17 ноября 2020, 21:15

Космонавты выйдут в космос для подготовки МКС к стыковке нового модуля

Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков впервые выйдут в открытый космос

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, которые сейчас находятся на Международной космической станции (МКС), выйдут в среду в открытый космос. Начало работ запланировано на 17:30 мск из стыковочного отсека "Поиск".

"В соответствии с графиком работ на российском сегменте Международной космической станции, на 18 ноября 2020 года запланирован 47-й плановый выход в открытый космос (ВКД № 47)", - отметили ранее в Роскосмосе.

И для Рыжикова, и для Кудь-Сверчкова это будет первый выход в открытый космос в карьере. Это первая внекорабельная деятельность, связанная с подготовкой к запуску в апреле 2021 года многофункционального лабораторного модуля "Наука".

Подготовка к выходу в космос

Подготовка к выходу началась заранее. Наземные специалисты скинули на МКС радиограммы с описанием работ, а космонавты в свою очередь собирали инструменты, которые пригодятся им во время выхода в открытый космос, проводили тренировки в скафандрах, изучали документацию.

"Мы с удовольствием и волнением готовимся к этой автономной работе в открытом космосе в миниатюрных космических кораблях "Орлан-МКС", - отметил космонавт Рыжиков в видео, размещенном в социальных сетях Роскосмоса. При этом он подчеркнул, что члены экипажа готовы "к парированию различных нештатных ситуаций".

На прошлой неделе Рыжиков и Кудь-Сверчков во время переговоров с Центром управления полетами отметили, что момент старта Crew Dragon, который отправился на орбиту в 03:27 мск 16 ноября, и его стыковки с МКС (07:01 мск 17 ноября) приходится на их отдых перед выходом в открытый космос. Позже в Роскосмосе сообщили ТАСС, что после внекорабельной деятельности (ВКД) космонавты половину дня будут отдыхать.

Впервые за 11 лет

Первая задача, которую выполнят космонавты - проверка на малом исследовательском модуле (МИМ-2) "Поиск" функционирование системы шлюзования и выхода через его выходной люк, который не открывался около 11 лет. Ранее работы по ВКД на российском сегменте МКС выполнялись из стыковочного отсека (СО1) "Пирс", однако в 2021 году модуль "Пирс" будет затоплен перед запуском к станции многофункционального лабораторного модуля "Наука".

Также космонавты заменят панель регуляторов расхода жидкости системы терморегулирования на модуле "Заря" (ФГБ). "За 22 года полета модуля такую работу космонавты выполняли уже два раза в связи с окончанием ресурса регуляторов", - рассказал ранее Рыжиков.

Еще одной задачей, которую должны будут выполнить космонавты, станет переключение антенны системы связи в скафандрах "Транзит-Б" с модуля "Пирс" на модуль "Поиск" и изменение положения датчиков прибора контроля давления и осаждения. Кроме того, российские члены экипажа почистят иллюминаторы модуля "Звезда".

В случае, если работы будут выполнены с опережением графика, подготовлена дополнительная программа. В частности, космонавты могут заменить планшет на новый в рамках эксперимента "Импакт", который подразумевает исследование параметров выбросов загрязняющих фракций из двигателей ориентации российского сегмента. Затем Рыжиков и Кудь-Сверчков осмотрят скафандры, протрут полотенцами перчатки и поручень старого планшета и оттолкнут полотенца в открытый космос.

В целом, космонавты проведут в открытом космосе более 5,5 часов.

Модуль "Наука"

Строительство модуля "Наука" началось в 1995 году. Его первоначально планировалось отправить на МКС как дублера "Зари" (первый модуль станции, продолжает полет в ее составе), но старт неоднократно откладывался. В 2013 года "Науку" отправили в Центр имени М. В. Хруничева. Как уточнялось, такое решение было принято из-за обнаруженной металлической стружки в его топливной системе. Позже брак был устранен.

МЛМ способен вырабатывать кислород на шесть человек, регенерировать воду из урины. С "Наукой" российские космонавты должны получить второй туалет (первый находится в модуле "Звезда"), каюту для третьего члена экипажа, а также европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять ряд работ без выхода в открытый космос. Запуск модуля намечен на апрель 2021 года.

Сейчас МЛМ перевезен на Байконур, где проходит предстартовые испытания. Также на космодром прибыли европейские специалисты в рамках подготовки манипулятора ERA к запуску на модуле.

Скафандры

Для внекорабельной деятельности космонавты будут использовать скафандры "Орлан-МКС", один из них с красными лампасами (Сергей Рыжиков), другой - с синими (Сергей Кудь-Сверчков).

"Орлан-МКС" отличается от предыдущей версии скафандра "Орлан-МК" новой внутренней герметичной оболочкой, изготовленной из высокотехнологичной ткани, имеющей большой ресурс, а также новой автоматизированной системой водяного охлаждения, которая автоматически поддерживает наиболее комфортную температуру для оператора. Также на скафандре установлена новая система отображения информации.