30 апреля 2020, 17:30
Интервью

Заммэра Москвы Анастасия Ракова: город не жалеет никаких сил и средств

Анастасия Ракова. Пресс-служба социального комплекса Правительства Москвы
Анастасия Ракова
Заместитель мэра столицы по вопросам социального развития рассказала, когда ждать послабления ограничений и почему на майские праздники нельзя отправляться на природу

Москва как крупнейший мегаполис России приняла на себя наибольший удар коронавирусной инфекции. Ежесуточно в городе диагноз подтверждается у нескольких тысяч человек, и пока подобную тенденцию переломить не удается. При этом для профилактики распространения заболевания в Москве действует режим всеобщей самоизоляции и введены пропуска для поездок на личном и общественном транспорте. О том, когда возможно послабление действующих ограничений, каким опытом делятся с московскими медиками зарубежные коллеги и почему нельзя на предстоящие майские праздники отправляться на природу, в интервью ТАСС рассказала заместитель мэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

— Какова сейчас ситуация с распространением коронавируса в городе? Есть ли у вас прогнозы по выходу на плато и на спад по заболеваемости?

— Ситуация в Москве остается напряженной, мы видим пока прирост заболевших в среднем на уровне 2,5–3 тыс. в день. К сожалению, снова начало расти количество госпитализаций — если на прошлой неделе оно не поднималось выше 1300–1400 человек в сутки, то сейчас это уже 1900. Ситуация быстро меняется, и прогнозировать, когда именно мы можем выйти на так называемое плато или когда уровень заболеваемости пойдет на спад, — очень сложно. 

Что означает "выйти на плато"? Это значит, что число заболевших каждый день примерно одинаково или меньше, а в Москве оно растет каждый день. Потому на сегодняшний день мы не можем сказать, что город вышел на плато. Но мы ставим себе задачу не допустить, насколько это возможно, дальнейшего распространения инфекции в городе

 Какие меры для этого принимаются в Москве? Кто сейчас находится в зоне риска? 

— Наблюдая рост госпитализаций в стационарах города, мы понимаем, что это может быть отчасти связано с поздним обнаружением болезни. Люди не спешат обращаться к врачу, пока болезнь не зайдет уже слишком далеко. Подавляющее большинство случаев пневмонии в Москве сейчас вызвано коронавирусом. При наличии этой инфекции в организме ухудшение состояния у человека с внешними признаками простого ОРВИ наступает очень быстро — буквально через пять-восемь дней уже может развиваться легочная недостаточность. А значит, мы не можем исключать, что такие банальные симптомы, как кашель или высокая температура, — это не коронавирус. К тому же случаи ложноотрицательных первых тестов пока имеют место. 

Понимая, что пациенты с симптомами ОРВИ или сезонной аллергии — это группа риска, мы совершенно иначе выстроили работу с этой категорией. Прежде всего, мы обеспечили им ежедневный медицинский контроль. Для этого был создан специальный центр мониторинга, где работают сотрудники центров "Мои документы". Совместно с врачами был разработан чек-лист, по которому операторы центра проверяют состояние заболевшего в ходе телефонного разговора. Если оператор центра мониторинга фиксирует подозрительные симптомы (высокая температура, сухой кашель, боли в груди и прочее) и состояние ухудшается — данные оперативно передаются лечащему врачу поликлиники, который принимает решение о дальнейшей тактике лечения. Он может назначить лекарственную терапию, принять решение о госпитализации или направить пациента на комплексное обследование в один из наших амбулаторных центров. 

— Как вы оцениваете работу КТ-центров? Сколько через них уже прошло пациентов?

— Благодаря этим КТ-центрам мы обеспечили беспрецедентный доступ москвичей к качественной диагностике, не уступающей по уровню стационарам, 24 часа в сутки. Сегодня 47 КТ-центров, созданных на базе городских, проводят полный комплекс необходимых исследований. Анализы, УЗИ, компьютерная томография, ЭКГ, двойное заключение рентгенолога — здесь делают все, что и в стационаре, только быстрее. 

За прошедшие две недели в центрах было проведено более 37 тыс. исследований, вирусная пневмония была выявлена в 50% случаев. Из них 87% случаев — это первая и вторая стадии развития заболевания, а значит, болезнь удалось обнаружить на раннем этапе и начать лечение, пока она протекает в легкой форме

При этом госпитализировано было только 13%, остальные пациенты остаются под наблюдением врачей дома. А это значит, что КТ-центры снимают нагрузку со стационаров.

— Хватает ли медперсонала? 

— Непосредственно с больными COVID-19 работает уже более 40% столичных медиков, а так или иначе контактируют с потенциально зараженными новой инфекцией — еще больше. В помощь нашим медработникам мы привлекли молодых специалистов — студентов медицинских колледжей и вузов, а также ординаторов. Это почти 2 тыс. человек, которые работают в наших поликлиниках и стационарах. Студенты, которые находятся на практике, работают шесть дней в неделю по шесть часов, согласно регламенту. Остальные работают так же, как и другие специалисты, количество часов определяется размером ставки.

Ситуация с обеспеченностью кадрами сложная. Мы регулярно переобучаем медиков и направляем их на работу с инфекционными больными. Есть ряд специальностей, врачей которых нам может понадобиться больше ввиду роста числа заболевших новой инфекцией. В обычной ситуации, например, такое большое количество реаниматологов и инфекционистов не требуется, но сейчас эти специалисты крайне востребованы. Для решения этой задачи мы в том числе ищем новые кадры и открываем дополнительные вакансии. 

Для уменьшения нагрузки на врачей стационаров мы также оптимизировали работу скорой помощи с пациентами с подозрением на коронавирус. Теперь врачи скорой в зависимости от состояния пациента и его группы риска могут отвозить его либо сразу в стационар (если состояние тяжелое), либо в амбулаторный центр для дополнительной диагностики. 

— С какими трудностями при оказании помощи пациентам сталкиваются медики в условиях пандемии?

— Сейчас весь наш медицинский персонал работает в усиленном режиме. Всем — поликлиникам, стационарам, службе скорой помощи, лабораториям — пришлось полностью перестроить привычный алгоритм работы. Это само по себе создает неудобства, нарушается привычный ритм жизни, приходится очень быстро реагировать на ежедневно меняющуюся ситуацию. 

Уже больше двух месяцев мы ведем борьбу с этой инфекцией. Конечно, есть усталость — и моральная, и физическая. Персоналу сложно работать в полной защите, когда костюм надевается надолго, при этом еще нужно носить респиратор, плотно прилегающие очки — это все доставляет определенные неудобства. Медики работают вдали от семьи, это тяжело.

Тем не менее мы стараемся сделать все, чтобы им помочь и облегчить работу. Некоторые медицинские сотрудники живут в отелях, поближе к работе. Город предоставляет им такую возможность бесплатно, так же как и парковочные места возле стационаров. В Москве на месяц раньше, чем по всей стране, была введена денежная надбавка сотрудникам перепрофилированных стационаров, как городских, так и федеральных, которые работают с больными с COVID. Врачи получают от города по 70 тыс. рублей, средний медицинский персонал — по 50 тыс. рублей, младший медперсонал и другие — по 30 тыс. рублей. При этом у московских врачей будет сохраняться и региональная, и федеральная надбавки. 

— Сколько сейчас в Москве развернуто коек для лечения пациентов с COVID? Хватает мощностей?

До конца недели в городе количество коек будет увеличено до 28 тыс., включая места в городских, федеральных и частных клиниках

Мы совместно с федеральными властями принимаем решения очень быстро в зависимости от ситуации. У нас есть резерв и четкое понимание, сколько коек и за какой срок мы сможем ввести. И, исходя из последних тенденций, это может потребоваться. Коечный фонд не безграничен, есть пределы, и именно поэтому мы стараемся работать над правильной маршрутизацией пациентов, чтобы предотвратить ухудшение ситуации в городе.

— Планируется ли открывать стационары для зараженных коронавирусом в каких-то нестандартных локациях, к примеру в крупных культурных центрах?  

— Такая возможность на сегодняшний день рассматривается. Как все управленцы, мы должны надеяться на лучшее, а готовиться к худшему. Должны быть готовы к любым вариантам. И поэтому заранее прорабатываем такую возможность, посмотрев на аналогичные госпитали, которые были развернуты в мире. Работа в этом направлении сегодня идет, и идет достаточно активно. Мы посмотрели — это не нами придуманная практика, и используется она уже не первую пандемию. 

— Какой охват тестами на коронавирус в Москве на сегодняшний день? Сколько тестов в день выполняется в лабораториях? 

— Сейчас в Москве силами городских, федеральных и частных лабораторий выполняется уже более 25 тыс. анализов в сутки. В обязательном порядке тест на коронавирус берется у людей с признаками ОРВИ. Также тестирование проводится пациентам с пневмонией и всем, кто живет с пациентом с подтвержденным диагнозом COVID. Мы также организовали скрининг сотрудников, которые контактируют с жителями, — это медицинские и социальные работники, сотрудники транспорта, ЖКХ, полиции. И мы продолжаем расширять этот круг — мы тестируем пациентов в многопрофильных стационарах, независимо от их заболевания.

Тестирование проходит не только в перепрофилированных больницах, но и в других стационарах, работающих в штатном режиме для неинфекционных пациентов. По поручению мэра Москвы начали тестировать  врачей экспресс-методом, по капле крови (BIOZEK Medical COVID-19). Новый метод уже опробирован в двух наших стационарах и показал свою высокую эффективность (ГКБ № 40  (Коммунарка), ГКБ № 67 имени Л.А. Ворохобова).

Тест не определяет наличие коронавируса в крови, он позволяет обнаружить иммуноглобулины. По их уровню можно понять, болеет человек или нет, а также есть ли у него иммунитет. Время определения — всего 15–20 минут. 

— На ваш взгляд, полезно ли сделать тесты на коронавирус общедоступными, как, к примеру, в некоторых азиатских странах? 

 
— Чем больше тестируют людей, тем лучше, особенно в условиях бессимптомной работы. К примеру, всем, кто заболевает ОРВИ, мы сразу же делаем тест: в Москве это жесткое правило. Если вдруг где-то в поликлинике не взяли такой тест, предусматривается очень жесткая ответственность. Поверьте, город не жалеет никаких сил и средств, все, что можно в мире купить, принести, запустить, — все это делается в Москве. 

— Передали ли коллеги из зарубежья опыт по борьбе с коронавирусом? Поддерживаете ли связь с другими столицами?

— Мы поддерживаем связь с коллегами из других стран. Борьба с пандемией — наша общая задача, и обмен опытом имеет большое значение. Недавно у нас в Москве гостила делегация эпидемиологов и врачей-инфекционистов из Китая. Эксперты приехали специально, чтобы пообщаться с московскими коллегами, обменяться опытом и рассказать об особенностях лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Они посетили ряд наших стационаров, в том числе новую больницу в Вороновском. 

В конце марта у нас состоялся телемост экспертов из Германии, США, Китая и России по вопросам COVID-19. Мы также общались со специалистами из Франции, Южной Кореи, Израиля и Германии, обсуждали различные методы лечения пациентов с COVID-19, в том числе использование плазмы выздоровевших пациентов. Наши врачи находятся в постоянном общении с ведущими больницами мира. 

— Сейчас не самое простое время для системы здравоохранения. Изменится ли подход к приему пациентов с онкологией и другими серьезными заболеваниями? Будут ли за ними следить тщательнее?

— Мы понимаем, что оказание неэкстренной медицинской помощи сейчас небезопасно. Поэтому мы настоятельно просим жителей по возможности отложить плановый визит к врачу. Но пациентам с онкологическими заболеваниями помощь, разумеется, требуется в обычном режиме. Сейчас, когда многие клиники, включая федеральные, закрываются из-за вспышек коронавируса, мы приняли решение на базе института оториноларингологии имени Свержевского развернуть дополнительные мощности для лечения онкологических заболеваний.

Пациентам будет обеспечено пребывание в двух- и трехместных палатах с полным соблюдением эпидемиологических норм. Корпус рассчитан на 100 коек. Кроме того, пациентам с опухолями предстательной и молочной желез мы организовали проведение гормонотерапии на дому. К пациентам выезжает врач с медицинской сестрой и при отсутствии противопоказаний вводит необходимый препарат. Ряд больных с начала апреля начали получать такое лечение, не выходя из дома.

— В условиях нарастающих темпов распространения коронавируса как будет оказываться помощь беременным женщинам? 

— Конечно, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией мы изменили регламент оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным. Это делается прежде всего для того, чтобы обезопасить молодую маму и ее ребенка от риска заразиться инфекцией. 

Посещать специалистов женских консультаций рекомендовано только в определенных случаях. Передать анализы для проведения исследования могут родственники или знакомые пациентки. Результаты анализов она может обсудить со своим лечащим врачом дистанционно, по телефону. Также по телефону, без посещения женской консультации, можно оформить больничный лист по беременности и родам.

— Будут ли корректироваться регламенты оказания перинатальной и неонатальной помощи? 

— Городские роддома, в том числе и отделения интенсивной терапии и реанимации в роддомах, продолжают функционировать, как и ранее. Существующих мощностей достаточно для оказания необходимой медицинской помощи всем беременным женщинам и новорожденным детям. Загрузка родильных домов в настоящее время не превышает 80%. Отделения патологии беременности по-прежнему функционируют. Во всех роддомах усилены меры по соблюдению санитарных и противоэпидемиологических требований. В том числе для безопасности рожениц и новорожденных детей временно приостановлены партнерские роды и посещения родственников.

— Где будут рожать беременные с положительным результатом на коронавирус? 

— Три роддома принимают беременных женщин, у которых есть проявления ОРВИ, пневмонии или подозрение на коронавирусную инфекцию. Это родильный дом ГКБ № 15 им. Филатова, ИКБ № 2 и роддом ГКБ им. Иноземцева. Это сделано для обеспечения безопасности других рожениц, не имеющих признаков заболевания.

— Оцените работу службы телемедицины на сегодняшний день. Сколько людей находится под наблюдением специалистов службы? 

— Технология дистанционного наблюдения за амбулаторными пациентами доказала свою эффективность в работе с пациентами с подтвержденным диагнозом "коронавирусная инфекция". Кроме того, телемедицинский центр в значительной мере позволяет снизить нагрузку на стационары города. Центр функционирует в круглосуточном режиме. Сейчас в нем трудятся 300 специалистов. Врачи, администраторы, операторы работают в две смены. С момента запуска центр провел более уже более 100 тыс. дистанционных консультаций.

За все время в центре находились под наблюдением более 19 тыс. пациентов. 

— Планируется ли дальше использовать службу после окончания пандемии? Ведь это действительно очень удобный способ взаимодействия с пациентами.

— Считаю, что телемедицинская служба в системе здравоохранения города может найти свое применение и после пандемии. Например, может также использоваться в наблюдении пациентов, проходящих лечение амбулаторно, таким образом разгружая городские поликлиники. Надеюсь, что постепенно пациенты будут готовы принимать такой вид медицинской помощи, а техническая база нами уже подготовлена и опробована. При необходимости мы готовы будем расширить ее на всю систему здравоохранения. 

— Как организована помощь тем, кто находится на самоизоляции? Сколько человек уже воспользовались услугами, которые предлагает город?

— По-прежнему в группе риска находятся пенсионеры старше 65 лет и люди с хроническими заболеваниями. Для них жизненно важно соблюдать режим изоляции. А наша задача — сделать так, чтобы в это время они ни в чем не нуждались. Сейчас в день на горячую линию кол-центра по вопросам, связанным с коронавирусом, поступает более 15 тыс. заявок от москвичей старше 65 лет или тех, кто имеет хронические заболевания.

Более 86% обратившихся в кол-центр получают необходимую помощь от социальных служб города в течение трех-четырех часов 

В основном людям нужно купить и доставить продукты питания, лекарства, товары первой необходимости, корм для домашних животных, погулять с собакой. 

За месяц работы кол-центра комплекса социального развития на первом месте среди обращений — покупка и доставка лекарственных препаратов — более 90 тыс. заявок. На втором месте — вопросы о денежных выплатах на период самоизоляции (более 79,8 тыс. заявок). На третьем — покупка и доставка продуктов питания (почти 65 тыс. обращений).

— Какие меры поддержки оказывает город тем, кто потерял работу?

— Мы понимаем, что в это непростое время некоторые компании были вынуждены пойти на сокращения, многие москвичи оказались в трудном финансовом положении. Поэтому мы приняли решение выплачивать им повышенное пособие по безработице в размере 19,5 тыс. рублей. На данный момент 17,9 тыс. москвичей признаны безработными, из них более 14 тыс. уже получают пособие.

Несмотря на сложившуюся трудную ситуацию на рынке труда, Центр занятости населения продолжает помогать москвичам в поиске работы и трудоустройстве. Сегодня в банке центра "Моя работа" кандидатам доступно порядка 40 тыс. вакансий. С 26 марта Центр занятости трудоустроил более 1700 человек. Обращаются люди за поддержкой также и на горячую линию, связанную с вопросами коронавируса.

В день в среднем поступает от 10 до 17 тыс. звонков от людей, которые хотят получить консультацию по вопросам безработицы. Чаще всего люди интересуются, как зарегистрироваться на бирже труда дистанционно, уточняют, имеют ли они право на региональную надбавку. 

— Когда возможно снятие режима изоляции? 

— Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы выявлять болезнь на ранней стадии и снизить долю тяжелых случаев. Для этого, опять же, мы начали вести пациентов с ОРВИ так же, как больных с коронавирусной инфекцией. Так мы, с одной стороны, стараемся обезопасить самого пациента — проявляя повышенное внимание к его состоянию и любым симптомам, с другой стороны — мы должны обезопасить всех жителей города, изолировав потенциально зараженных. Сейчас это наш основной приоритет — как только у нас получится максимально изолировать всех заболевших, можно будет ослаблять ограничительные меры для остальных жителей.

— Впереди майские праздники, какую рекомендацию могут дать городские власти жителям на этот период?

— У нас есть большое опасение, что уставшие сидеть дома люди увидят прекрасную погоду и захотят выйти на улицу. Мы очень просим всех этого не делать — на сегодняшний день это одна из основных угроз, которые мы видим. Мы очень просим людей оставаться в этот период дома, а у кого есть такая возможность — уехать на дачу. Не собираться компаниями, минимизировать посещение родителей — для них колоссальный риск.

Беседовали Михаил Петров, Дарья Пенчилова и Роман Ромишевский