23 июня 2020, 13:27
Интервью

Вице-президент Toyota в РФ: главный урок пандемии — умение мгновенно трансформироваться

Ирина Горбачева. Пресс-служба ООО "Тойота Мотор"
Ирина Горбачева
Как пандемия повлияла на стратегию Toyota на российском авторынке, в интервью ТАСС рассказала вице-президент ООО "Тойота Мотор" Ирина Горбачёва

О том, как пандемия коронавируса повлияла на стратегию Toyota на российском авторынке, о работе завода компании в Петербурге и развитии направления "подключенных" автомобилей в интервью ТАСС рассказала вице-президент ООО "Тойота Мотор" Ирина Горбачёва.

— Вы вступили в новую должность в кризисное для автопрома время. Как вы планируете выстраивать стратегию компании с учетом новых экономических реалий? Каких результатов намерены достичь до конца года и что планируете в долгосрочной перспективе?

— Пандемия коронавируса полностью трансформировала привычный мир вокруг нас. Изменился образ потребления, стиль жизни, еще более важное значение приобрела личная безопасность. Новые вызовы потребовали от нас переосмысления буквально всего бизнес-процесса в соответствии с новыми запросами клиентов. Мы ввели дополнительные меры безопасности на всех этапах от производства до доставки автомобилей в дилерские центры. Также мы сделали акцент на удобном и доступном процессе приобретения автомобиля с помощью онлайн-инструментов и выгодных специальных предложений. Что касается результатов года, то пока об этом говорить преждевременно, наши первоначальные планы сейчас корректируются.  

— Вы одна из немногих женщин-топ-менеджеров в автопроме. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы добиться такого высокого поста в достаточно мужской сфере?

— На мой взгляд, правила успеха сейчас универсальны: нужно быть профессионалом и всегда стараться выходить за рамки возможного. Находить вдохновение и новые идеи за пределами своей индустрии и не бояться быть любопытным. Каждый вызов нужно рассматривать как возможность использовать его для дальнейшего роста. Что касается женщин на высоких управленческих позициях, то в Toyota я не первая, кто добился успеха. Все зависит только от профессионализма и желания развиваться вместе с компанией.

— С запуском производства 12 мая что изменилось в работе предприятия, учитывая фактор COVID-2019? 

— Чтобы противостоять пандемии, мы довели наши стандарты безопасности до абсолюта и разработали дополнительный комплекс мер предосторожности для всех процессов, вплоть до способа передачи ключей владельцу. Он разработан на основе рекомендаций Роспотребнадзора и для нас — не просто формальность. На заводе в Санкт-Петербурге сотрудники создали специальное устройство для бесконтактного открывания дверей. Весь персонал завода, склада, служб логистики и дилеров проходит ежедневный контроль самочувствия, поверхности обрабатываются антивирусными средствами, все носят средства индивидуальной защиты и соблюдают социальную дистанцию. Мы делаем максимум, чтобы ограничить распространение коронавируса на предприятии и в дилерских центрах.

Безопасность — один из основных принципов всей компании. Например, в этом месяце штаб-квартирой Toyota в Японии был открыт свободный доступ всем желающим к новейшей разработке — виртуальной модели манекена для краш-тестов.

— Какой вклад компания внесла в борьбу с COVID-19?

— Мы все в большом долгу перед врачами и волонтерами, которые приняли на себя основной удар, ежедневно рискуя своими жизнями. Toyota, как и многие другие компании, старалась оказать помощь именно этим людям. Мы произвели на заводе Toyota в Санкт-Петербурге маски и щитки, а также передали медучреждениям и волонтерам автомобили из своего корпоративного парка.

— На фоне кризиса в отрасли не планируете ли перейти на 4-дневную рабочую неделю / работу в одну смену? Не ожидается ли сокращение персонала на заводе в Петербурге?

— Сотрудники — это главный актив компании, а не издержки. Мы не рассматриваем вариант сокращения штата и уменьшения рабочей недели в данный момент. Мы ищем возможности оптимизации в других областях. Для сокращения смен у нас тоже нет повода. Остановка завода в период ограничительных мер привела к дефициту автомобилей, и, чтобы удовлетворить высокий спрос, наш завод даже запускал дополнительные смены в выходные дни в мае и июне.

— АЕБ пока не обновила свой прогноз по рынку легковых авто и LCV на 2020 год. Каков прогноз по авторынку РФ компании Toyota?

— Ситуация с самого начала 2020 года развивается максимально непредсказуемо, и даже сейчас пока рано делать прогнозы относительно окончательных показателей, хотя общий тренд понятен. Большинство экспертов сходятся во мнении, что снижение доходов населения при росте цен может привести к дальнейшему падению продаж на автомобильном рынке России.

— С начала года, за исключением "черного апреля", Toyota удерживает 5-е место среди автоконцернов по продажам в РФ. Какие меры помогли компании удержать планку во время кризиса?

— Еще с конца прошлого года автомобильный рынок испытывает давление различных обстоятельств. Сначала повышение утилизационного сбора, затем изменение валютных курсов и введение ограничений из-за коронавируса… Нам нужно было действовать быстро и решительно, чтобы оправдать доверие к бренду. Мы несколько месяцев держали цены на уровне 2019 года, а когда все же были вынуждены их повысить, сделали индексацию незначительной относительно конкурентов. Совместно с "Тойота Банк" на ряд моделей мы снизили первоначальный взнос по кредиту до 10%, уменьшили ставку до 4%, предложили выгодные условия по лизингу. Нашим другим уникальным преимуществом является продукт. Модели RAV4, Camry, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hilux являются лидерами своих сегментов. А RAV4 после успешного дебюта даже удалось побить собственный рекорд продаж и стать единственной моделью в топ-25 бестселлеров в России за пять месяцев, показавшей рост на падающем рынке.

— Как кризис повлиял на цены на автомобили Toyota?

— Автомобильная отрасль зависит от макроэкономической конъюнктуры. Волатильность курсов валют вынуждает всех иностранных автопроизводителей корректировать свою ценовую политику. Мы стараемся максимально взвешенно подходить к ценообразованию, находя компромисс между рыночными факторами и покупательской способностью. Мы не копируем конкурентов и действуем согласно нашей стратегии поддержки клиентов, стараясь проводить корректировки как можно реже и в минимальном размере. В частности, последняя индексация была в 3–4 раза меньше, чем общее изменение валютного курса в первом и втором кварталах.

— Планируете ли расширять модельный ряд в России? Каких новинок ждать в перспективе? 

— Автопроизводители берегут свои секреты до последнего, поэтому информацию о будущих новинках раньше времени мы не разглашаем. Но, чтобы немного приоткрыть завесу, скажу, что мы активно развиваем направление connected cars, или "подключенных" автомобилей. В массовом сегменте мы будем первыми, кто предложит совершенно уникальные опции. У двух моделей Toyota это случится уже этой осенью. Благодаря новым возможностям машины станут удобнее и "умнее", поддерживая легкое и интуитивное управление привычными сервисами. "Подключенные" автомобили смогут, подобно смартфонам, общаться со своими пользователями. 

—​​​​​​​ Все ли дилерские центры компании сейчас открыты?

—​​​​​​​ Дилерская сеть Toyota уже полностью вернулась к работе. Чтобы гарантировать клиентам безопасность и удобство, мы разработали полноценный комплекс мер предосторожности. Наши дилеры зонировали свои пространства, используют маски, перчатки и защитные экраны, некоторые операции проводятся дистанционно. Да, многое приходится делать впервые. Чтобы проверить, как все будет работать, один из наших ростовских дилеров даже провел предварительное тестирование с участием манекенов.

—​​​​​​​ Есть ли в планах компании запустить продажи онлайн или внедрить сервис автомобилей по подписке? 

—​​​​​​​ Наши онлайн-инструменты продаж уже работают. Только за апрель количество онлайн-заявок на получение кредита выросло в шесть раз, несмотря на все ограничения. На сайте компании и у дилеров можно выбрать понравившийся автомобиль из базы машин в наличии, у некоторых дилеров — забронировать его и внести предоплату, а также полностью оплатить удаленно после заключения контракта. Toyota активно развивает это направление, и к концу года возможность купить автомобиль, не выходя из дома, появится у большинства клиентов. При этом в некоторых регионах, где локальные нормативные акты пока не позволяют проводить тест-драйвы в дилерских центрах, наши партнеры уже осуществляют доставку автомобилей клиентам на дом. Что касается подписки, то мы рассматриваем этот формат как перспективный.

—​​​​​​​ Как у Toyota обстоят дела с развитием экспорта?

—​​​​​​​ Мы вышли на новый экспортный рынок. Армения стала третьим международным рынком, куда мы поставляем Toyota Camry и RAV4, произведенные на заводе в Санкт-Петербурге. С 2010 года компания успешно экспортирует автомобили в Беларусь, а с 2012 года осуществляет поставки автомобилей российской сборки в Казахстан.

—​​​​​​​ На ваш взгляд, какой основной урок преподала российским автопроизводителям пандемия коронавируса? Что изменится в автопроме после ее окончания?

—​​​​​​​ Пандемия стала хорошей проверкой, заставив бизнес оперативно перестроить все процессы и жить в условиях постоянного цейтнота. Сложность всех задач возросла многократно. Гибкость и резерв прочности сейчас стали необходимыми условиями для развития. Нужно иметь возможность мгновенно реагировать и трансформироваться — это главный урок, полученный за первые месяцы года. В первую очередь для этого нужна эффективная команда, где каждый максимально мотивирован и вовлечен в процесс. Что касается ситуации в целом, то в новых реалиях персональный автомобиль вернул себе актуальность. Онлайн-инструменты утвердились в качестве удобного способа оформления покупки автомобиля, при этом не умаляя значение дилерской сети. Она была и остается ключевым элементом бизнеса нашей компании.

Беседовала Наталия Мирошниченко