17 августа 2020, 07:00
Интервью

Вице-губернатор Кубани: пандемия не смогла помешать строительству соцобъектов

Анна Минькова. Иван Семенец/ Пресс-служба администрации Краснодарского края
Анна Минькова

Анна Минькова — о том, как пандемия коронавируса изменила жизнь региона и почему краевые власти не планируют корректировать национальные проекты, затрагивающие социальную сферу

Власти Краснодарского края — третьего по числу населения региона страны — благодаря строгим, хотя и непопулярным ограничительным мерам смогли не допустить распространения коронавируса. Регион не входит даже в первую двадцатку субъектов с наибольшим числом инфицированных и является одним из лидеров по количеству выздоровевших. Все это позволило Кубани одной из первых начать принимать туристов со всей страны.

Несмотря на сложности с пополнением доходной части бюджета из-за пандемии, власти края не остановили строительство ни одного социального объекта. В регионе продолжают строить школы и детские сады, чтобы сократить очередь, и медучреждения, чтобы люди могли получать высокотехнологичную помощь, не выезжая из региона, рассказала в интервью ТАСС вице-губернатор Краснодарского края Анна Минькова.

— Анна Алексеевна, Краснодарский край, являясь третьим регионом в России по численности населения, в период пандемии не вошел в число лидирующих регионов страны по количеству заразившихся коронавирусом. С чем связан этот успех?

— В регионе есть несколько парадоксов, связанных с пандемией. Несмотря на высокую численность населения, мы действительно фиксируем незначительный рост заболевших, нам удается сдержать массовое заражение. Безусловно, это связано с теми ограничительными мерами, которые были введены еще на ранней стадии пандемии, в конце марта, губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым. Хочу акцентировать внимание на том, что эти меры в большинстве своем были непопулярны, реакция населения края на них была неоднозначной. Но именно эти непопулярные меры позволили предотвратить заражение большой доли жителей края и снизить число летальных исходов. Они привели к тому, что Краснодарский край на первом этапе демонстрировал очень серьезные темпы сдерживания распространения коронавируса.

Сегодня Кубань на 22-м месте в рейтинге регионов по числу заразившихся и на первом — по количеству выздоровевших. Но сейчас мы снова видим рост заболевших COVID-19, и это ожидаемый процесс. На определенном этапе снятия ограничительных мер в России было возобновлено внутреннее авиасообщение. На фоне закрытых границ зарубежных курортов Краснодарский край, Крым, Севастополь и Ставропольский край одномоментно получили небывалое количество отдыхающих, которые стали прибывать на территорию этих регионов. В такой ситуации было бессмысленно держать закрытыми санатории, пансионаты, гостиницы, общественные места, общепит, это породило бы другого рода коллапс. Вместе с тем мы предполагали, что у людей сохранится ощущение, что все же коронавирус никуда не делся, что, даже отдыхая, нужно соблюдать элементарные правила безопасности, такие как ношение масок, которое предусмотрено постановлением губернатора до сегодняшнего дня, соблюдение социальной дистанции.

И тот рост числа заразившихся коронавирусом, который мы сегодня видим, в первую очередь связан с тем, что абсолютное большинство людей не соблюдает необходимые меры безопасности. Так, например, на входе в большинство крупных торговых сетей посетителям даже выдают маски, но, зайдя внутрь магазина, люди тут же снимают их.

К сожалению, пока пандемия не коснется человека лично, то есть пока не заразится кто-то из родственников, знакомых, он все еще не верит в существование этой инфекции. А когда касается, порой становится поздно предпринимать шаги по соблюдению мер безопасности, так как коронавирус очень контагиозный — от несоблюдения социальной дистанции велика вероятность заразить другого человека.

Хоть мы и фиксируем рост числа заразившихся с учетом того, что Краснодарский край уже принял несколько миллионов туристов, этот рост незначительный. Мы, конечно, как и в других регионах, опасаемся серьезных вспышек, но вместе с тем регион сегодня в полной мере обеспечен коечным фондом, медицинским оборудованием и всем необходимым для того, чтобы оказывать своевременную и качественную медицинскую помощь. В крае в наличии 515 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ), из них сейчас свободны 87%. За все время через ИВЛ прошли и были сняты с улучшением 150 пациентов.

— Может ли рост числа инфицированных свидетельствовать о наступлении так называемой второй волны пандемии в регионе? Какие меры будут предприниматься для того, чтобы избежать ее наступления?

— Без соблюдения мер безопасности гражданами невозможно говорить о том, что мы преодолеем пандемию. Мы все-таки рассчитываем на то, что люди прислушиваются к рекомендациям санитарных врачей и власти.

В начале августа мы фиксировали прирост в пределах 120 зараженных в сутки, с марта месяца впервые такие цифры. Для региона это и есть волна, первая она или вторая — это вопрос дискуссионный и незначительный с точки зрения того, что все равно с этим нужно продолжать жить, бороться, находить решения в текущей ситуации. Безусловно, если рост начнет происходить в геометрической прогрессии, будут пересмотрены принципы оказания медицинской помощи. Сейчас мы госпитализируем всех пациентов с подтвержденным диагнозом "коронавирусная инфекция" независимо от наличия симптомов и степени тяжести состояния. Нам позволяет это делать существующий коечный фонд: 21 медорганизация оказывает помощь больным коронавирусом, в них развернуто 3622 койки. В полном объеме коечный фонд не используется. Если прирост начнет значительно превышать текущие показатели, скорее всего, людям, у которых симптомы коронавируса не проявляются, будет назначаться необходимое амбулаторное лечение.

Что касается социальных ограничительных мер, которые вводились в регионе ранее: в этом сезоне нельзя закрыть уже ничего. Мы понимаем прекрасно, что курорты не закроем в любом случае. Подобные решения уже не могут приниматься на региональном уровне, так как вызовут рост социальной напряженности. К примеру, люди опять потеряют работу на неопределенный срок, поверьте, это меньше всего, что нам хочется делать. Поэтому вопрос, касающийся возобновления ограничительных мер, сложный, и в текущей ситуации решения могут приниматься на федеральном уровне.

— В России зарегистрирована первая вакцина от коронавируса. Насколько оперативно Краснодарский край сможет приступить к прививочной кампании? Есть ли уже понимание, будет ли она носить массовый или выборочный характер?

— Конечно, все медицинское сообщество вакцину ждет. Прививочная кампания будет разделена на несколько этапов, соответствующие решения примут федеральное министерство здравоохранения и федеральное управление Роспотребнадзора. Я думаю, что на первом этапе будет проводиться вакцинация людей в возрасте и страдающих хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, ожирение, аритмия, астма, течение которых при заражении коронавирусом усугубляется и, к сожалению, приводит к летальным исходам. Для тех, кто входит в группу риска, вакцинация первостепенна, в последующие этапы будет проводиться вакцинация остального населения.

Также сейчас в регионе стоит традиционная задача проведения прививочной кампании от гриппа, нам нужно начать ее до сентября. К тому же я считаю, что коронавирус — это только начало: то есть дальше мы, скорее всего, будем сталкиваться время от времени с такого рода проблемами, пандемиями, поэтому население должно быть готово к тому, что сегодня придется жить в новых условиях. Чтобы спасти себя, своих родных и близких, маски и антисептики должны стать нормой жизни.

— Коронавирусная инфекция имеет определенные последствия для здоровья: переболевший человек быстро утомляется, у некоторых отмечается плохое самочувствие еще в течение какого-то времени после выздоровления. В Краснодарском крае, являющемся основным курортным регионом России, планируется разработать программы реабилитации?

— Ситуация тут не очень простая. На базе санаторно-курортного комплекса в регионе реализуется много программ по реабилитации после ДТП, инсультов, других заболеваний. Коронавирус все еще остается малоизученным, поэтому пока невозможно разработать и общие меры реабилитации. Для каждого человека они индивидуальны. Конечно, некоторые санатории (в крае их 200) уже запустили такие программы, но так как заболевание еще до конца не изучено, основной упор сделан на общем укреплении организма и иммунной системы, в программу включены дыхательные упражнения, физиотерапия, ЛФК.

Кроме того, за рамками существующих программ мы оказываем поддержку медикам, которые непосредственно работали с инфицированными коронавирусом. Врачи вынуждены были соблюдать изоляцию, неделями не видели свои семьи. Чтобы поддержать их, на региональном уровне мы предоставляем медикам возможность отдохнуть.

Хочу поблагодарить те гостиницы и пансионаты, руководители которых сами приняли такое решение: они дают квоту и абсолютно бесплатно принимают наших медиков с семьями на отдых. Благодаря консолидации власти и бизнеса удалось уже обеспечить отдых для 120 медиков и 40 детей. Еще около 60 сотрудников смогли отдохнуть на территории природного заповедника в Утрише — для них были организованы туры выходного дня.

— Если бы не пандемия, сейчас в регионе была бы в самом разгаре и оздоровительная кампания для детей. Как много детских здравниц возобновило работу в этом году и как много ребят смогут в них отдохнуть? И как поддержали или поддержат власти края детские здравницы?

— По сравнению с прошлым годом показатели, конечно, снижены. В прошлом году всеми формами отдыха, оздоровления и туризма было охвачено 600 тыс. кубанских школьников, 174 тыс. детей из других субъектов РФ побывали в здравницах края.

В этом году детская оздоровительная кампания началась с опозданием на месяц — с 1 июля. Кроме того, учитывая жесткие требования Роспотребнадзора и экономическую составляющую, не все лагеря и санатории смогли открыться. С июля в 37 здравницах успели побывать 18 тыс. детей.

Как и любой другой бизнес, частные лагеря и санатории, которых в крае 70%, нуждаются в поддержке. Сегодня для них регион планирует принимать действенные меры: 50-процентная компенсация понесенных затрат на проведение капремонта; снижение налога на имущество; компенсация затрат на приобретенное оборудование и средства на проведение карантинных мероприятий, в случае если детям придется остаться в лагере на инкубационный период. Надеемся, что меры поддержки для детских здравниц появятся и на федеральном уровне.

— Пандемия стала ярким примером востребованности медицинских услуг. Планирует ли регион в этом году и в ближайшей перспективе строительство новых медучреждений? Есть ли планы усиливать инфраструктуру здравоохранения в курортных городах?

— Медицинская инфраструктура в регионе находится в постоянном развитии. Сейчас строятся лечебно-диагностический корпус детской краевой больницы в Краснодаре, акушерско-гинекологический корпус в Кореновске, вторая очередь краевой клинической больницы №1. Ведется проектирование детской поликлиники на 300 посещений в смену и онкологического центра в медкластере в Краснодаре.

Главная задача системы здравоохранения сегодня — вернуться к ситуации максимальной доступности. Ее должны обеспечить ВОПы (офисы врачей общей практики) и ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). Что касается курортных городов, уже в этом году планируется сдать в эксплуатацию 19 ВОПов и 26 ФАПов, в том числе будут установлены ВОПы в привлекательных для туристов Ейском и Темрюкском районах, а также ФАП в Анапе.

На мой взгляд, именно национальные проекты во многом помогли нам, несмотря на ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции, снизить в первом полугодии смертность. К слову, снижение смертности по итогам шести месяцев фиксируется в целом по стране, о чем в своем докладе отмечал и министр здравоохранения РФ.

Профилактические мероприятия, единые стандарты в оказании медпомощи, доступность медицины, оснащение учреждений новым оборудованием — все это, конечно, дает серьезные результаты. Сегодня мы говорим о снижении смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, смертности в трудоспособном возрасте. Краю удается сохранять низкую младенческую смертность.

Что касается больших медучреждений. Губернатор принял решение построить большой онкологический диспансер на 1 тыс. коек в медицинском кластере, который будет создаваться в районе восточного обхода Краснодара. Там будут современные каньоны под лучевые установки, радиологический центр, ПЭТ-центр — то, что сегодня не можем сделать на существующей территории онкоцентра. Это главная перспективная задача на ближайшее время.

Также мы находимся в процессе создания еще двух крупных медицинских объектов — детской краевой больницы и второй очереди первой краевой больницы. Это дорогостоящие объекты, мы их строим на условиях финансирования из федерального бюджета. Детская больница нам очень нужна, потому что ряд операций сейчас не делается на территории Краснодарского края. Поэтому мы вынуждены отправлять деток в Петербург, в Москву, в центры, где могут оказать такую помощь, особенно это касается детей с онкологическими заболеваниями. Сегодня новая больница, новые реанимационные возможности позволят нам эти операции проводить здесь, на месте. Но еще задача — найти специалистов такого уровня. Скорее всего, нам нужно будет их приглашать из столицы либо из Санкт-Петербурга. Строительство детской больницы в рамках нацпроекта завершим в 2022 году, краевой — в 2023-м либо в 2024 году.

— Завершая тему коронавируса, перейдем к ближайшей перспективе возобновления в регионе образовательного процесса в офлайн-формате в условиях пандемии. Для Краснодарского края на протяжении нескольких лет нехватка мест в школах и детских садах являлась острой проблемой. Какая сейчас очередь в детские сады и школы, удается ли ее сокращать и за счет чего?

— Моя точка зрения такова, что дистанционное обучение, к которому мы были вынуждены прибегнуть в условиях пандемии, сказалось на качестве образования. Во-первых, не в каждой семье есть компьютер, а учиться с телефона в принципе невозможно. Во-вторых, у нас есть населенные пункты, где нет интернета. В-третьих, мы столкнулись с рядом вопросов, главным образом с отношением ученика к подобного рода процессу — ребенку трудно организовать себя учиться без очной поддержки. Но есть и обратная сторона, на мой взгляд, очень хорошая — наконец-то школу полюбили, захотели туда прийти. Первого сентября, когда мы встретимся в обычном режиме, для учеников будет мощный стимул хорошо учиться и показывать результаты. По школе соскучились все. Надеюсь, что к дистанционному обучению нам больше не придется возвращаться.

Что касается заполняемости школ, на фоне высокой доли прироста населения в Краснодарском крае школы ежегодно пополняются в среднем на 25 тыс. учеников: это и первоклассники, и дети разных возрастов из семей, переезжающих в регион на постоянное место жительства. Прирост за пять лет — 106 тыс. школьников. Прогнозируемая численность школьников на этот учебный год — 700 тыс.

Мы живем в достаточно стесненных условиях и будем жить так, пока не обеспечим крупные новые микрорайоны, которые строились без сопутствующей инфраструктуры, школами, детскими садами, поликлиниками. Сегодня мы только наверстываем упущенные темпы, поэтому говорить, что у нас не будет в этом году большой параллели первых классов, рановато. Тем более мы не можем говорить о ликвидации в регионе второй смены. Сегодня во вторую смену на Кубани учатся почти 160 тыс. детей. Некоторые школы до сих пор перегружены учениками в семь раз, отсюда и набор до 40 детей в класс.

На данный момент невозможно избежать набора десятых классов в одной параллели, но их не будет по 20, как это происходило ранее. Вызов в регионе был принят, школы строятся активными темпами как за счет собственных средств края, так и за счет участия в федеральных программах на условиях софинансирования. Так, например, в Московском микрорайоне Краснодара построена новая школа на 1,5 тыс. мест, в которой сейчас учатся более 3 тыс. детей.

С детскими садами, признаться, ситуация обстоит хуже. На 1 июля очередь в дошкольные учреждения — 135 тыс. детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, при этом 102 тыс. из них — это малыши до трех лет. Самая большая очередь в Краснодаре — 47 тыс., Сочи — почти 20 тыс. и в Новороссийске — почти 9 тыс. Вот почему такое внимание мы уделяем созданию именно ясельных групп.

И эта задача вдвойне сложная, потому как к ясельным группам предъявляются особые требования даже по количеству детей. На данный момент по строительству ясельных групп реализуется федеральная программа, но нельзя же построить ясельки без детского сада. То есть в любом случае на условиях софинансирования строится общее здание с пищеблоком, то есть полноценный детский сад.

— Сказались ли пандемия и снижение доходной части бюджета на строительстве новых социальных учреждений? Какие планы по строительству на этот год?

— К счастью, нет. Мы сохранили все объемы финансирования строительства — это принципиальная позиция губернатора Вениамина Кондратьева. Сегодня у нас дыра в бюджете региона около 30 млрд рублей — это средства, которые были направлены на выплаты гражданам, поддержку различных форм бизнеса, подготовку госпиталей, медоборудование, лекарственное обеспечение и оказание медпомощи. Вместе с тем все стройки сохранены. Губернатор поставил задачу за пять лет (с 2015 года — прим. ТАСС) в Краснодарском крае ввести 50 новых школ, и эта задача к концу года будет выполнена. У нас стройки соцобъектов не были приостановлены даже на период пандемии.

Пять школ на 4,7 тыс. мест будет построено в Краснодаре, по одной школе — в девяти муниципалитетах: Анапе, Армавире, Геленджике, Сочи, Новороссийске, Кореновске, Тимашевске, Каневской и в хуторе Новоукраинский Крымского района.

В этом году планируется завершить строительство девяти детских садов и шести пристроек к ним на 2,2 тыс. мест.

— Президент поручил в течение трех месяцев скорректировать нацпроекты с учетом новых реалий. Какие изменения планирует предлагать Кубань по нацпроектам, которые застрагивают социальную сферу?

— У нас не повернулась рука корректировать нацпроекты даже при том, что все штрафные санкции по неисполнению целевых показателей отменены федеральным центром на некоторое время. Как только будет сформирован пакет предложений, направим его в федеральные органы для рассмотрения. Если изменения и произойдут, то точно не коснутся социальных нацпроектов.

Беседовал Валерий Стурит