Член совета Международной федерации хоккея (IIHF), президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк в интервью ТАСС рассказал о том, как ФХР взаимодействует с Минспортом и Роспотребнадзором по организации соревнований и почему он не сомневается, что Белоруссия примет чемпионат мира в 2021 году.
— Владислав Александрович, как вы пережили изоляцию весной и летом?
— Необычно для себя. Пять месяцев без такого глобального действия, переездов. Ощущаешь себя как-то по-другому. С другой стороны, я занимался спортом, была возможность поехать на рыбалку.
К сожалению, эта зараза немного подкосила хоккей. Самое главное, мы не смогли провести три чемпионата мира: мужской, женский и юниорский. Сорвались этапы Евротура, впервые в истории конгресс Международной федерации хоккея прошел онлайн.
Мне разрешили вылететь 15 сентября в Швейцарию на совет IIHF — хоть у меня есть виза, нужно еще специальное разрешение. 17-го числа будем обсуждать там ряд вопросов. Этот год войдет в историю, поскольку мы многое потеряли в плане соревнований.
— Раз уж вы упомянули про совет IIHF, стоит ли на нем ждать каких-то важных решений, учитывая обсуждения по чемпионату мира следующего года?
— Во-первых, мы все время мониторим то положение, которое есть сейчас в мире. Во-вторых, у нас есть пример в виде того, как Национальная хоккейная лига (НХЛ) проводит сейчас игры Кубка Стэнли. Это все очень дорого стоит, и НХЛ очень большие деньги туда вложила. Но международная федерация обязательно планирует провести молодежный, женский и мужской чемпионаты мира. Со зрителями или без них — это покажет время.
Я еще сказал, что юниорский чемпионат мира надо тоже проводить, поскольку будущие звездочки рождаются именно в таких соревнованиях. И международная федерация будет делать все, чтобы проводить эти чемпионаты мира. Дискуссия об этом еще предстоит, но у всех федераций есть мнение, что нужно провести чемпионаты мира во всех дивизионах и группах. Но есть вероятность, что это очень дорого будет стоить из-за больших обязательств. Это каждый раз все надо проверять, выделять отдельные гостиницы. Не все, кто их проводит, смогут с этим справиться. Поэтому главное — провести эти четыре турнира.
— Будет ли на совете подниматься вопрос о том, чтобы перенести чемпионат мира из Минска, учитывая недавние заявления латвийских властей о нежелании проводить турнир вместе с Белоруссией?
— На этот вопрос я смогу ответить только после 17 сентября. Как сказал Рене Фазель (президент IIHF — прим. ТАСС), который был в Москве, мы ждем письмо от премьер-министра Латвии. Официально письмо, если оно придет, мы будем рассматривать на заседании совета.
Но как и Фазель ранее сказал, никаких изменений пока не планируется, нет никаких заявлений. Белоруссия в 2014 году прекрасно провела чемпионат мира, и мы не сомневаемся, что, когда нужно, там обеспечат безопасность и порядок и проведут чемпионат мира на самом высшем уровне.
— Есть в совете, кто думает, как Калерво Куммола (вице-президент IIHF — прим. ТАСС), что турнир из Минска надо переносить?
— Только он выразил пожелания провести чемпионат мира в другом месте, но его никто не поддержал.
— Сколько соревнований из-за коронавируса ФХР пришлось отменять и переносить?
— Континентальная хоккейная лига (КХЛ) не провела до конца Кубок Гагарина, не до конца доиграли свои чемпионаты Высшая и Молодежная хоккейные лиги, этапы Евротура, турниры четырех наций среди молодежных команд, включая женские.
— Что от этого потерял хоккей?
— Это плохо для спортсменов, которые готовятся к соревнованиям. Ты же составляешь план подготовки, а результата никакого нет. Это удручает спортсменов, потому что именно в соревнованиях они показывают свое мастерство. Очень важно тренироваться, но все равно проявляешь себя в игре. Каждое соревнование является смотринами, поскольку 18-летние, 20-летние игроки — это наше будущее.
— Если смотреть, как Российский футбольный союз (РФС) работал с Роспотребнадзором при возобновлении и проведении нового чемпионата России, насколько плотно федерация взаимодействует с этой организацией?
— Мы работаем в полном соответствии с нормативными актами по коронавирусу, которые спускают нам Роспотребнадзор и Минспорт. Выполняем все рекомендации и сами еще разработали дополнительные меры, которые рассылаем по всем регионам. Они касаются того, как себя вести, что нужно делать.
У нас тоже есть ряд вопросов, и я подписал уже письмо с вопросами нашему министру спорта, поскольку у нас есть сложности в связи с тем, что нам присылают. Речь идет, к примеру, о том, какие мероприятия признаются массовыми, какие требования предъявляются к обсервации участников соревнований из других субъектов РФ в случае выявления коронавируса. Или, например, вправе ли гостиница отказывать в проживании участнику соревнований в случае выявления у него коронавируса.
Или, допустим, как организовать возвращение участника соревнований из другого субъекта к месту проживания в случае выявления коронавируса — использовать авиа- или железнодорожный транспорт, и что является специализированным транспортом?
Жизнь диктует свои условия, мы же командный вид спорта. Например, начало детских соревнований в Москве перенесли на октябрь. Но в каждом регионе свои требования. Где-то вообще пока не разрешены никакие соревнования. В настоящий момент мы решаем эти вопросы.
— Когда рассчитываете получить на них ответ от Минспорта?
— Мы это письмо только посылаем. Попросим, учитывая проведение соревнований, чтобы нам направили разъяснения в кратчайшие сроки.
— Много ли вопросов от Роспотребнадзора, учитывая отмены и переносы матчей в Молодежной и Высшей лигах, которые уже есть в нынешнем сезоне?
— Как правило, Роспотребнадзор спускает все замечания в Минспорт, поскольку мы работаем в первую очередь с этой организацией.
— Насколько строгим будет режим проверки на коронавирус для игроков, вызванных в сборные России всех возрастов, и журналистов, которые будут освещать сборы?
— Всех игроков, кто будет вызываться в национальные команды, мы перед сбором будем проверять, ФХР это профинансирует. Перед Евротуром обычно проверка идет за два дня до сборов. Как рассказали в международной федерации, если команда приезжает на соревнования, то за 72 часа она должна сделать тесты. На чемпионате мира будут тесты, но хоккеист уже должен приезжать на них здоровым.
По журналистам же мы решим вопрос. Возможно, они будут соблюдать дистанцию. Мы сделаем так, чтобы журналисты были не ущемлены. Вы наша семья, вы говорите о нас, где-то критикуете, где-то хвалите. Мы единая команда, и надо просто понять ситуацию, в которой мы находимся. И мы все сделаем, чтобы к команде был доступ.
— Возможно ли, чтобы этапы Евротура проводились при зрителях?
— Трудно сказать. Сейчас границы Евросоюза закрыты, все федерации в подвешенном состоянии. Но мы все мониторим, и, как только откроются границы, мы примем решение. Мы сами ждем, волнуемся, поскольку Евротур — это очень важное соревнование, в том числе и в финансовом плане, для федераций, живущих за счет спонсоров, телевидения. И для нас очень важно, чтобы эти игры состоялись.
Если что, будем выходить на правительства, чтобы нам разрешили играть в тех странах, которые участвуют в Евротуре. Может, до ноября будет какое-то послабление.
— Планируется ли, что Кубок Первого канала пройдет со зрителями?
— Мы планируем, так как это все же праздник, готовимся к нему.
— Будете стремиться к тому, чтобы посещаемость на столичном этапе Евротура повысилась, к примеру, с 30 до 50% от общего количества зрителей на арене?
— Все будет зависеть от того, какая в Москве будет складываться ситуация. Мы попросим разрешения у Роспотребнадзора, правительства Москвы.
— Этой весной вы вместе с Михаилом Дегтяревым (врио губернатора Хабаровской области, с 2016 по 2020 год — председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи — прим. ТАСС) планировали внести на рассмотрение пакет законопроектов, направленных на упорядочивание деятельности спортивных агентов и регулирование трансферов спортсменов. Проходил ли он уже первое чтение?
— Еще нет. Сейчас мы с Минспортом согласовываем все поправки.
— Верите ли вы в то, что этот пакет заработает?
— Конечно. Главная задача — предотвратить отток молодых хоккеистов, и мы все делаем для того, чтобы игроки принесли сначала пользу своему клубу и стране, которая многое делает для того, чтобы игроки вообще состоялись. Их обучают, одевают, дают возможность играть в сборной, продвинуться.
Мы не против перехода игроков в другие лиги, но хотим, чтобы это было цивилизованно. А то так получается, что мы воспитываем молодежь, которая потом уезжает в другие страны. Конечно, будет какой-то возрастной ценз, до которого ты, уезжая, должен заплатить определенную сумму своей школе за воспитание. Но все это в стадии обсуждения. До конца года проекты могут пройти через Госдуму.
— Обсуждались ли санкции к спортсменам, если они не захотят выплачивать компенсации?
— Санкции предусмотрены, поскольку есть трансферные карты, по которым можно играть или нет. Есть также договоренности с другими лигами.
— Вы вошли в этом году в оргкомитет молодежного чемпионата мира в Новосибирске 2023 года. Как там идет сейчас подготовка?
— Как раз позавчера губернатор Новосибирской области рассказал, что к арене проводят метро, дворец строится. Я был в Омске, с обоими губернаторами на связи. Могу сказать, что работа идет по плану. Никаких проблем на сегодняшний день не видно в плане финансирования и подготовки. Все ждут этого большого праздника — это большое развитие хоккея в этих регионах, тем более что там два таких прекрасных стадиона будут строиться.
— В Санкт-Петербурге при подготовке к взрослому чемпионату мира тоже проблем нет?
— Там тоже все идет по плану. Мы ждем 2023 год как большой праздник. Такого давно не было, когда одна страна проводила два чемпионата мира — молодежный и взрослый. Нам помогают правительство и на местах. Надеемся, что все идет хорошо.
— Как относитесь к разговорам, которые были летом о том, что чемпионаты мира могли сместить на год в случае, если бы Швейцарии предоставили турнир 2021 года? Сейчас к таким обсуждениям нет предпосылок?
— Нет, все остается на том месте, как и сейчас. Думаю, международная федерация не допустит уже срыва чемпионата мира, как в этом году. Он будет проходить, каким бы он ни был — со зрителями или нет.
Беседовал Рустам Шарафутдинов