Все новости

SpaceX не связывает с браком взрыв своей ракеты на мысе Канаверал

Специалисты компании пытаются восстановить до мельчайших подробностей картину происшедшего на стартовом столе
Илон Маск EPA/JEROME FAVRE
Илон Маск
© EPA/JEROME FAVRE

НЬЮ-ЙОРК, 22 октября. /Корр. ТАСС Алексей Качалин/. Авария ракеты-носителя Falcon 9 в начале сентября была связана с процедурой заправки топливом, а не с производственным браком. К такому предварительному заключению пришли специалисты американской компании-разработчика носителя SpaceX во главе с Илоном Маском, сообщила в пятницу газета The Wall Street Journal.

По сведениям ее источников, специалисты SpaceX пытаются восстановить до мельчайших подробностей картину происшедшего на стартовом столе на мысе Канаверал. Главная задача состоит в том, чтобы понять, каким образом резервуар с гелием взаимодействует с окружающим его жидким кислородом, охлажденным до сверхнизкой температуры. Как поясняет издание, в космической промышленности до сих пор жидкий кислород не использовался в таких тяжелых ракетах, как Falcon 9. Поэтому Маску придется полагаться только на собственный не слишком большой опыт в данной области и не рассчитывать на помощь смежников, например, NASA.

Версия аномалии при заправке топливом предпочтительна для компании, так как в этом случае она сможет без длительных проволочек возобновить запуски ракет-носителей. Производственный брак или дефект конструкции чреваты массой проверок качества всех узлов носителей. А это может затянуться на долгие месяцы, поясняет издание.

Следует напомнить, что Маск, общаясь с журналистами, заявил, что специалисты SpaceX исключили "наиболее очевидные" версии взрыва и сосредоточились на "менее вероятных причинах". Глава компании прозрачно намекал на возможность диверсии конкурента в лице консорциума United Launch Alliance (ULA), который является совместным предприятием Lockheed Martin и авиационного гиганта Boeing.

Как сообщалось ранее, сотрудники SpaceX посетили объект ULA на мысе Канаверал (штат Флорида) и попросили предоставить им доступ на крышу одного из зданий консорциума", которое расположено недалеко от пусковой площадки, где произошла авария. Подчиненные Маска при просмотре видеозаписи взрыва заметили "странную тень, а затем белое пятно" на здании ULA. Как уточнил телеканал Fox News, консорциум отказался допускать на крышу объекта представителей SpaceX, но пустил туда военнослужащих 45-го космического звена ВВС США, дислоцированного на военной базе на мысе Канаверал. Они провели инспекцию и не обнаружили ничего, что хотя бы отдаленно имело отношение к аварии.

1 сентября на стартовом столе на мысе Канаверал взорвалась ракета с израильским спутником связи Amos-6. В результате ЧП никто не пострадал. Владевшая уничтоженным спутником компания Space Communication одтвердила намерение потребовать от SpaceX компенсацию в размере $50 млн или бесплатный пуск в связи с потерей Amos-6.

Маск назвал аварию наиболее серьезной неудачей за всю 14-летнюю историю существования своей компании. По предварительным данным, произошло повреждение в системе подачи гелия в резервуар с жидким кислородом на второй ступени ракеты. Гелий служит для поддержания давления в баке.

С учетом последствий аварии SpaceX отложила до ноября все запуски тяжелой ракеты Falcon 9. SpaceX в настоящее время эксплуатирует три пусковые площадки, две - во Флориде и одну - на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. На пусковом комплексе на базе Ванденберг завершается модернизация, второй флоридский комплекс, не затронутый инцидентом, как ожидается, должен заработать в ноябре.

Теги