ВАРШАВА, 12 декабря. /ТАСС/. Первый и единственный польский космонавт, Герой Советского Союза Мирослав Гермашевский умер на 82-м году жизни. Об этом сообщил в понедельник в Twitter его зять, польский депутат Европейского парламента Рышард Чарнецкий.
"От имени семьи я подтверждаю печальную информацию о смерти генерала Мирослава Гермашевского - первого космонавта, прекрасного пилота, хорошего мужа и отца, любимого дедушки", - написал он.
Сообщается, что Гермашевский умер в одной из варшавских больниц.
Биография
Мирослав Гермашевский родился 15 сентября 1941 года в деревне Липники на Волыни, где ребенком стал свидетелем совершенной украинскими националистами волынской резни польского населения. После Второй мировой войны он был переселен с семьей в Нижнюю Силезию, где начал учиться.
Авиация интересовала Гермашевского с юных лет. В 1960 году во вроцлавском аэроклубе он прошел первый курс пилотирования, освоив планер, в 1961 году стал управлять самолетами, а затем попал в школу летчиков-истребителей.
Гермашевский отправился в космос 27 июня 1978 года на советском корабле "Союз-30". За пределами атмосферы Земли он провел 7 дней, 22 часа, 2 минуты и 59 секунд, став 89-м человеком, побывавшим в космосе. На орбитальной станции "Салют-6" поляк участвовал в научных экспериментах, связанных с различными аспектами поведения человеческого организма в условиях невесомости.
В 1983 - 1989 гг Гермашевский возглавлял Польское астронавтическое общество, а с 1998 по 2000 год руководил Национальным авиационным советом Польши. Многие годы Гермашевский занимался популяризацией знаний о космосе.
Воспоминания
В большом интервью ТАСС в 2018 году Гермашевский рассказывал, что даже не мог подумать о полете в космос, мечтая хотя бы познакомиться с космонавтами. "Первым, с кем я познакомился в Звездном городке, был Алексей Леонов. Для меня он был легендой", - вспоминал он.
С большой теплотой Гермашевский вспоминает свою подготовку к полету. "Я благодарен за то, что в Звездном городке меня приняли очень гостеприимно. Нас окружили заботой, сотрудники все время наблюдали за нами. У нас были великолепные инструкторы и инженеры", - отметил собеседник агентства.
Спустя десятилетия невозможно забыть и полученные за время полета впечатления. "В космосе все совершенно иначе, чем на Земле. Там по-другому двигаешься, ешь, общаешься, чувствуешь. Привычные законы физики неприменимы. Тело и психика должны быть к этому подготовлены", - описывал космонавт.
"В первые минуты наступает период определенной дезориентации. Но в этот момент у экипажа очень много работы. Позднее приходит понимание, что это не тренинг, что это происходит по-настоящему. В первую очередь хочется увидеть Землю. Цвета, восходы и закаты производят незабываемое впечатление. Под влиянием этой эстетики начинаешь чувствовать свое естество, красота в иллюминаторе перерождается в духовное переживание, философские мысли о сотворении мира, о месте человека, о Боге", - рассказал он. "Я знаю многих, кто были, деликатно говоря, атеистами, а вернулись оттуда другими людьми", - подчеркнул космонавт.