Все новости

Джесси Айзенберг: я предпочитаю не смотреть фильмы, в которых снимался

Джесси Айзенберг EPA/DAN HIMBRECHTS
Описание
Джесси Айзенберг
© EPA/DAN HIMBRECHTS

17 сентября на видеосервисе Wink состоится российская премьера триллера Лоркана Финнегана "Вивариум". Главную роль в фильме исполнил номинант на премию "Оскар" Джесси Айзенберг. Он сыграл молодого человека по имени Том, который со своей девушкой (Имоджен Путс) решает купить дом в пригороде, а в итоге оказывается в странной заколдованной вселенной, откуда нет выхода. В интервью ТАСС актер рассказал о съемках фильма, своей любимой актерской работе и будущем киноиндустрии.

Вы сейчас где находитесь?

— Я в Индиане.

Необычный выбор для голливудского актера.

— Моя теща руководит здесь центром помощи жертвам домашнего насилия в городе Блумингтон, штат Индиана. Когда началась эпидемия коронавируса, центр потерял свою волонтерскую базу. Среди волонтеров были в основном студенты из местного университета, и конечно, когда объявили карантин, они вернулись домой. Так что моя жена и я решили приехать и помочь центру. Здесь я занимался и продолжаю заниматься самыми разными вещами, к примеру, каждый день красил стены в домах, убирался, чинил стиральные машины и микроволновки. Мне это очень нравится, потому что моя работа связана с искусством, поэтому довольно эгоцентрична. Ты всегда сфокусирован на себе, своей личности, часто чувствуешь, насколько это эгоистично, и понимаешь, что твоя работа приносит пользу только тебе и больше никому. 

В первый раз в жизни я полностью посвятил себя работе, результаты которой пойдут на пользу других людей. Мы часто читаем о том, каково это, помогать другим, но только сейчас я понял, насколько же этот труд приносит больше счастья, чем работа для себя

— Признаюсь честно, очень ждала нашего разговора, потому что вы — актер нашего поколения, миллениалов. Фильм "Социальная сеть" Дэвида Финчера во многом стал фильмом нашего поколения.

— Да? В России?

— Конечно!

Кадр из фильма "Социальная сеть" Disney
Описание
Кадр из фильма "Социальная сеть"
© Disney

— Актеры подходят к каждому проекту с одинаковым энтузиазмом, ну а после съемок я предпочитаю не смотреть фильмы, в которых я снимался. И еще я не читаю, что о них пишут. Я чувствую себя неловко, когда смотрю на себя или читаю о своей работе. Думаю, что это нормально и многие люди испытывают такие чувства. Мои любимые актерские работы не всегда совпадают с мнением зрителей. Например, я встретил свою жену (Анна Страут — прим. ТАСС) на съемках фильма, который никто так и не увидел (речь идет о фильме "Императорский клуб" — прим. ТАСС). И это моя любимая актерская работа.

Мне понравилось сниматься в "Зомбиленде" ("Зомбиленд" и "Зомбиленд: Контрольный выстрел"), меня постоянно останавливают люди на улице. Эти фильмы очень популярны у молодежи! Но мне все это все еще кажется странным, потому что сам-то я их так и не посмотрел. Когда ты работаешь над фильмами для зрителей, это больше не твой фильм. Конечно, приятно участвовать в популярных картинах, которые тепло принимают зрители, потому что это позволяет тебе получать больше проектов в будущем, но, когда съемки заканчиваются, для тебя это тоже конец, для тебя это больше ничего не значит.

В вашем новом фильме "Вивариум" идет речь о страхах, будь то страх перед отношениями, страх жизни в пригороде, страх иметь детей, страх перед обывательской жизнью. Как вы считаете, это исключительно фобии одного определенного поколения или же они универсальны, и тут уже неважно, зумер ты или бумер?

— Я не могу говорить об этом с точки зрения россиян, я уверен, что тут все может отличаться. Но если говорить об американском и западноевропейском опыте, здесь существует четкое понимание того, насколько важно купить дом. Проблема в том, что, когда молодым людям начали предъявлять эти требования, рынок труда был гораздо стабильнее. Сейчас же мы первое поколение, чья экономическая стабильность значительно регрессировала.

Мы живем в режиме постоянной тревоги и беспокойства, постоянно боремся с растущими требованиями — нам говорят, что надо иметь дом, надо рожать детей. И это давление становится интенсивнее, потому что с экономической точки зрения купить дом очень тяжело. Так что в фильме отражены как раз те самые страхи — покупка дома, появление ребенка и стремление к стабильности, словом, все то, что сегодня дается с невероятным трудом

"Вивариум" абстрактно говорит об этих страхах, об этих подсознательных тревогах. Мне больше всего нравится, что в картине показано абстрактное чувство страха, а не буквальный комментарий о жизни в пригороде. Все эти вещи подаются зрителям на интуитивном уровне, а не на интеллектуальном.

Кадр из фильма "Вивариум" Wink
Описание
Кадр из фильма "Вивариум"
© Wink

"Вивариум" ваш третий совместный фильм с Имоджен Путс. Год назад вы появились вместе в "Искусстве самообороны", десять лет назад вы вместе работали в "Сексоголике". Это как-то сказывается на ваших рабочих отношениях?

— Конечно! Имоджен — прекрасна, и тот факт, что мы раньше работали вместе, нам помогает. Особенно нам помог опыт работы над "Искусством самообороны", очень необычной комедией. "Вивариум" же другая картина, немного зловещая, но Имоджен тонко чувствует разные тональности фильмов и понимает детали актерской игры, которые требуются для рассказа той или иной истории. Мне лично нравится работать с одними и теми же людьми, потому что ты знаешь их предпочтения. Плюс в таком случае не возникает ощущения, что тебя оценивает другой человек. Этот элемент работы просто отпадает.

  Я слышала, что на съемочной площадке "Вивариума" всегда работали только два-три человека? Вам легче работать над такими камерными фильмами? Ведь, когда ты снимаешься в крупнобюджетных картинах, где тысячи людей на площадке, ты даже не можешь подойти и лично познакомиться с каждым членом съемочной группы.

(Смеется.) Да, этот фильм был очень необычным, потому что с точки зрения масштаба эта история огромна, ведь события "Вивариума" разворачиваются в вымышленной вселенной, где существует бесчисленное количество домов. При этом масштаб съемок был очень мал — над проектом работала датская команда по визуальным эффектам (с ней обычно работает режиссер Ларс фон Триер — прим. ТАСС), которая создала целый мир за пределами тех трех домов, построенных для съемок фильма. Создавалось впечатление, что мы работаем над небольшой личной картиной, при этом сам фильм выглядел так, словно это была целая вселенная. По сути, у нас было всего три дома на съемочной площадке в Бельгии, а благодаря команде по визуальным эффектам начало казаться, что таких домов — бесчисленное количество. Интерьерные съемки внутри дома, кстати, уже проходили в Ирландии, так что вышло необычно. Например, я входил внутрь дома в Бельгии, а месяц спустя снимался в самом доме уже в Ирландии. Так что "Вивариум" был для меня необычным опытом: казалось, что фильм одновременно личный и международный, масштабный и при этом очень камерный.

Кадр из фильма "Вивариум" Wink
Описание
Кадр из фильма "Вивариум"
© Wink

Если говорить в целом про систему кинопроизводства, многие считают, что старой голливудской системе скоро придет конец, ее постепенно заменяют стриминги. В частности, у нас фильм "Вивариум" выходит онлайн, а не в кино.  Что вы об этом думаете?

— Сложно сказать, думаю, что никто не знает наверняка. Киноиндустрия весьма необычна и сегодня находится в непривычном положении, которое, я надеюсь, изменится. Большие киностудии бросили все свои силы на продюсирование супергеройских фильмов, частью которых стал и я сам (Айзенберг исполнил роль Лекса Лютора в "Лиге Справедливости" — прим. ТАСС). При этом фильмы, которые снимались еще десять лет назад, к примеру драмы, совершенно перестали снимать. Так что я думаю, что киноиндустрии перемены пойдут на пользу. Я, к примеру, готовлю свой режиссерский проект с кинокомпанией А24, (речь идет о фильме "Когда ты закончишь спасать мир," продюсером картины выступит Эмма Стоун — прим. ТАСС). Они независимая кинокомпания, у которой очень хорошие фильмы, у них потрясающий вкус! У меня создается впечатление, что они пытаются заполнить то пространство, которое возникло после того, как большие студии занялись проектами другого порядка. Киноиндустрия меняется, так что то, что сегодня происходит, никому не помешает. Кто знает, может, это позволит студиям обратить внимание на другие истории.

Беседовала Жанна Присяжная