12 ноября 2020, 07:00
Интервью

Директор мясокомбината в Дагестане: господдержка упрощает задачи по развитию бизнеса

Нурудин Омаров. Пресс-служба "Кизляр Урицкого мясокомбината"
Нурудин Омаров

Директор "Кизляр Урицкого мясокомбината" Нурудин Омаров рассказал о развитии предприятия, трудностях работы с федеральными сетями и планах по выходу на экспортные рынки

Одно из крупнейших предприятий мясоперерабатывающей отрасли в Дагестане — "Кизляр Урицкий мясокомбинат" — в последние годы активно наращивает мощности и расширяет сферу своей деятельности. Сегодня помимо выпуска мясной продукции, которая поставляется в разные регионы России, предприятие строит молочно-товарные фермы, а в прошлом году начало выращивать рис. О том, как небольшое семейное предприятие превращается в многопрофильную компанию и как в этом помогает государственная поддержка, о трудностях работы с крупными федеральными сетями и планах по выходу на экспортные рынки в интервью ТАСС рассказал директор предприятия Нурудин Омаров.

— Нурудин Магомедгаджиевич, ваш комбинат — один из крупнейших в сфере мясопереработки в Дагестане, власти республики часто упоминают его, говоря о перспективах развития экспорта продукции животноводства. За какой срок было создано такое производство и что сейчас представляют собой мощности комбината?

Все началось еще 25 лет назад, в 1996 году, когда у нас было несколько свободных помещений и появилась идея производить колбасную продукцию. С 1998 года запустили производство, начали работать. Это был семейный бизнес, основным рынком сбыта на тот момент был город Хасавюрт. Заработанные средства из года в год вкладывали в развитие производства, расширялись, покупали оборудование, достраивали помещения… Понемногу дошли до сегодняшнего уровня — у нас есть большая площадка по производству колбасных изделий, мы работаем по заявкам наших контрагентов, производим около 100 т продукции в месяц. Также есть консервный цех, есть молочное направление, своя сырьевая база, сейчас развиваем производство полуфабрикатов — это в основном замороженная и охлажденная продукция — птица, говядина, баранина, полуфабрикаты для гриля и т.д.

— На какой стадии сейчас этот проект? Производство уже запущено?

Сейчас мы прощупываем, начинаем понемногу предлагать этот продукт. Пока у нас небольшое производство в полуавтоматическом режиме, приобретена небольшая упаковочная машина, есть разработанная фирменная упаковка. Если мы увидим хороший спрос, то будем запускать автоматическую производственную линию — это довольно дорогое оборудование, порядка 20–25 млн рублей, поэтому, прежде чем нести большие затраты, нужно семь раз отмерить. 
Но мы уже сегодня видим спрос на такую продукцию, думаю, к концу года у нас уже будет понимание. По нашим расчетам, по объему производства и реализации к началу следующего года мы должны выйти примерно 10 т в месяц — если достигнем этого показателя, это будет сигнал к тому, что надо двигаться дальше и можно ставить автоматическое оборудование. В будущем планируем производить до тонны полуфабрикатной продукции в день.

— Что представляет собой сырьевая база комбината? Вы выращиваете собственное поголовье или закупаете у местных жителей?

По большей части, конечно, используется собственное сырье — около 70%. Еще порядка 30% закупается. Основная сырьевая база сосредоточена в Кизлярском и Тарумовском районах.
В общей сложности сейчас у нас около 500 голов крупного рогатого скота, у нас две фермы, одна в большей степени ориентирована на мясное направление, вторая — на молочное. Уже четыре года работает производство по глубокой переработке молока — выпускаем молоко, кисломолочные продукты, творог, творожную массу. В ближайшее время планируем еще две молочно-товарные фермы в Тарумовском районе — земли хватает, одну уже начали строить, там будет от 200 до 400 голов скота, строительство второй думаем начать в следующем году. Сейчас завезли коров молочной породы Гольштен, будем развивать ее на новых фермах.
Кроме того, летом мы запустили птицекомлекс в селе Калиновка Тарумовского района. Он состоит из 12 корпусов, там можно единовременно содержать 100 тыс. голов птицы. Комплекс рассчитан на обеспечение собственного производства.

— Все эти проекты реализуются исключительно на собственные средства? Или вы получаете какую-то поддержку от государства?

В основном это, конечно, собственные средства. Мы двигаемся вперед небольшими, мягкими шагами, вкладываем средства по мере необходимости. Что касается господдержки, то мы получаем субсидию на производство молока, а также поддержку по программе республиканского Минсельхоза на приобретение оборудования — до 50% понесенных затрат компенсируется из бюджета. Это очень значимое для нас подспорье, которое позволяет планировать приобретение нового оборудования, расширять производство и значительно упрощает задачи по развитию предприятия. 

— Несколько лет назад Дагестан начал экспортировать баранину в Иран, при этом ваше предприятие называлось в числе основных экспортеров. Как обстоят дела в этом направлении сейчас, каковы перспективы дальнейшего сотрудничества?

Экспорт мы начинали в 2017 году с относительно небольших объемов, постепенно их наращивали. Так, в 2018 году было отправлено на экспорт 415 т баранины, в 2019 году — более 489 т. Сейчас у нас построен новый убойный цех производственной мощностью порядка 2 тыс. голов в день. Пока он не действует, там требуются небольшие доработки, но надеюсь, что в ближайшее время мы его запустим. Но в этом году во время пандемии экспорт баранины был полностью прекращен, первая за долгое время партия баранины в Иран была отправлена только в конце октября. Это была разовая поставка, о перспективах пока говорить сложно, все будет зависеть от ситуации.
Сейчас мы начинаем работать по экспорту с Азербайджаном, у нас есть заключенные контракты на поставку колбасной продукции. Азербайджанская сторона заявила потребность в определенных объемах, но мы хотим начать с небольших поставок, пока предлагаем им взять в три-четыре раза меньше — пусть люди попробуют, оценят качество. Если все устроит, дадим столько, сколько нужно.

— В какие российские регионы сейчас поставляется продукция комбината, работаете ли с федеральными сетями?

Мы поставляем колбасную, консервную продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Волгоград, у нас есть свой представитель в Крыму — в общей сложности география поставок насчитывает около 15 регионов. В крупные торговые сети пока не заходим. Мы работали с "Лентой" по охлажденному мясу, но там есть определенные сложности — они берут только определенные сорта мяса, например только первый сорт. Все остальное накапливалось здесь, нам было достаточно сложно перерабатывать такие объемы. Поэтому мы выполнили контракт и решили его не продлевать.
Сейчас мы решили сосредоточиться на развитии производственной базы, наращивании объемов — в том числе для того, чтобы работать с сетями, в том числе по колбасной продукции. Предложения от них есть, тот же "Магнит" выходил на нас, запрашивал цены. Мы заинтересованы в таком сотрудничестве, но понимаем, что должны соответствовать их требованиям, — там жесткие графики, требования по объемам и так далее. И мы должны к этому подготовиться.

— Как на работе предприятия отразились пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения?

У нас производство не останавливалось (комбинат вошел в перечень системообразующих предприятий Дагестана — прим. ТАСС), однако были сложности с доставкой продукции по республике — был пропускной режим, пробки на дорогах и так далее. Конечно, упал спрос — если в первый месяц, когда люди закупали продукты, был небольшой скачок, то потом объемы реализации упали вдвое. Мы не входили в категорию пострадавших предприятий, поэтому поддержку не получали, справлялись своими силами. И уже в августе, вскоре после того как начались послабления, вернулись к тем показателям, которые были до пандемии.

— Для республики актуальна проблема трудоустройства безработных, которая еще сильнее обострилась во время пандемии. Сколько человек сейчас работает на предприятии и есть ли планы по созданию новых рабочих мест?

Сейчас на предприятии работают порядка 70 человек, мы планируем создать еще 10–15 рабочих мест с учетом запуска производства полуфабрикатов и молочно-товарной фермы, а также мясокостного цеха он уже построен, примерно через месяц планируем запустить. Цех будет производить мясокостную муку, которая используется в качестве добавки к кормам для животных. В общей сложности с учетом этих проектов планируем в следующем году создать около 50 рабочих мест.

— Сейчас у вас два основных направления мясное и молочное. Планируете ли дальнейшую диверсификацию производства, освоение новых направлений в АПК? Возможно, есть планы по созданию многопрофильной компании?

Такие планы уже реализуются, максимально используя имеющиеся у нас ресурсы. С прошлого года начали пробовать себя в рисоводстве подготовили чековые системы на 160 га, впервые посадили рис, в этом году собрали первый урожай. Правда, до 25% урожая мы потеряли из-за сильного ветра в октябре, как раз во время уборки, зерно осыпалось. Планировали собрать около 1 тыс. т, получилось порядка 700–800. Сейчас идет подготовка земель под новые чеки, думаем, что на следующий год будем сажать уже порядка 600 га.
В перспективе думаем о заводе по переработке риса. Говорить о планируемых мощностях переработки пока рано, это будет зависеть от того, сколько площадей в итоге будет засеяно. У нас есть около 2 тыс. га земли, мы думаем, что все они пойдут под чековые системы, тем более что рисоводству в республике сейчас уделяется много внимания, есть возможность получить господдержку. А поскольку в любом случае необходимо делать севооборот, эти же площади будут использоваться в качестве кормовой базы для скота. То есть мы не будем постоянно сажать рис на одном и том же месте, через год там будут кормовые культуры земля должна отдыхать.

Редакция региональных новостей​