13 мая 2020, 05:00
Интервью

Светличная: моя роль в "Бриллиантовой руке" не пошлая, а сейчас все какие-то пошлые

Светлана Светличная. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Светлана Светличная

О любимых ролях, ссоре с Кончаловским и жизни в самоизоляции

Заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная 15 мая отметит 80-летний юбилей. Актриса дебютировала в картине "Колыбельная" Михаила Калика в 1959 году и стала популярной на весь Советский Союз после яркой роли роковой соблазнительницы в комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". За годы карьеры ей посчастливилось работать и с другими выдающимися режиссерами: Марленом Хуциевым, Татьяной Лиозновой, Станиславом Ростоцким. В интервью ТАСС накануне дня рождения Светличная рассказала о том, как мама помогла ей стать актрисой, за что она однажды обиделась на своего однокурсника Андрея Кончаловского и почему считает важным всегда оставаться доброй.

 Я читала, что мама с детства водила вас в актерские кружки и всячески поддерживала творческие начинания. Как так вышло? Ведь часто родители, наоборот, хотят, чтобы ребенок выбрал какую-нибудь практичную профессию.

— Я думаю, потому что мама сама мечтала быть актрисой. В те времена ей часто говорили: "Мария Федоровна, а вы знаете, что вы похожи на Любовь Петровну Орлову?" Она вышла замуж за офицера (отец Светланы Светличной Афанасий Михайлович был военным — прим. ТАСС), и в Доме офицеров часто бывали концерты, театральные постановки, в которых участвовала мама. Там, например, ставили спектакль "У них есть Родина". Уже сколько лет прошло, представляете, а я все помню. И мама так потрясающе сыграла, такую паузу выдержала. Мама была очень способная, она была особенная, может, даже и лучше Любови Орловой. Она была очень женственная, умела владеть голосом и передала это мне. Потом, когда я стала студенткой ВГИКа, Михаил Ильич Ромм (мастер курса, на котором училась артистка — прим. ТАСС) говорил: "Учитесь так слушать и так отвечать, как Светлана Светличная". Я умею читать стихи: за монолог Татьяны Лариной я получила Золотую медаль имени Александра Сергеевича Пушкина и знаю, что никто, как я, не читал этот монолог. Я была очень чувствительная. Думаю, мы с мамой правильно решили, чтобы я стала артисткой.

 Что вас вдохновляло, когда вы были еще маленькой? Какие артисты или фильмы давали понимание, что и вы хотите стать актрисой?

— Мы смотрели фильмы больше всего, как мне кажется, голливудские. После войны мы отыскивали их где-то по телевидению или в кинотеатрах, их показывали также в Доме офицеров. Вечером мама брала меня на показы. Я была приучена к кино со второго или третьего класса.

 Вы говорите, что от мамы вам передалась женственность, умение подать себя. Везде в прессе вас называют не иначе, как эталоном красоты и стиля, и с этим невозможно не согласиться. Как вам удается поддерживать образ? Может, есть какой-то секрет?

— Секретов нет, есть желание. 

Я действительно нравилась людям. Помню, однажды обо мне что-то писали, и я предложила позвонить Андрею Кончаловскому. Мы с ним вместе учились на одном курсе, играли с ним какой-то спектакль. Я думала, что он расскажет, какая я талантливая, а он сказал, что в меня все были влюблены, поэтому мне легко было учиться. Я даже обиделась, правда!

Я всегда смотрела на маму и думала, что буду такой же. Она никогда не могла выйти в чем угодно, и я в магазин, например, в чем попало не пойду. Я приучила себя и всех своих поклонниц и поклонников, что я должна быть в хорошей форме. Одной из первых актрис я в Польше купила весы, до сих пор обязательно слежу за собой. Я очень много ездила за рубеж, видела актрис там и брала с них пример.

 Вам довелось поработать с Татьяной Лиозновой, Марленом Хуциевым, Георгием Данелией, Станиславом Ростоцким, Леонидом Гайдаем и многими другими режиссерами, которые определяли направление советского кино и по праву считаются классиками. Сами вы какой из фильмов со своим участием любите больше всего?

— Мне кажется, очень важен классический материал. Я мечтала сыграть Анну Каренину, но не сыграла. При этом все равно у меня были очень интересные роли. Для меня важны роли в "Герое нашего времени". В этом фильме я наконец играла вместе с Володей (Владимир Ивашов, супруг актрисы — прим. ТАСС). Я люблю картину Татьяны Лиозновой "Им покоряется небо", где Евгений Евстигнеев сыграл главного конструктора, и "Семнадцать мгновений весны", где мы работали с Вячеславом Тихоновым. Я люблю мою Габи и думаю, что это одна из самых лучших ролей. Партнеры были потрясающие, у Татьяны Михайловны я могла бы сделать еще больше.

Еще у меня была серьезная роль в венгерском фильме "Держись за облака" (режиссеры Петер Сас и Борис Григорьев). Картина очень интересная, но у нас она долго пролежала на полке. Героиня выдавала себя за англичанку, за американку. Там были шикарные костюмы, которые создавал Слава Зайцев. Тогда я прославилась, особенно в Венгрии. Я и сама писала короткометражки. Если бы Володя (Ивашов) согласился тогда стать режиссером, то мы бы с ним снимали и ни от кого не зависели. Талант был у Володи, мы с ним разные, но могли бы совершенно спокойно оставить след, причем такой, какой хотелось бы самим.

— Не могу не спросить про вашу роль в "Бриллиантовой руке", которая привлекла к вам особое внимание. Тогда знаменитый эпизод некоторые зрители сочли неподобающим, даже скандальным, сейчас же в кино и не такое увидишь. Как вам далось тогда решение сыграть эту сцену?

 Мне кажется, дело в возрасте. Когда тебе 20 лет, тебе очень хочется сыграть подобные роли. Для меня всегда было очень важно, кто партнер. Со мной играл Юрий Никулин. Видно, от зависти кто-то говорил плохое. "Бриллиантовую руку" даже космонавты в небе смотрели. Моя Анна в "Бриллиантовой руке" не пошлая, а сейчас все какие-то пошлые. Я знаю, что я, конечно, не героиня таких ролей, но она у меня получилась. Мы с Никулиным все сделали, все ужимки, от которых хохочут зрители. И Андрей Миронов, конечно. Я тогда думала, что он уже великий, а я еще никто, и вот с великим мне довелось играть. Тоже самое и в "Семнадцати мгновениях весны" с Вячеславом Тихоновым. Мы были созданы для этой картины — Штирлиц и Габи.

— На публике вы всегда сияете улыбкой. Как вам удается сохранять хорошее расположение духа?

 Это профессиональное. Я считаю, что по-другому и жить нельзя. Меня встречают на улице, в магазине — как я могу быть надутой или неразговорчивой? Мне кажется, доброе слово и кошке приятно. Быть добрым человеком очень важно.

— А как вам живется в самоизоляции? Все мы сейчас оказались в непростой ситуации.

 Я не выходила из дома полтора месяца. Потом кто-то мне из нашего района, Ясенево, предложил помочь, что-то принести из еды. Я сказала: "Конечно, принесите, хоть хлебушка" (смеется). Сейчас начала выходить иногда, была в магазине, купила шампанского для своего юбилея и Дня Победы — это один из самых моих любимых праздников.

— Как планируете отмечать юбилей?

 Думаю, что особо отмечать не буду. У меня до этого был (праздник), когда не было еще этой гадости. Я уже нагулялась.

Беседовала Валерия Высокосова