На предстоящей неделе, с 19 октября, ученики 6–11-х классов московских школ для профилактики распространения коронавируса перейдут на дистанционный формат занятий. Ученики же младших классов в этот период вернутся после каникул в школы и возобновят очное обучение. О том, какой эффект ожидают власти столицы от такой системы и каким образом будут организованы занятия, в интервью ТАСС рассказала заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.
— Почему было принято такое решение, почему выделили именно эту группу школьников?
— Мы исходили из двух основных факторов: медицинского и социального. Во-первых, мы видим, что при росте заболеваемости по городу доля детей от общего числа инфицированных снизилась, что не может нас не радовать. Но при этом общее количество заболевших детей, увы, пока растет. И при изучении структуры инфицированных детей бросается в глаза, что две трети составляют ученики 6–11-х классов и лишь 35% приходится на учеников с первого по пятый класс. Хотя в целом по Москве учеников младших классов даже больше, чем старшеклассников. Во многом больший процент заражения связан с тем, что у взрослых ребят более активная социальная жизнь, больше контактов, занятий вне дома. Все это говорит о том, что риск распространения инфекции среди старших классов гораздо выше.
Во-вторых, что тоже немаловажно, старшие ребята спокойно могут находиться дома одни, родителям в гораздо меньшей степени нужно контролировать их распорядок дня. По опыту весенних месяцев мы знаем, что старшеклассники успешно адаптируются к дистанционному формату обучения. Дети этого возраста хорошо знакомы с онлайн-платформами для обучения и могут самостоятельно ими пользоваться. Можно со всей уверенностью заявить, что подростки с техникой и самыми разными онлайн-сервисами на "ты".
В свою очередь, малышам это сделать сложнее. Они только привыкают к школьным правилам, им не так просто перестроить режим дня. Кроме того, родители не могут оставить их одних дома, а сами уйти на работу.
Особая ситуация у пятиклассников. Для них это первый год обучения в средней школе, они только познакомились с новым классным руководителем и учителями-предметниками, возможно, у них сменился коллектив в классе. Как ни посмотри, со всех сторон период для ребенка и так довольно волнительный. Поэтому пятиклассники с понедельника тоже возвращаются к очным занятиям.
— Что даст эта мера?
— На этот вопрос самый прямой ответ дадут цифры. В первые — пятые классы в Москве ходят 540 тыс. детей, в 6–11-е классы — 500 тыс. То есть мы существенно, практически в два раза, уменьшаем нагрузку на школы. У нас появляется дополнительная возможность рассредоточить детей внутри зданий, сократить число контактов между учениками разных классов.
Но, конечно, мы продолжаем мониторить ситуацию и точечно работать с разными группами риска.
Что хочу подчеркнуть: именно старшеклассникам сейчас стоит особенно поберечься, постараться избегать посещения общественных мест, встреч с друзьями и старшими родственниками.
— Как будет организовано дистанционное обучение?
— Я знаю, что родители очень переживают за то, как будет организован учебный процесс в дистанционном формате. Заботы родителей и обеспокоенность качеством образования мы понимаем.
В первую очередь, хочу отметить, что сейчас мы гораздо лучше подготовлены к дистанционному обучению, чем весной. В марте, когда школьники ушли на дистант, ни одна платформа не была полностью готова к этому. Приходилось пользоваться теми сервисами, которые были под рукой. Это был, как говорится, с колес организуемый процесс.
За прошедшие полгода мы подготовили запуск обновлений в Московской электронной школе (МЭШ), чтобы сделать ее более полезной для каждого участника образовательного процесса. Самое главное: мы внедрили в платформу внутренний сервис видео-конференц-связи, который позволяет дистанционно вести уроки прямо из МЭШ — в связке как с расписанием, так и с Электронным дневником. То есть больше нет необходимости создавать ссылки на сторонних ресурсах, искать логины и пароли в разных чатах. Да, пока система работает неидеально, есть недочеты, но мы оперативно их исправляем. Хочу подчеркнуть, что, если будут зафиксированы сбои, мы оперативно проинформируем школы и родителей. При необходимости будут задействованы резервные варианты и привычные сервисы: Zoom, Skype, WhatsApp. А ссылка на проведение видеоконференции в любом случае будет прикреплена в Электронном дневнике, который является единым каналом связи учителей и учащихся. Еще раз подчеркну: качественный и безопасный учебный процесс — наш приоритет. Мы делаем все возможное, чтобы максимально упростить работу учителям и жизнь родителям.
— Будет ли в школах организовано питание?
— Да, конечно, в школах будет организовано питание. Более того, мы продолжим выдавать продуктовые наборы ребятам на дистанционке, которые обеспечивались питанием в школах.
— Также родителей волнует вопрос: будет ли для учеников младших классов организована продленка?
— Для младших классов будет сохранена продленка — по классам или параллелям в зависимости от возможностей школы. В любом случае организовать ее будет проще с учетом того, что в школах будет почти в два раза меньше детей.
— Продолжится ли работа кружков?
— В школах занятия в кружках и секциях смогут проходить очно, но только для учащихся из одной параллели. Это нужно для того, чтобы минимизировать контакты между детьми из разных потоков.
Что касается дворцов и центров творчества, в них все занятия в кружках и секциях, в том числе в дистанционном формате, с 19 октября приостановлены на две недели.