В начале следующего года правительством России и Госдумой запланирована конференция, где широко обсудят вопросы развития социально-трудовых отношений. В частности, речь пойдет и о возможном введении четырехдневной рабочей недели — эту тему сейчас активно обсуждают эксперты, работодатели и власти. Конференция пройдет на площадке Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) — вуза, который создавался для подготовки лидеров профсоюзного движения, а сейчас проводит исследования конфликтов на предприятиях и помогает бизнесу и государству их предотвратить.
Ректор СПбГУП, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий рассказал ТАСС о работе единственного в стране факультета конфликтологии, который готовит специалистов для решения споров между работодателями и сотрудниками, как в этой работе помогает созданный в университете Центр предупреждения конфликтов и о тех спорах, которые возникают в ученой среде.
— Александр Сергеевич, будучи ректором Университета профсоюзов, как вы лично относитесь к идее ввести четырехдневную рабочую неделю?
— Проблема ведь непростая. Рабочее время в большинстве развитых стран уже многие годы неуклонно уменьшается. И само по себе это замечательно. Но если у нас при этом упадут зарплаты людей, валовой национальный продукт, снизится конкурентоспособность производства в глобальной экономике — мало кто обрадуется. С другой стороны, перспективы прихода новых технологий, их влияния на структуру рынка труда также надо учитывать. В общем, ситуацию надо прорабатывать с учетом многих факторов, чтобы не наломать дров.
Мы в СПбГУП в 2008 году приступили к созданию первого в России факультета конфликтологии. Нам была поставлена задача развития конфликтологии в социально-трудовой сфере. Здесь мы нацелены на решение одной из важных для страны практических проблем — придания отношениям "между трудом и капиталом" максимально цивилизованного характера.
Нам, конечно, хотелось бы, чтобы и зарплаты у людей росли, и прибыли у бизнеса, но здесь, увы, далеко не все от науки зависит. Тем не менее без нашего факультета и созданного на его базе Центра предупреждения конфликтов в социально-трудовой сфере острых столкновений работников и работодателей сегодня было бы намного больше.
— Сколько человек ежегодно выходит из стен вуза с дипломом "конфликтолог", куда в итоге они трудоустраиваются? И следит ли центр за теми ситуациями, которые происходят сейчас? Например, в Карелии медики проводят итальянскую забастовку.
— Порядка 170 человек каждый год выпускается — они идут в отделы кадров фирм и корпораций, профсоюзы, союзы промышленников и предпринимателей, в государственные структуры.
Наш факультет стал центром по подготовке кадров для всей страны в области социально-трудовых конфликтов. Это очень важно, все помнят Пикалево (когда в моногороде Ленинградской области в 2008–2009 гг. тысячи людей потеряли работу, был острый конфликт работников с предпринимателем — прим. ТАСС).
Такие вещи мы вообще не должны допускать, уже не время дикого капитализма. Поэтому наш университет получает очень серьезные субсидии на проведение научных исследований, каждый год выпускаем больше десятка книг по проблемам конфликтологии, изучаем болевые точки взаимоотношений между работником и предпринимателем с точки зрения того, как не допускать перерастания споров в неприемлемые формы. Очень важно не срываться в забастовки, в экстремальные акции, которые иногда в ряде стран даже приводят к человеческим жертвам.
И мы сейчас при государственной поддержке ведем широким фронтом исследования, которые должны помочь сделать жизнь лучше. Центр по профилактике предотвращения конфликтов анализирует, мониторит положение по всей стране, выявляет регионы, где перегревается ситуация, где люди особо недовольны. Мы вникаем, даем информацию государственной власти, профсоюзам, предпринимателям. И по Карелии информацию получали и информировали чиновников — где-то вовремя не отреагировали те, кто должен был отреагировать.
— Исследования, хотя и другого рода, на базе Университета профсоюзов проводил выдающийся ученый, академик Лихачев. В наследство вузу остались Лихачевские чтения. В 2021 году они отметят 20-летний юбилей — готовите что-то особенное?
— Чтения под таким названием начались с 2001 года, а в действительности Лихачев их инициировал в СПбГУП еще в 1993 году. Мы привлекаем крупнейших ученых мира для проведения Лихачевских чтений. У нас бывает каждый год 1,5 тыс. участников — примерно от 25 до 40 стран, — это на сегодня крупнейший ежегодный форум в области гуманитарных наук в мире.
К нам систематически приезжают крупные лидеры европейских стран, арабских стран, Китая, стран Западной Европы, практически все континенты. И идет серьезная научная дискуссия, в которой крупные государственные, политические деятели вместе с учеными, деятелями культуры и искусства обсуждают проблематику разных областей международной жизни. Лихачевскими чтениями опубликовано уже четыре тысячи докладов, это огромный материл для анализа. Мы этот материал обрабатываем и выпускаем различные книги, посвященные тем или иным аспектам взаимодействия государств и народов.
— Политическая атмосфера не влияет? Не боятся иностранные ученые приезжать?
— Боятся! А некоторые считают принципиально важным не бояться. Есть люди, которые говорят: а мы, наоборот, должны более активно поддерживать отношения. Напряженно чувствуют себя некоторые ученые Западной Европы, США, Канады. Но по-настоящему крупные ученые считают, что наука не знает границ, она умолкает последней, перед тем как начинают пушки говорить.
Лихачевские чтения помогают людям разных культур лучше понять друг друга, услышать друг друга, ощутить какие-то опасности, проанализировать тенденции. Целый ряд наших коллег по итогам чтений пишут доклады своим правительствам.
— Еще один крупный деятель, который связан с вашим университетом, это писатель Даниил Гранин, который был почетным доктором Университета профсоюзов. Учитывая, что этот год в России был посвящен столетию со дня рождения писателя — как вуз отметил это событие?
— Мы тоже объявили у себя Год Гранина, собрали все его публичные выступления у нас в университете, их получилось порядка 60 — большая серьезная книга, "Гранин и молодежь". Она достаточно широко пошла по стране, вывешена у нас на сайте.
Ведь Гранин до самого ухода не потерял интереса к жизни — ему были интересны люди, молодежь, перемены, какие поколения вступают в жизнь. В книге его диалоги, проблематика, что ему было интересно. Он сотрудничал с СПбГУП более 20 лет, мы выпустили до этой книги много работ Гранина. Пять тысяч книг, изданных университетом, мы передали в фонд, который распространяет их по школам, библиотекам, по всей стране, — это тоже в развитие инициатив гранинского года. При жизни Гранина его именем была названа наша научная библиотека, где он часто бывал.
Сейчас мы открыли серьезную выставку фотографий Гранина, у нас их более трех тысяч — они сделаны в нашем университете. Это уникальные материалы, и мы в декабре откроем эту выставку в расширенном виде в Эрмитаже. Годом Гранина память о писателе не закончится.
— Сейчас разные организации стараются бороться за качество научных исследований. Вы активно выступили против группы "Диссернет". С чем это связано?
— Проблеме качества исследований, борьбе с плагиатом и иными формами научной недобросовестности нужно уделять серьезное внимание. А "Диссернет", группа самодеятельных активистов, провозгласившая себя "борцами за науку", реальную работу в этом направлении дискредитирует. Эти люди сами занимаются скверными делами. Вперемежку с предъявлением резонных претензий создают ложный компромат, выступают с недобросовестными заявлениями. Такое настоящей науке не нужно.
Недавно вышел доклад "Диссернета", в котором 20% ректоров российских вузов безосновательно объявлены "диссероделами" — это попытки породить недоверие к высшему образованию страны в целом. Нельзя спекулировать на проблемах. И порядок в науке надо наводить чистыми руками.
Беседовали Галина Полоскова и Кристина Абелян