Официальная процедура передачи Усть-Катавского вагоностроительного завода в Челябинской области от Центра им. М.В. Хруничева в АО "УКВЗ" (входит в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации, ОРКК) завершилась 3 февраля текущего года. В тот же день предприятие заявило о планах расширения линейки гражданского производства, дополнив ее лифтами и железнодорожными платформами. О продолжении выпуска продукции космического назначения, реализации проекта беспилотного трамвая, производстве лифтов и не только в интервью ТАСС рассказал генеральный директор АО "УКВЗ" Роман Новиков.
— Почему завод было решено вывести из Центра им. М.В. Хруничева?
— В свое время Усть-Катавский вагоностроительный завод был присоединен к Центру им. М.В. Хруничева, потому что он делал необходимые для него изделия. Завод выпускал продукцию не только для ракетно-космической отрасли, но и для гражданского использования — более 100 лет выпускали трамваи. Сейчас у Центра Хруничева создана большая программа оздоровления, принято решение выделить УКВЗ в отдельное направление и дать заводу второе дыхание: не связывать его частичной нагрузкой от Центра Хруничева, а делать большие проекты по диверсификации.
Сложные процессы, которые происходили в Центре Хруничева, просто мешали заводу работать. Поэтому было создано АО "УКВЗ".
— В прошлом году работники завода провели митинг из-за недовольства низкой заработной платой. В этом году ситуация изменилась?
— По состоянию на май 2018 года завод был в состоянии банкрота. Слаженная работа с ОРКК, Центром Хруничева, самим заводом и АО "УКВЗ" подняли там трамвайное производство, завод выиграл четыре контракта. Все четыре контракта в 2019 году мы закончили, что позволило не только избежать банкротства, но и поднять зарплаты на 4,5 тыс. рублей. Для Усть-Катава при зарплатах 24−25 тыс. рублей это значительно.
Усть-Катав — это моногород, где проживают 27 тыс. человек, из них 3,2 тыс. работают на нашем заводе. Наше предприятие является градообразующим.
— УКВЗ уже заключал контракты на изготовление трамваев на 2020 год?
— Какие новые модели трамваев планируете производить?
— Мы начинаем сборку модели двухсекционного трамвая. Также в ближайшее время готовим опытный образец пятисекционного трамвая, которого еще нет в России и который не будет уступать европейским аналогам.
— В чем особенности пятисекционного трамвая?
— В этом трамвае вместимость будет больше, чем в трехсекционном. Он будет иметь хороший радиус поворота. Пятисекционный трамвай будет спроектирован на новой тележке, которая будет содействовать комфорту пассажиров. И самое главное — ценовой порог будет не сильно отличаться от трехсекционного. Дальше у нас есть затея делать от двух до девяти секций по заданию городов, исходя из конструкторской документации. Впервые в России появится такой многосекционный трамвай.
— Работы по беспилотному трамваю в какой стадии находятся?
— Мы провели ряд испытаний, идем вместе с НПО автоматики. Тут требуется длительное время на прокрутку всех ситуаций, с прописыванием программ в "мозгах" трамвая, который должен все четко сортировать. Все должно быть тысячу раз обкатано, проверено.
Под беспилотный трамвай должны быть соответствующая инфраструктура и полигоны для испытаний. Он может стать помощником города, в том числе уточнять нюансы по одному и тому же маршруту. Например, если кто-то рисует граффити по маршруту или идет драка, умная система может передать информацию в полицию, МЧС, уточнив координаты с помощью системы ГЛОНАСС, которой сегодня укомплектованы трамваи. Она должна распознавать, когда люди здороваются, обнимаются, а когда дерутся. Мы работаем в этом направлении с несколькими компаниями. Это все есть, где-то в середине пути мы находимся, теперь довести бы до заказчиков и понять, хотят они этим пользоваться или нет. Пока мы идем от потребности заказчика.
— Когда первый такой трамвай сможет выйти на линию?
— В ближайшем будущем. Мы хотим попробовать установить все на серию, которую делаем, потом на общественных началах городу отдать.
— Какой город в первую очередь получит беспилотный трамвай?
— Мы готовим внутренний проект, который планируется к отработке в Москве и Санкт-Петербурге.
— Какие современные технологии еще могут применяться в трамваях УКВЗ?
— Сейчас уже можно сказать, что УКВЗ обеспечен заказами на 2020 год?
— Можно. Более того, я думаю, к марту завершим договорную кампанию на 2020 год. Есть некие сложности с гособоронзаказом, в оформлении многие моменты проговариваются. По гражданской продукции мы уже видим этот год. Уже начали прорабатывать 2021 год по гражданке и по своей основной тематике тоже.
— В каких тендерах на поставку трамваев планируете принять участие?
— Сейчас тендеров нет, но в первом квартале, я думаю, будут. Нам из многих городов приходят приглашения: недавно были в Уфе, Перми. Проявляется интерес, город, как правило, вызывает всех производителей, чтобы представили свою продукцию. Потом начинают формировать техническое задание, которое готовит город по своим особенностям транспортной системы.
— А за границу планируете поставлять?
— Мы смотрели рынки, по ценовой политике мы с нашими трамваями можем участвовать во всем этом. В Европе идет большая закупка. УКВЗ рассматривает ближнее зарубежье, в основном постсоветские республики. Мы там сейчас в стадии переговоров.
— Планируете ли открывать сервисные центры в регионах России, куда поставляете трамваи?
— В ближайшее время мы планируем открыть сервисные центры как минимум в пяти городах, где наибольшее количество наших трамваев. Мы хотим побороться с контрафактом. У нас завод в какой-то момент перестал производить запчасти для своих трамваев, этот рынок для нас потерян, и на наши вагоны ставятся не усть-катавские запчасти. Мы с этим разбираемся.
— Ранее предприятие сообщило, что планирует изготавливать лифты. Когда будет создан первый образец?
— Первый лифт уже изготовлен, мы сегодня оформляем документы. Сейчас идет оформление проекта, установка лифта, сдача сертификационным органам. Мы все сформировали, чтобы получить лицензию на этот вид деятельности, но нам надо технологически доказать, что мы это можем делать.
— Вы их производите на заводе в Усть-Катаве?
— Понятное дело, есть и покупные части, но основная часть: кабина, двери — на заводе. Далее мы думаем самостоятельно делать и другую комплектацию. Пока будем в кооперации с партнерами, но основные детали лифта мы освоили на заводе.
— Вы планируете продавать эти лифты в Челябинской области или по всей России?
— Мы планируем реализовывать их по всем регионам России, спрос на них большой. УКВЗ ни в коем случае не хочет быть конкурентом Щербинке и другим российским производителям. Программы по заменам лифтов большие, мы дополним, а не будем конкурировать с российскими производителями лифтов. Причем комплектация наших лифтов будет разная: от простой до люкс.
— А чем будут отличаться лифты люкс?
— Сколько он будет стоить?
— Город покупает лифт по прямой покупке, в лизинг или с отсрочкой на три года. Мы находимся в рынке. Применяются разные системы финансирования проектов, в том числе с отсрочкой платежа.
— В чем особенности железнодорожной платформы, которую создал УКВЗ?
— Это скоростные платформы, на которые будут ставиться контейнеры для перевозки. Грубо говоря, сегодня возят 40 т, наша платформа будет везти 80 т со скоростью 120−140 км/ч. Мы поработали с РЖД, извлекли все замечания и теперь проводим большую работу по приведению конструкторской документации на эту платформу в соответствие с требованиями.
— Где будут проходить испытания платформы?
— Мы заключили договор с железнодорожным институтом на проведение испытаний, сейчас готовим два опытных образца для отправки на специализированную испытательную базу одного из специнститутов РЖД в Москве, чтобы пройти первый этап испытаний.
— Есть ли какие-то договоренности с РЖД о поставке таких платформ?
— Мы провели ряд технических встреч, в РЖД нам сказали свои требования, а мы показали им свои возможности. Теперь решения будут приниматься после испытаний платформы.
— Хватает ли производственных мощностей на новую продукцию?
— На заводе есть свободные мощности. Но если мы будем изготавливать значительный объем в год, потребуется расширение, о чем мы разговариваем с главой администрации Усть-Катава Сергеем Семковым. Он нас полностью поддерживает, готов помогать в плане новых земельных участков, по коммуникациям, подключениям, если это потребуется. Мы тут слаженно работаем и с городом, и с администрацией Челябинской области.
— А дополнительные работники будут привлекаться?
— Массового приема на работу пока не будет, но мы сохраним всех и дадим работу. Раньше все ходили в неоплачиваемые отпуска, сейчас проводится перераспределение производства. Возможно даже, потребуется какая-то переквалификация людей, которым надо будет на более современные технологии переходить.
— Переквалификация где будет проводиться?
— В регионе есть техникум, Челябинский институт, мы на них рассчитываем. У техникума с заводом давно сложились исторические связи. Переквалификация будет проходить за счет завода.
— УКВЗ сохранит космические компетенции, продолжит производство двигателей?
— Та компетенция, которая есть у нас по гособоронзаказу и по линии Минобороны, и по линии Роскосмоса, остается. Мы доисполняем договора, заключаем новые с нашими внутрикорпоративными предприятиями, а также ведем работу по заключению коммерческих контрактов в этом направлении.
Беседовала Екатерина Москвич