Все новости
Авария при запуске "Союза МС-10"

"Авария носителя", экипаж спасен. Что случилось с "Союзом" при запуске с Байконура

Запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС-10"
© Сергей Савостьянов/ТАСС
Что известно об аварии при запуске пилотируемого корабля "Союз МС-10" и как сработала система спасения космонавтов — в материале ТАСС

В госкорпорации "Роскосмос" рассказали о возможных причинах аварии "Союза" при запуске с космодрома Байконур 11 октября. Также сообщили, что результаты работы госкомиссии будут известны к 20-м числам октября.

Состав экипажа

  • На борту корабля, направившегося к Международной космической станции (МКС), находилась очередная экспедиция 57/58 из двух человек — космонавта Алексея Овчинина и астронавта Ника Хейга. 
  • Для россиянина это должен был быть второй полет, для американца — первый. За счет сокращения численности экипажа третье место в "Союзе МС-10" занимал контейнер с дополнительным грузом общим весом 62 кг.

Автономный полет "Союза" должен был пройти по шестичасовой схеме — стыковка с орбитальной станцией была намечена на 17:44 мск. На орбите космонавты должны были провести 187 суток.

Что произошло

  • Ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" стартовала с первой стартовой площадки Байконура ("Гагаринский старт") в 11:40 мск. За запуском наблюдали главы Роскосмоса и NASA Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн.
  • Спустя девять минут после старта диктор, комментирующий трансляцию запуска, сообщил, что произошла "авария носителя".
  • После чего экипаж перешел в режим баллистического спуска и пилотируемый корабль "Союз МС-10" успешно приземлился в степи Казахстана. Система аварийного спасения корабля (САС) сработала штатно.

По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, САС космического корабля "Союз МС-10" продемонстрировала исключительную надежность. "А вот в чем причина аварии — разберемся", — сообщил он в своем Twitter. "Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю", — прокомментировал аварию вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Система аварийного спасения (САС)

Она позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

  • В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
  • Двигательная установка САС расположена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).
  • Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).
  • С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
  • В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.

Продолжение

По словам Борисова, причину аварии установит аварийная комиссия.

Как проходило аварийное спасение

Пилотируемый корабль "Союз МС-10" приземлился в степи Казахстана — в 20 км к востоку от города Жезказган. Затем экипаж вышел на связь со спасателями. Отмечалось, что космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг находились в хорошем состоянии.

"Мне из ЦУП (Центр управления полетами) уже позвонили, сказали, что все хорошо, что спасательная группа прибыла, травм нет, все обошлось", — сказала в беседе с RT Светлана Овчинина, жена российского космонавта.

' ТАСС/ЦВО'
  • Координация поисково-спасательной операции была возложена на Росавиацию при поддержке Воздушно-космических сил и Роскосмоса.
  • К спускаемому аппарату выдвинулись наземные формирования, четыре вертолета Ми-8 со спасателями, врачами и другими специалистами на борту.
  • Как пояснили в Росавиации, "уже через 41 минуту первые спасатели прибыли на место посадки, это были парашютно-десантные формирования самолета Ан-12, который дежурил в этом районе".
  • Как сообщали в пресс-службе Центрального военного округа, спасатели эвакуировали экипаж из спасательной капсулы, состояние космонавтов оценивалось как удовлетворительное.
  • Перед вылетом на Байконур космонавты прошли обследование в Жезказгане.

Роскосмос также опубликовал фотографии космонавтов: они сидят на диванах, подключены к приборам измерения давления и пульса. На одной из фотографий улыбающимся запечатлен Хейг, на другой — Овчинин.

  • После аварии космонавты провели ночь в Центральной медсанчасти №1 города Байконур под наблюдением врачей. Замглавы Федерального медико-биологического агентства Вячеслав Рогожников отметил, что что состояние у них удовлетворительное, чувствуют они себя хорошо. Обследовать в Москве их будут двое суток.
  • 12 октября экипаж "Союза" приземлился на подмосковном аэродроме Чкаловский. Глава Роскосмоса сообщил, что Алексей Овчинин и Ник Хейг отправятся в космос весной 2019 года. 

Что такое баллистический спуск

Отмечалось, что после аварии носителя экипаж "Союза" перешел в режим баллистического спуска.

  • Он считается резервным вариантом посадки. При нем космонавты могут испытывать значительные перегрузки — до 8–9g. Для сравнения: при обычных штатных спусках — порядка 3–4g.
Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58  Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Капсула с членами основного экипажа МКС-57/58
© Пресс-служба ЦВО/ТАСС
  • Баллистический спуск в атмосферу отличается от управляемого тем, что при последнем автоматика постоянно ориентирует спускаемый аппарат его плоской нижней частью к земле, что обеспечивает постоянную подъемную силу за счет набегающего потока воздуха и минимальные перегрузки для экипажа в четыре единицы.
Случай аварийного спасения

Кстати, известен случай, когда в 1975 году при запуске "Союза-18-1" не запустились двигатели третьей ступени и сработала система аварийного спасения экипажа. Тогда корабль вынужденно выполнил суборбитальный полет — аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 км. Впервые в истории мировой космонавтики была критическая перегрузка — 21,3g (по другим данным — 26g). Сообщалось, что космонавты испытали кратковременную остановку сердца, но остались живы.

Продолжение

В трансляции NASA прозвучал отрывок переговоров космонавта Сергея Прокопьева с Адреасом Могенсеном из ЦУПа NASA. "Парни приземлились, с ними все хорошо. Поисково-спасательные отряды с ними на связи. Направляются к месту приземления… Перегрузки составили до 6–7g. Судя по всему, перед началом спуска не произошло ускорения", — доложил Могенсен.

По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблем
Олег Орлов
директор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП)

По словам специалиста, дополнительным фактором послужило то, что экипаж был в скафандрах, что также облегчает перенесение таких перегрузок. Орлов рассказал, что состояние экипажа после аварийного запуска не требует специальной госпитализации и отдельного медицинского наблюдения. "Экипаж покинул спускаемый аппарат, самочувствие оценивается как хорошее. Каких-то последствий нештатной ситуации медики не наблюдают. Состояние их не требует специальной госпитализации и отдельного наблюдения. Они вполне могут продолжать работать в штатном порядке", — сказал он, уточнив, что никаких травм у экипажа не было.

Возможные причины аварии

Полеты пилотируемых кораблей "Союз МС" приостановлены до выяснения причин аварии. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности по факту крушения. Прокуратура Байконура начала проверку, в ходе которой будет дана оценка действиям должностных лиц, ответственных за подготовку ракетоносителя и организацию его запуска.

  • 12 октября исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сообщил, что непосредственной причиной аварии ракеты "Союз-ФГ" стало столкновение элементов при разделении первой и второй ступеней носителя. "Произошло отклонение от штатной траектории и, похоже, произошло разрушение нижней части второй ступени. Ракета прекратила нормальный полет, дальше автоматика отработала штатно", — сказал он.
  • 11 октября говорилось, что авария ракеты после старта произошла из-за разрушения ее второй ступени. Об этом стало известно после предварительного анализа телеметрии, сообщил источник ТАСС на космодроме Байконур. По его словам, "пока специалисты не знают, что привело к разрушению ступени после 160 секунд полета".
  • Также в СМИ появилась информация, что причиной аварии могло стать несрабатывание пиропатрона разведения блока первой ступени от второй.

На ракетах-носителях "Союз" устанавливаются серийные двигатели РД-107А/РД-108А, произведенные на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) — ПАО "Кузнецов". Разработчиком двигателей является НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко". До полного выяснения всех обстоятельств ОДК, разработчик двигателей второй ступени (РД-108), и ракетно-космический центр "Прогресс", где собиралась ракета-носитель "Союз-ФГ", аварию не комментируют.

  • При этом сообщалось, что ракета "Союз-ФГ" вряд ли была повреждена на Байконуре, на космодроме были усилены меры безопасности перед запуском корабля.
  • Роскосмос проверит все оставшиеся на хранении ракеты "Союз-ФГ", их полеты приостановлены до выяснения причин аварии. "Роскосмос проведет проверку всех элементов оставшихся на хранении ракет-носителей "Союз ФГ", которых осталось несколько штук (больше не производятся — прим. ТАСС)", — сказал ТАСС источник на космодроме Байконур.
  • Также 12 октября стало известно, что из-за аварии МКС может остаться без экипажа, предусмотрен режим консервации, однако этого специалисты постараются избежать. Отменен и выход открытый космос для осмотра отверстия в пилотируемом корабле "Союз МС-09", запланированный на середину ноября. Его постараются провести с одним из следующих экипажей. На данный момент программа полетов уточняется и перерабатывается. 
  • Сообщалось, что перед следующим запуском экипажа на МКС будет проведен пробный беспилотный старт.

Реакция NASA

Многолетнее сотрудничество РФ и США в космической сфере внесло вклад в благополучный исход инцидента с "Союзом". Об этом сообщили в Twitter американской дипмиссии в Москве.

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило, что тщательно следит за ситуацией и работает с российскими партнерами для получения большей информации об аварии ракеты во время запуска на Байконуре.

Экипаж МКС проинформирован об аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ" и меняет планы работы в соответствии с этими данными, сообщил диктор трансляции NASA. Также сообщалось, что экипаж МКС располагает достаточным запасом продовольствия и воды, эта авария не повлияет на работу станции.

Члены основного экипажа МКС-57/58 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (слева) и астронавт NASA Ник Хейг (второй справа) Пресс-служба ЦВО/ТАСС
Члены основного экипажа МКС-57/58 космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (слева) и астронавт NASA Ник Хейг (второй справа)
© Пресс-служба ЦВО/ТАСС

Глава NASA пообещал провести тщательное расследование аварии ракеты "Союз", отметив, что "безопасность экипажа является высшим приоритетом для NASA".

В свою очередь вице-премьер РФ Юрий Борисов отметил, что Россия рассчитывает, что американская сторона с пониманием отнесется к инциденту с ракетой-носителем "Союз" на Байконуре. Роскосмос не будет скрывать от коллег из США причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. Сегодня только Россия обеспечивает доставку экипажей на МКС. Вице-премьер отметил, что в космической отрасли происходит немало аварийных и трагических случаев, "это было и в истории американской космонавтики, и у нас". В подобных ситуациях анализ аварий берется под особый контроль.

Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизнью
Юрий Борисов
вице-премьер РФ

Астронавт NASA Рид Уайзман заявил, что ситуация со стартом корабля "Союз" подчеркивает, что он является "надежной машиной" с "отличной системой аварийного прерывания пуска".

Страховка

Страховая выплата по аварии "Союза" может стать одной из крупнейших.

  • Из материалов сайта госзакупок следует, что запуск корабля "Союз МС-10" был застрахован в компании "Согласие" на 4,655 млрд руб. Страховая премия по договору — 143,3 млн руб.
  • Согласно материалам, страхуются риски при запуске ракеты-носителя, сборочно-защитного блока и пилотируемого корабля, а также при его стыковке с МКС. 
  • Объектами страхования являются ракета-носитель "Союз-ФГ" и транспортный пилотируемый корабль "Союз МС-10".

"Если данное событие будет признано страховым, то оно станет первым страховым случаем в новейшей истории российского страхования с пилотируемым космическим кораблем. Выплата по нему, возможно, будет одной из самых крупных за последние десятилетия. Риски по данному договору перестрахованы в высокорейтинговых страховых и перестраховочных компаниях России и Запада. Мы приступили к рассмотрению обстоятельств данной аварии", — цитирует пресс-служба Майю Тихонову, гендиректора компании.


Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"