая работа "Твое имя" стала самым кассовым фильмом в жанре аниме. Как думаете, повторит ли новый фильм успех предыдущей картины?
— Странно было бы не желать такого успеха "Дитя погоды". Сейчас в Японии мы уже занимаем первое место, и это уже достаточное для меня достижение. Хотя с точки зрения сборов мы еще не достигли того же значения, что было у "Твоего имени". Если получится это сделать, безусловно, это хорошо, если нет, значит, моя следующая работа должна быть более успешной. Вот и все.
Тем не менее "Дитя погоды" — более широко представленный в международном прокате фильм, как следствие, у него есть все шансы сделать бо́льшие сборы, чем "Твое имя". Поэтому я с большой надеждой жду результатов и очень благодарен тем компаниям, которые помогают мне выходить на зарубежные рынки.
— Ключевой темой фильма "Дитя погоды" и вообще одной из важных тем в вашем творчестве является тема природы. Изменился ли ее образ в последней работе по сравнению с прошлыми? Почему?
— Действительно, в "Дитя погоды" и в последних моих фильмах образ природы меняется, в этом фильме природа — это своего рода антигерой, враг, с которым идет определенная борьба, причина этого, в свою очередь, связана с тем, что Япония — страна, которая живет в зависимости от природных условий. В последние годы мы испытываем, к сожалению, негативные изменения в природе из-за парникового эффекта и глобального потепления. Все это накладывает определенный отпечаток и на мое творчество, и чтобы значение природы было понято полностью аудиторией, я решил придать ей такой характер антигероя, изобразить ее в негативном, темном свете.
— Герои вашего последнего фильма находятся в поиске, пытаются понять, чего они хотят от своей жизни. Отразили ли вы какие-то события, имевшие место и в вашей жизни? Насколько ваши герои похожи на вас?
— Вы правы, тема поиска часто присутствует в моих работах, это происходит, наверно, потому, что она универсальна. Когда мы еще молоды, мы не знаем, каково наше место и предназначение в этом мире. Мы все так или иначе начинаем идти этим путем, искать себя. Это было и в моей жизни в том числе, поэтому я считаю важным говорить об этом, в том числе с современной молодежью.
— В фильме появляются Таки и Мицуха — герои фильма "Твое имя", был ли в этом особый замысел? Появятся ли герои фильма "Дитя погоды" в будущих проектах?
— Я слышал реакцию зала на появление персонажей из "Твое имя". Мне очень понравилось, что все так положительно отреагировали. Действительно, я специально поместил их в фильм "Дитя погоды", но только потому, что это были очень популярные персонажи, которых полюбила аудитория, мне захотелось сделать всем приятно, и поэтому я решил, что они должны появиться сейчас. Но это не является каким-то особым решением или желанием, я не могу сказать, что эти персонажи появятся в моих будущих работах. Я только понимаю, что, если местом событий следующего фильма, который мы собираемся делать, будет снова Токио, все возможно.
— Получается, пока неизвестно, где будет происходить действие следующего проекта?
— Да, пока место не выбрано.
— Фильм "Дитя погоды" выдвинут на премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Как думаете, каковы шансы фильма войти в пятерку и затем стать победителем?
— Откровенно говоря, мне кажется, мой фильм не возьмет "Оскар". Но, наверно, я не имею права это говорить, потому что не только я работал над созданием этого фильма, есть огромная команда, которая также вложила в проект все свои силы и душу. Я сам человек не совсем из киноиндустрии, а из игровой индустрии, я плохо понимаю мир кинематографа, мне сложно судить и понимать эти вещи. Но я очень надеюсь, что, если уж мы получим эту награду, будет должным образом отмечена команда, именно она заслуживает этого.
— В 2017 году было анонсировано, что фильм "Твое имя" получит полнометражную игровую адаптацию. Проектом будут заниматься студия Paramount, компания Джей Джей Абрамса Bad Robot и Toho Co. Следите ли вы за процессом съемок? Приглашали ли вас в качестве консультанта?
— Я правда в курсе того, что студия Bad Robot собирается экранизировать "Твое имя", я безусловно участвую в этом процессе, я читаю все последние версии сценария и консультирую рабочую группу проекта. Но я ни в коем случае ничего не режиссирую. Правильнее будет сказать, что я просто делюсь с ними своими впечатлениями. Я полностью доверил процесс продакшена талантливым людям из Голливуда, и мне самому интересно, что у них в итоге получится.
— Ваша выставка, содержащая скетчи, рисунки, видео и другие материалы, которые были созданы вами на протяжении 15 лет работы, объехала несколько городов Японии и имела большую популярность. Вы видели реакцию российских зрителей на ваши фильмы — они в восторге. Хотели бы вы привести эту выставку в Россию?
— Откровенно говоря, для меня самого немного непонятно, почему у фанатов есть интерес к тому, как разрабатываются и производятся мои фильмы. Для меня результат работы — это фильм, который выходит в прокат, и то, что предшествует его созданию, не более чем промежуточный материал, который имеет, наверно, меньшее значение, чем конечный продукт. Но я, безусловно, рад и благодарен, что фанаты хотят видеть сам процесс изнутри, как он протекал. Если в Россию меня всерьез позовут с моей выставкой, мне будет очень приятно, я, конечно, рассмотрю такой вариант. Но пока я таких предложений не получал.
— Работа над фильмом "Дитя погоды" заняла три года, работаете ли вы в данный момент над будущими проектами? Когда стоит ожидать ваш следующий фильм?
— По моим ощущениям, конечно, выпускать фильм раз в три года было бы просто замечательно, поэтому я хочу дальнейшую работу строить так, чтобы ориентироваться на 2022 год, будет хорошо, если мы выпустим фильм в этом году. Вчера после премьеры на сессии вопросов и ответов я пообещал аудитории, что через три года они увидят мой новый фильм, поэтому теперь я должен выполнить это обещание.
Беседовала Екатерина Выборова