"Лучше посидеть дома, а разбираться потом". Игропуло о жизни в Европе и гандболе в России

Константин Игропуло. Christof Koepsel/ Bongarts/ Getty Images
Константин Игропуло

14 апреля гандболист, играющий под 35-м номером, отметил 35-летие в самоизоляции в Польше, где выступает за клуб "Висла"

Константин Игропуло — один из немногих топовых российских спортсменов, переживающих пандемию коронавируса за рубежом. Переживает непросто, о чем подробно рассказал в интервью ТАСС. Но не только об этом. День рождения в изоляции, мифы о коронавирусе, история спасения ребенка, возможное завершение карьеры и Дмитрий Губерниев в гандболе — темы, о которых своим мнением поделился самый узнаваемый гандболист России.

— Константин, 14 апреля был ваш день рождения. Как отметили 35-летие?

— В гордом одиночестве.

— Самоизолируетесь?

— Да, другого варианта не было.

— Какова тогда история появления в Instagram праздничного фото, на котором вы на фоне автосвалки?

— Дело в том, что мне надо было обклеить машину клубной рекламой. И пока я ждал, увидел рядом этот заводик. Подошел и подумал: "Вот, отличная идея".

— Сейчас как раз время для подобной постапокалиптической тематики.

— Меня после завалили вопросами о том, долго ли я раздумывал над этой идеей с Терминатором. Никто не верил, что она появилась на лету. Я ведь долго думал, как отпраздновать день рождения. Обычно в этот день я сам дарю подарки своим болельщикам, а сейчас вообще не было возможности реализовать мои задумки. Но в итоге все получилось круто!

— Где расположено это место?

— В Польше, так что вряд ли его кто сейчас отыщет.

— Почему, кстати, не удалось вернуться в Россию?

— А это сейчас невозможно: дело в том, что Лигу чемпионов официально не отменили. Наш клуб вышел в 1/8 финала, вот мы и ждем, что будет дальше. Интуитивно понимаем, что игр не будет, но ничего не поделаешь. Ожидается, что Европейская федерация гандбола примет окончательное решение 24 апреля.

— И при этом тренироваться не получается?

— Сидим по домам, работаем на тренажерах. Это немного напрягает: ты профессионал, а условия для тренировок — как у любителя.

— Мяч удается где-нибудь покидать?

— Если только в коридоре.

— И все это, как я понимаю, происходит в городе Плоцке? Не скучновато там?

— Я бы даже сказал, что очень скучновато. Тут жизнь в принципе не кипит, а сейчас для полноты картины не хватает разве что перекати-поля. Но если сравнивать с Испанией и Францией, где у меня живет много друзей, тут катастрофы не ощущается. Вот там все намного серьезнее. У нас с перемещением по городу намного проще. Бывает, заезжаю на заправку за кофе. Но не по той причине, что его нет у меня дома, а чтобы развеяться, проехаться с открытым окном.

— Полицейские контролируют ситуацию?

— Полиции много, они следят за ситуацией, но я не видел, чтобы кого-то останавливали или проверяли. Все достаточно корректно. К тому же градообразующим предприятием Плоцка является огромный нефтеперерабатывающий завод, который продолжает работать. Поэтому движение по городу сохраняется, работает общественный транспорт.

Работают и супермаркеты, проблем с едой нет. Для пожилых людей старше 65 лет отведено специальное время — с 10 до 12 часов. При этом в магазин пускают дозировано — количество посетителей ограничено.

— А как с самодисциплиной? Соблюдают люди правила или тоже много любителей шашлыков?

— Разные есть люди. Иногда в супермаркете могут подойти к тебе вплотную, нарушая разрешенную дистанцию, в таких случаях приходится объяснять, что так делать нельзя. Кто-то недостаточно информирован, быть может, есть и те, кто не верит во все это и отрицает наличие вируса.

— Есть и те, кто ударился в конспирологию.

— Важно понимать, что вирус действительно существует. Мои друзья живут по всему миру, и информацию я получаю не из новостной ленты, а от свидетелей событий. Для меня здоровье близких в приоритете. По этой причине я стараюсь донести до мамы, что этот вирус — реальная угроза. Люди ее возраста, общаясь между собой, иногда заблуждаются, поэтому я пытаюсь прояснять ее сознание, стараясь делать это деликатно.

Просто надо понимать, что вирус есть, и отрицать это глупо. Можно что угодно говорить о заговорах, но сейчас пандемия и угроза здоровью существует. Поэтому лучше пока посидеть дома, а уже после разбираться по поводу заговоров и экономических проблем, которые нас действительно ждут.

— Игроки "Вислы" отказались от части зарплаты?

— Да, мы отказались от 20% зарплаты за апрель и май. Скорее всего, это коснется и июня.

— Вы долго играли в Испании, в "Барселоне". Что оттуда вам сообщают? 

— Там действительно страшно: очень большое количество зараженных и, к сожалению, погибших.

— Среди ваших друзей есть те, кто столкнулся с коронавирусом?

— У меня есть знакомые игроки, которые уже успели переболеть. Но о смертельных случаях среди тех, с кем знаком, к счастью, мне не известно.

— Тяжело они перенесли болезнь?

— Один из испанских игроков, который сейчас выступает за немецкий "Райн-Неккар Лёвен", рассказал, что болезнь протекала легко, но ничего приятного в этом, конечно, не было. Еще заболел знакомый из Венгрии, но у него нет никаких симптомов.

— Что говорят в Европе о том, когда пандемия пойдет на спад?

— Месяц назад, когда начинался карантин, нас консультировал приглашенный клубом эпидемиолог, который рассказал, что 60–70% поляков должны переболеть. Он с самого начала объяснял те вещи, которые мы теперь все знаем. Говорил он и про важность карантина, который на самом деле не спасает от вируса, а дает возможность медицине справляться с волной заболевших. Так что я искренне не понимаю, зачем люди верят во всякий бред, пренебрегая мнением специалистов. Даже в моей семье имеют место жаркие дискуссии по этому поводу, и даже моего терпения порой не хватает и приходится находить в себе силы, чтобы вступать в них.

— В Польше еще и выборы президента скоро. Это тоже накладывает отпечаток?

— Ходят разговоры о возможном продлении карантина, но вовсе не из-за коронавируса, а потому что по каким-то причинам это выгодно действующему правительству. В выборах президента Польши, как понимаете, я участвовать не могу, но вся эта ситуация сказывается на мне, поскольку я не знаю, когда и как смогу вернуться в Россию.

— Федор Смолов недавно показал, что можно через Минск, куда он прилетел на "Джете".

— Федор, конечно, молодец, но у меня, к сожалению, таких возможностей нет. При этом я его понимаю. Я и сам не люблю ситуации, когда не понимаешь, чего ждать. Если бы мне нужно было готовиться к конкретному матчу, я бы мог просидеть хоть два месяца, ведь много раз доводилось подолгу бывать на спортивных базах, дома всегда найду, чем заняться. А сейчас напрягает, что ты ждешь решения, понимая, что, скорее всего, никаких игр не будет. 

В той же Франции уже никто о продолжении Лиги чемпионов в этом сезоне не размышляет всерьез — там думают о следующем сезоне, тем более что он будет олимпийским. Кстати, знаю спортсменов, которые решили продолжить карьеру именно для того, чтобы выступить в 2021 году на Олимпиаде. Совсем скоро решение должна принять бундеслига — главный гандбольный чемпионат. Скорее всего, они объявят о завершении турнира.

— Европейская федерация гандбола будет на это ориентироваться?

— Пока мы видим, что "Финал четырех" мужской Лиги чемпионов перенесен на декабрь. Накануне выступала канцлер Германии Ангела Меркель, которая заявила, что запрещаются все массовые мероприятия на территории страны до 31 августа. А ведь "Финал четырех" должен был пройти в Кельне. Учитывая решение ЕГФ, складывается впечатление, что там не особенно задумываются об участниках, то есть об игроках. Смотрите: в декабре "Финал четырех", затем буквально через пару недель чемпионат мира, после — квалификация к Олимпиаде и сами Олимпийские игры, есть еще и внутренние чемпионаты. Нагрузка на гандболистов колоссальна!

А что если старт нового сезона будет перенесен? А в каких составах будут выступать участники "Финала четырех", ведь несколько игроков к тому моменту будут уже в других клубах. Словом, вопросов более чем достаточно. Есть ощущение, что ЕГФ просто не может смириться, что этот сезон уже потерян. 

При этом нельзя не признать, что сам "Финал четырех" — грандиозное событие. Я участвовал в нем как игрок и как зритель, и, честно говоря, это каждый раз незабываемо. В Кёльне не только невероятная арена на 20 с лишним тысяч зрителей, сам город на несколько дней становится центром мирового гандбола. В нем царит невероятное действо. Поэтому я всегда советую друзьям посетить "Финал четырех". Это стоит немалых денег, но зато получаешь огромное количество впечатлений. В прошлом году один из моих друзей — спортивных журналистов был на баскетбольном "Финале четырех" в Витории, после — на гандбольном. Он сказал, что в Кёльне было круче.

О дне рождения

— Раз заговорили о празднике, вернемся к более приятной теме — вашему дню рождения. Какие поздравления запомнились?

— Их была масса, выделять никого не хочу. Все поздравления мне очень дороги. Было очень приятно, я даже на время забыл, что нахожусь в изоляции. Душевно получилось. Поздравили даже люди, которых я сто лет не видел.

— Ваш друг Алексей Спиридонов привет полякам передал?

— Он одним своим присутствием передает всем привет, ему для этого даже ничего говорить не надо.

— Девочка, которой вы четыре года назад спасли жизнь, поздравляет вас с днем рождения?

— Честно говоря, даже не знаю, где эта семья и как живет эта девочка. Я даже уже и лица ее не помню, насколько это все тогда произошло мимолетно.

Ее отца тоже звали Константин, оказалось, он священнослужитель. После того события он подошел ко мне и сказал, что всю жизнь будет молиться за меня, а я тогда и не знал, как на это реагировать: отвел его в сторону и сам поблагодарил, не знаю за что. Видимо, растерялся. Это все, что я помню. Надеюсь, у этой девочки все хорошо, и она об этом случае не вспоминает.

— Я помню, что вы еще и большой меломан, причем сами хорошо играете на фортепиано и на гитаре. Во время карантина не пришло вдохновение написать что-нибудь на тему коронавируса?

— Нет, не хотел "хайповать" на этой теме. По заказу я ничего не придумываю, все зависит от настроения. Я вообще не могу сочинять музыку. Складывать слова в предложения еще получается, а музыку сочинять никогда не пробовал. Пародировать или коверкать — да. Могу настолько испортить музыку, что кому-то она даже может показаться новой.

В моей жизни есть важная песня "Yes Future — Гандбол Липучий", которую я спел накануне Олимпиады. Там куча всяких "пасхалок", и она была неоднозначно воспринята, оставив больше вопросов, чем ответов. На этот эффект я и рассчитывал. Сейчас я ее обновил и думаю скоро сыграть.

О карьере

— Раз затронули тему Олимпиады, надо спросить: в сборной мы вас еще увидим?

— В качестве игрока это невозможно. Сейчас я борюсь за то, чтобы сохранить себя. Почему мне сейчас еще так обидно сидеть дома? В последнее время со здоровьем все было хорошо, я набрал форму и стал регулярно играть. И в этот момент все оборвалось.

Сейчас я даже не знаю, будет ли у меня следующий сезон. Пока я чувствую себя абсолютно нормально, но решение приму, опираясь на рекомендации медиков. Они должны сказать, насколько рискованно мне продлевать карьеру еще на один сезон, например. Играть хочется, но заканчивать карьеру в инвалидном кресле нет никакого желания.

При этом мало кто знает, но с 25 лет я начал тренировать. Тренировки проводил для юных воспитанников клубов, за которые выступал, или когда приезжал на время домой в Ставрополь. Уже более плотно обучением детей я занялся во время датского этапа карьеры. Тогда я тренировал детей подросткового возраста два-три раза в неделю. И здесь, в Польше, также иногда работаю с детьми и сам набираюсь опыта у своего главного тренера.

— То есть тренерская карьера вам интересна?

— Да, это один из возможных вариантов. Чтобы этот вариант не остался в мечтах, нужно готовиться. Но я еще не утратил интереса выходить на площадку, я себя еще ощущаю игроком.

— При этом вы не исключаете, что нынешний сезон может стать последним в карьере?

— Хочется верить в лучшее, но это действительно один из вариантов. Если врачи увидят риск для здоровья, то придется завершить карьеру. Опять же, если бы сейчас не было ограничений, я бы уже проконсультировался с врачами и принял решение. Но даже если говорить о работе тренера, то начинать нужно с низов. Я еще не готов к тому, чтобы стать первым тренером какой бы то ни было команды. Это большая ответственность, сравнимая с той, что берут на себя учителя или медики.

О гандболе в России

— К вопросу о тренерах, сборную России не так давно возглавил Велимир Петкович. Что можете о нем сказать?

— Он мне хорошо известен, но пока ничего говорить не буду. Извините.

— Он первый иностранец во главе мужской сборной России. Как относитесь к этому?

— Я считаю, что сборную России должен возглавлять профессионал, а на каком языке он говорит и какой у него паспорт — не так важно. Главное, чтобы у этого человека был определенный класс, чтобы его знания были актуальны сегодня. Раньше наши специалисты были востребованы за рубежом, но времена меняются. Нет ничего плохого в том, что к нам едут профессионалы. Но при этом мы должны не просто пользоваться их услугами в узком смысле этого слова, но и перенимать опыт и подготавливать смену.

Смена названия московского клуба "Спартак" на ЦСКА — еще одна интересная тема из российского гандбола. Слышали об этом?

— Да, и даже уже высказался, написав материал на эту тему. Мне очевидно, что у смены названия были финансовые основания, поэтому на этот вопрос я смотрю иначе. Меня больше интересует имиджевая составляющая и действия менеджмента клуба, точнее его бездействие. По этому поводу хорошо высказался Василий Уткин, который сказал, что если такое происходит, то в гандболе болельщиков не только не было, нет и не будет, а что всем глубоко все равно, что не будет. Кто-то считает, что имидж и репутация не так важны. Я с этим не могу согласиться.

— Сказалось и отсутствие большой популярности у гандбола. В противном случае такого просто не могло произойти. Как в России повысить интерес людей к гандболу?

— Гандболу важно понимать свое место на спортивном рынке в России. Наш вид спорта исторически популярен в Европе. А у нас, несмотря на громкие успехи сборных, гандбол остается "маленьким" видом спорта. Одна из причин тому — нет по-настоящему сильного и интересного внутреннего чемпионата как спортивного продукта. 

Видно, как федерации непросто справляться с двойной нагрузкой — и развивать вид спорта, и проводить чемпионат. До сих пор не решено, что делать с сезоном, доигрывать летом или нет.

Еще один кейс. Возьмем команду "Акбузат" из Уфы. Если места чемпионата России будут распределять по итогам предварительного этапа, то этот клуб отвалится, а на его место придет "Сунгуль" из Челябинской области, которая уже представлена одним клубом в Суперлиге. Для самостоятельной лиги это бы не имело никакого значения, но для федерации это проблема, потому что у нас и так не хватает регионов, в которых представлен гандбол. А один из критериев успешности вида спорта для Министерства спорта — охват регионов. И подобные коллизии будут неизбежно возникать. 

Конечно, лига и федерация должны сотрудничать, а не быть конкурентами. Я уверен, что у нас в России есть более грамотные люди, которые больше, чем я, знают, что делать. Федерация должна заниматься развитием вида спорта, создавать условия для подготовки молодых игроков, сборными командами, а лига — быть отдельной, самостоятельной организацией. Рассуждаю об этом, раз вы меня спросили. При этом понимаю, что на все это удовольствие нужны деньги. Очевидно, что гандбол в России не будет популярен так, как футбол или хоккей. И не нужно пытаться конкурировать с этими видами спорта, следует искать свою нишу, своего зрителя, действовать точечно, сражаться за качество и репутацию.

— Если бы Губерниев начал комментировать гандбол, интерес к нему увеличился?

— А он его комментировал, когда мы в 2008 году играли на Олимпиаде. Но, видимо, это не помогло.

— Возможно, надо почаще.

— Тут можно вернуться к вопросу о том, как популяризировать гандбол. Мы должны учитывать и то, что сам гандбол не готов к людям уровня Губерниева. Я не являюсь его фанатом, но та же история с переименованием "Спартака" в ЦСКА показала, что к большому вниманию гандбол в России пока не готов. Поэтому большой вопрос, нужен ли Губерниев российскому гандболу. Думаю, сначала надо повышать его качество. Надо понять, как двигаться одновременно и вверх, и вбок: развиваться и при этом планомерно работать на массовость. В этом плане надо действовать поэтапно.

Беседовал Артем Кузнецов