3 мая 2023, 15:29
Наука

Обнаружены следы взрывов первых звезд Вселенной в древних галактиках

AP Photo/ Mulugeta Ayene
Из-за отсутствия элементов тяжелее водорода и гелия размеры таких светил были практически ничем не ограничены, и их масса могла превышать солнечную в несколько сотен раз

ТАСС, 3 мая. Международный коллектив астрономов впервые обнаружил в древнейших галактиках Вселенной следы существования скоплений из газа и пыли, возникших в результате гибели первых звезд. Об этом в среду сообщила пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

"Нам впервые удалось обнаружить в очень далеких от нас облаках газа химические следы сверхновых, возникших в результате взрывов первых звезд Вселенной. В общей сложности мы обнаружили свидетельства существования сразу трех подобных событий. Их дальнейшее изучение приблизит нас к раскрытию природы первых светил мироздания", - заявил научный сотрудник Парижской обсерватории (Франция) Андреа Саккарди, чьи слова приводит пресс-служба ESO.

Так называемые звезды третьей популяции были совершенно не похожи на Солнце и другие современные светила. Это было связано с тем, что их недра не содержали в себе астрономических "металлов", элементов тяжелее водорода и гелия. Из-за их отсутствия размеры таких светил были практически ничем не ограничены, и их масса могла превышать солнечную в несколько сотен раз.

Саккарди и его коллеги обратили внимание на то, что облака из газа и пыли, возникающие в результате гибели звезд третьей популяции, будут обладать уникальным химическим составом, не похожим на то, как устроены другие туманности, порождаемые сверхновыми. В частности, их останки будут содержать в себе относительно мало железа, но при этом в них будет присутствовать много атомов углерода и некоторых сверхтяжелых элементов.

Поиски первых звезд Вселенной

Опираясь на эту идею, ученые проанализировали данные, собранные оптическим телескопом VLT, установленным в высокогорной чилийской обсерватории Параналь, в ходе наблюдений за ядрами ста очень далеких галактик. Ученые увидели эти объекты в том состоянии, в котором они находились 11,9-12,4 млрд лет назад, в первые эпохи жизни Вселенной после Большого Взрыва.

В центре каждой подобной галактики находится активная сверхмассивная черная дыра, чьи выбросы вырабатывают мощный поток электромагнитных волн. Как предположили ученые, на пути к Земле часть волн пройдет через газопылевые облака, возникшие после взрыва первых звезд Вселенной, в результате чего в их спектре останутся характерные линии поглощения и излучения, связанные с материей этих туманностей.

Исследователи проверили, так ли это на самом деле, и попытались найти в спектре излучения древних галактик характерные линии, связанные с отсутствием железа и присутствием атомов углерода и тяжелых элементов, предположительно возникающих при взрыве первых светил Вселенной. Это удалось сделать сразу для трех из изученных объектов, галактики J0835+0650 в созвездии Рака, галактики J1111-0804 в созвездии Льва и галактики J1658-0739 в созвездии Змееносца.

Как отмечают Саккарди и его коллеги, скопления газа и пыли в этих древних галактиках станут одной из первых целей для строящегося телескопа ELT, чья высокая разрешающая способность и чувствительность впервые позволит астрономам детально изучить состав подобных останков первых звезд мироздания. Это поможет ученым сузить набор теорий, описывающих устройство и принципы формирования светил из третьей популяции, подытожили исследователи.