Природа с начала года испытывает человечество на прочность. В условиях, когда борьба идет за жизни, сражения за голы, очки, секунды отошли на второй план — спорт поставлен на паузу. О том, как ему живется в новых реалиях, ТАСС рассказал один из лучших гандбольных тренеров мира Евгений Трефилов. В 2016 году он привел женскую команду к победе на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Что будет с предстоящей Олимпиадой, пока не знает никто.
— Евгений Васильевич, победим коронавирус?
— Какое там на самом деле положение, мы с тобой особо и не знаем. Здесь должно все решать управление — государственное управление. Может, даже пожестче надо было действовать. Я вот не пойму: школы закрыли, а детские сады работают. Для меня некоторые вещи не совсем понятны, но что тут сделать — мы обязаны подчиниться, никуда мы не денемся.
— В этой истории и правда много чего странного.
— Может, кто-то знает то, чего мы не знаем. Бывает такое, что нам не успели доложить. Конечно, это все плохо для спорта. Ведь если ты даже три дня не потренировался, то нужно начинать все сначала, как после болезни. Что ж мы сейчас все бросим и не будем тренироваться? Ну и что толку?
У нас в Краснодарском крае относительно все благополучно. Так что, может, и зря всю эту панику развели, но человек — животное стадное, и он поддается стадным инстинктам. Нам сказали прыгать — вот мы и прыгаем. Но руководству виднее, я надеюсь на их здравомыслие, — сказал Трефилов и чихнул. — Аж чихнул. Но я не коронавирусом!
— Олимпиада-то будет? А то наши гандболистки на нее теперь даже отобраться не могут, поскольку квалификация перенесена.
— Для меня стало новостью, когда руководитель Международной федерации гандбола Хассан Мустафа сказал, что возможно присутствие команд на Олимпиаде без отбора. Я, если честно, не понимаю, как они будут делить эти команды. И как они будут отбираться? Этого я тоже не знаю, врать не буду.
— Олимпиаду стоит отодвигать?
— Это тоже не лучший выход. А на сколько? А что со следующими Играми? Мы ведь нарушаем все циклы. Но, опять же, для этого есть люди постарше и, может, поумнее.
— Сейчас как раз активизировались сторонники переноса Олимпиады.
— Все будет зависеть от положения в Японии. Я был там недавно, там люди дисциплинированные. Вот сейчас все сидят в интернете, я тоже начинаю потихоньку к нему присасываться. Мне интересно то, что кто-то запустил этот вирус и даже программу с целью повлиять на экономику. Это тоже может быть. И тут все зависит от того, кто как кому доложит. Может, Трампу одно докладывают, Си Цзиньпину — второе, Путину — третье. Мы маленькие винтики, которые должны подчиниться общим указаниям.
— Тут же еще вопрос в том, кто приедет на Олимпиаду, если она пройдет по плану. Не все согласятся.
— Тогда может повториться 80-й год (бойкот Олимпиады в Москве — прим. ТАСС), чего тоже не хотелось бы, потому что как ни крути, но Олимпиада — это серьезная штука, в которую вложено за четыре года очень много. И что же получается, все насмарку? Все это достаточно тяжело.
— Год вообще не задался с самого начала.
— Да, что-то ненормальное творится. Даже с погодой. Вот у нас уже тепло — плюс шестнадцать, солнышко, все расцвело. Иногда даже мысль овладевает, что мы слишком много начали хозяйничать на планете и нам откуда-то сверху прислали этот вирус, чтобы он помог освободить ее от нас.
— Как раз сейчас популярны кадры из Венеции, где вода в каналах стала чище.
—Черт его знает. Моя задача — тренировать, работать и поменьше поддаваться панике. Иногда, правда, внутри червячок зашевелится, и ты думаешь: "Елки-палки, да сколько можно?"
Особенно по допингу (вопросу недопуска россиян к Олимпиаде под флагом страны — прим. ТАСС), от которого уже хочется смеяться. Думаю, во многом правы те, кто говорят, что нас будут душить до конца. Никому не нужны конкуренты, никому не нужны люди с иным мнением. А именно наша страна сейчас высказала другое мнение. Думаю, это все пошло с мюнхенской речи Путина, когда он сказал: "Ребята, что ж вы нас дурите?" С этого все пошло-поехало.
Человек — такое существо, которое все забывает. Вот сегодня у тебя зарплата 100 рублей, и ты порадовался, что нашел куда их потратить. Дальше у тебя стало 120, и ты тоже порадовался. Но потом все равно хочется еще больше. Человек ненасытен по своей природе.
— Вы оптимизм сохраняете?
— Конечно. У меня внук, хочется, чтобы ему еще досталось хорошее. Думаю, что еще будут внуки. Вот с утра не хочется вставать и идти на работу, но включаешь Высоцкого "Мы на кряж крутой — на одних осях", и все. Так и здесь. Главное, чтоб никто не унывал — жизнь продолжается.
Беседовал Артем Кузнецов