22 сентября 2020, 08:00
Интервью

Илья Учитель: в глазах общественности Стрельцов никогда и не был виновен

Илья Учитель. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Илья Учитель
Режиссер — о фильме "Стрельцов", спортивных байопиках и судьбе футболиста

Советский футболист Эдуард Стрельцов уже в 17 лет стал нападающим сборной СССР, а в 19 — олимпийским чемпионом. Незадолго до чемпионата мира в 1958 году, когда Стрельцову было 20 лет, его арестовали по обвинению в изнасиловании. Игрока приговорили к 12 годам лишения свободы, но позднее срок сократили. Он вышел из тюрьмы в 1963 году, но смог вернуться в профессиональный футбол только спустя два года. 

Спортивная драма "Стрельцов" о судьбе футболиста с Александром Петровым в главной роли выходит на экраны 24 сентября. Ее прокат должен был состояться еще в апреле, но в планы создателей вмешалась пандемия. В интервью ТАСС режиссер Илья Учитель рассказал, почему предпочитает не называть картину биографической, голы каких известных футболистов зрители увидят на экране и в чем главное отличие "Стрельцова" от других фильмов о спорте. 

— Почему в качестве героя вы выбрали именно Эдуарда Стрельцова? Когда вы впервые узнали об этом игроке?

— Я очень люблю футбол, в детстве мы всегда смотрели игры вместе с дедушкой. Однажды мы смотрели какой-то матч, в ходе которого один из игроков дал очень кривой пас пяткой. На дедушку нахлынули воспоминания, он рассказал, что в его время пасы пяткой Стрельцов отдавал гораздо лучше, и после рассказал мне про него все. Когда я стал старше, я заинтересовался его судьбой. Так вышло, что получилось совместить любовь к футболу и любовь к кино. 

— Я, конечно, не знаток футбола, но матчи в картине действительно сняты здорово и реалистично, на мой взгляд. Были ли у вас на площадке консультанты? Кто учил артистов быть футболистами? 

— У нас перед съемками было три месяца тренировок.

Поскольку архивных кадров, где Стрельцов сам забивает голы, было не так много, я придумал такую вещь: у нас герой забивает голы великих игроков мирового футбола. В фильме есть голы Зинедина Зидана, Диего Марадоны и так далее

Консультанты у нас действительно были, также нашим вдохновителем был Александр Мостовой. Поскольку мы снимали в период чемпионата мира, он не мог физически быть с нами постоянно, потому что выступал экспертом на телевидении.

Главным человеком у нас был Олег Левин — на тот момент тренер молодежной команды "Торпедо", а сейчас ассистент главного тренера в молодежной сборной. Мы пошли к нему наугад, но нам повезло: он оказался очень творческим человеком, сразу понял нашу специфику. Мы с ним додумывали все футбольные комбинации, тренировали их с артистами и футболистами. 

— Мне кажется, байопики, да и в принципе фильмы, в которых появляются в качестве героев реально существовавшие люди, — всегда такая дорога по тонкому льду. Вот, например, на этой неделе мне попался материал, в котором сын Эдуарда Стрельцова остался недоволен улыбкой Саши Петрова в роли Эдуарда Стрельцова. Готовы ли вы к критике, которая может поступить? 

— Я бы побоялся называть наш фильм биографическим, это такие мифы, легенды об Эдуарде Стрельцове. Сын Стрельцова читал сценарий и уже видел фильм. Мы устроили для него специальный показ, он посмотрел, поблагодарил и, как мне показалось, одобрил. Игорь Стрельцов вел себя спокойно, когда мы снимали, он никак не влиял на процесс. Мы делали все, что было задумано. 

Сама история, произошедшая со Стрельцовым, была довольно-таки противоречивой (Эдуард Стрельцов в 1958 году был арестован по обвинению в изнасиловании и приговорен к 12 годам лишения свободы. Он вышел из тюрьмы спустя пять лет — прим. ТАСС). Действующие лица этой драмы меняли показания, и разобраться с тем, кто прав, кто виноват, было довольно сложно. Уже в нулевых был образован Комитет Стрельцова с целью реабилитировать игрока, но приговор по сей день остается в силе.

— Изучали ли вы документальные материалы при подготовке картины? Можно ли ваш фильм считать своего рода реабилитацией? 

— Да, конечно, мы изучали материалы. Но весь этот драматический эпизод в нашем фильме завязан на любовной линии, в подробности того, что именно произошло на той даче, мы не вдаемся.

Мне кажется, что в глазах общественности Стрельцов никогда и не был виновен. Он был всенародно любимым героем. Мы не пытались в картине дополнительно его оправдать, наша позиция состоит в том, что он не виноват

— Сразу ли вы увидели в главной роли Сашу Петрова?

— Саша проходил кастинг на общих основаниях. Он пришел, мы познакомились, он ходил на пробы. Честно говоря, с первого дня съемок стало понятно, что это его роль. Я чувствовал, как он заинтересован. Каждый день мы садились, жертвуя съемочным временем, придумывали что-то, переписывали. Саша действительно был максимально вовлечен в процесс. 

— Получается, какие-то моменты в образе своего героя Саша придумывал сам? 

— Да, очень много. Редко встречаются актеры, которые не просто предлагают, а анализируют персонаж. У меня в голове была общая картина, а он думал именно о Стрельцове. 

— Фильм выходит не в самое благополучное время, как, впрочем, и все остальные картины, которые сейчас появляются в прокате. Насколько я знаю, Алексей Ефимович (Учитель, продюсер картины — прим. ТАСС) просил перенести прокат на другой срок. Почему в итоге решили оставить 24 сентября? 

— Мы, как и все, выбираем наименее болезненный вариант. Мы долго думали, когда лучше выпускать картину, составили список плюсов и минусов и решили, что сейчас — лучшее время. 

— Планируете ли продавать фильм на интернет-платформы, на зарубежный рынок? 

— Сейчас международные продажи уже идут, с платформами тоже есть предварительные договоренности. 

— Как вы считаете, есть ли перспективы международного успеха? Помнят ли Стрельцова за рубежом?

— Думаю, фильм все же рассчитан больше на российскую аудиторию, которая, возможно, и сама уже не очень помнит о Стрельцове. Но раз продажи идут, значит, зарубежным коллегам картина нравится. Возможно, они придумают интересный ход для ее продвижения. 

— Вообще, жанр спортивной драмы у нас кинематографисты очень полюбили, большим успехом пользовались и "Движение вверх", и "Легенда №17". Чем ваш фильм отличается от этих картин? 

— Я точно знаю, чем отличается наш "Стрельцов". "Движение вверх" и "Легенда №17" все же фильмы про команду. У нас более личная история, во многом, конечно, придуманная нами, но за основу ее взята жизнь легендарного футболиста. Безусловно, футбол в картине тоже есть, но жизненные перипетии касаются отдельно взятого человека. 

Беседовала Валерия Высокосова