Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко рассказал в специальном интервью ТАСС о работе в условиях пандемии: о помощи странам СНГ, обсуждении украинского вопроса и новых международных встречах в формате онлайн.
— Как обстоят дела с созданием Консультативного совета, о котором предварительно договорились в Минске для обсуждения политических аспектов урегулирования конфликта в Донбассе?
— Идея Консультативного совета оказалась востребованной в силу ее компромиссного характера. Как известно, минский "Комплекс мер" предписывает Киеву, Донецку и Луганску совместно определить все политические и правовые аспекты будущего сосуществования в рамках единого государства. В декабре прошлого года эту задачу подтвердил и "нормандский" саммит в Париже.
Именно такая опция и обсуждалась в Минске. В итоге 11 марта была достигнута договоренность, поддержанная ОБСЕ, о создании при политической подгруппе Контактной группы Консультативного совета в составе представителей общественности.
Ожидалось, что к заседанию Контактной группы 26 марта Киев, Донецк и Луганск согласуют порядок формирования такого совета. К сожалению, этого не произошло ни 26 марта, ни на заседании Контактной группы 8 апреля. По непонятным для нас причинам украинские переговорщики отыграли назад. Ничего, кроме недоумения и сожаления, это не вызывает.
— По словам полпреда России в Контактной группе Бориса Грызлова, Киев при попустительстве представителя ОБСЕ сорвал согласование новых участков разведения сил в Донбассе и отказался принимать дополнительные меры по прекращению огня. Есть ли надежда, что удастся согласовать новые участки разведения сил хотя бы до конца весны? На какой стадии находится обсуждение этого вопроса?
— "Нормандский" саммит в Париже, как известно, на определение новых участков и реализацию самого разведения сил и средств отводил конкретный срок — до конца марта. К сожалению, до сих пор разведение не только не состоялось, но и не определены даже координаты участков. Мы всячески содействуем сближению позиций сторон и рассчитываем, что им удастся прийти к взаимоприемлемым вариантам.
Там не окончены работы по разминированию и дефортификации, а СММ ОБСЕ разведение еще не верифицировала.
— Ожидалось, что новый "нормандский" саммит пройдет в апреле. Однако условия для его проведения не наблюдаются, так как не реализованы парижские договоренности. Будет ли объявлено об отмене? Возможен ли саммит в видеоформате, как это было с G20?
— Вы правильно сказали, что договоренности парижского саммита пока не реализованы. Невыполненными остаются договоренности по прекращению огня, разведению сил, разминированию, открытию новых пунктов пропуска, имплементации "формулы Штайнмайера" и согласованию всех аспектов особого статуса Донбасса.
Саммит имеет смысл проводить только тогда, когда будут выполнены эти решения. Кстати, перед саммитом в Париже решения предыдущей "нормандской" встречи реализовать удалось в первую очередь потому, что новые власти в Киеве проявили политическую волю. Кроме того, итоговые документы нового саммита должны быть заранее согласованы.
Разумеется, пандемия коронавируса вносит коррективы в графики и форматы работы международных структур. "Нормандский формат" исключением не является.
— Как в Москве оценивают принятие на Украине закона о земле?
— Не считаю уместным комментировать этот вопрос. Рекомендуем обратиться с ним к украинским коллегам, к тем, кто долгие годы настаивал на принятии этого закона.
— Были ли сложные моменты в диалоге с Украиной по организации спецпоездов для выезда граждан в условиях пандемии?
— Пока поезд был только один. 28 марта состав "Укрзализницы" доставил в Москву 710 российских граждан и вывез в Киев 710 граждан Украины. Никаких проблем с организацией не было. Все решалось оперативно и по-деловому. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех участников с российской и украинской стороны за проделанную работу.
— Запрашивала ли Белоруссия помощь у России в борьбе с коронавирусом? Есть ли уже планы на этот счет? Готова ли Россия оказывать помощь остальным странам СНГ?
— Да, такие обращения от белорусской стороны поступали. Мы их рассматриваем в духе союзнических и братских отношений между нашими странами.
4 апреля в Минск были доставлены в порядке безвозмездной помощи 10 тыс. тестов на коронавирус с необходимыми реагентами. Есть запросы и по другим позициям. Все они находятся на рассмотрении.
Напомню, что в марте — начале апреля Россия предоставила странам СНГ свыше полутора тысяч тест-наборов для лабораторной диагностики, каждый из которых позволяет сделать сто исследований на коронавирус. В апреле-мае мы поставим еще более трех тысяч комплектов.
— Какие мероприятия ожидаются в ближайшее время по линии СНГ и в каком формате?
— На 29 мая в Ташкенте намечено заседание Совета глав правительств СНГ. По инициативе Узбекистана в его повестку включен вопрос об усилиях в борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
Значительная работа проводится в Координационном совете СНГ по проблемам санитарной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. Его внеочередное заседание в видеоформате состоялось 19 марта, следующее пройдет 21 апреля.
Еще более насыщенная повестка в рамках ЕАЭС. В ближайшее время состоятся заседания Евразийского межправительственного совета (на уровне глав правительств) и Высшего Евразийского экономического совета (на уровне глав государств). Из-за эпидемиологической ситуации они пройдут в режиме видеоконференции. Такой формат хорошо зарекомендовал себя при организации заседаний совета Евразийской экономической комиссии на уровне вице-премьеров, который теперь собирается на еженедельной основе.
Беседовала Джамиля Байрамукова