1 ноября 2018, 09:15,
обновлено 1 ноября 2018, 10:28
Расследование причин аварии при запуске "Союза МС-10"

Роскосмос: авария "Союза-ФГ" произошла из-за ошибки при сборке ракеты на Байконуре

Сергей Бобылев/ ТАСС

Госкорпорация пересоберет две ракеты "Союз", чтобы исключить проблемы с датчиками, как на "Союзе-ФГ"

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Авария "Союза-ФГ" произошла из-за деформации датчика разделения первой и второй ступени при сборке ракеты на Байконуре. Об этом сообщил на пресс-конференции в четверг глава аварийной комиссии замдиректора ЦНИИмаш Олег Скоробогатов.

"Причиной нештатного разделения - явилось неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя блока "Д" из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6 градусов), допущенной при сборке "пакета" на космодроме Байконур", - сказал Скоробогатов.

По его словам, "это доказано, подтверждено документально, что это произошло по вине этого датчика, и это могло произойти только при сборке "пакета" ракеты на космодроме Байконур". "Мы обоснованно исключили возможность повреждения этого датчика на заводе-изготовителе <...> Однозначно установили, что место, где это могло быть - это на космодроме "Байконур. Разбираться, кто будет наказан, кто виноват, не входило в задачи аварийной комиссии", - подчеркнул он.

Как произошла авария

До разделения первой и второй ступени ракеты-носителя полет проходил без замечаний, все системы функционировали нормально. "В процессе отделения боковых блоков от центрального блока - блока А - на 118-й секунде вследствие неоткрытия крышки реактивного сопла увода блока окислителя одного из боковых блоков, это как раз левый блок Д, зарегистрирован неотход носовой части блока Д от блока А. В результате блок Д опорным конусом вначале скользнул по обратному конусу блока А, а затем он ударил по баку горючего, что привело к вскрытию бака горючего, разгерметизации, а в последующем к отрыву части бака горючего блока А в хвостовом отсеке", - рассказал Скоробогатов.

"Зарегистрированные возмущения привели к потере стабилизации и формированию команды на аварийное выключение двигателей на 121-й секунде. И, как следствие, аварийному прекращению полета", - добавил Скоробогатов. Проще говоря, один из блоков первой ступени ракеты (на профессиональном жаргоне их называют "морковками" за внешнюю схожесть) при "отстреле" не отделился вовремя и задел в полете вторую ступень. Из-за этого автоматика ракеты-носителя скомандовала общий "отбой", спускаемый аппарат с двумя космонавтами экстренно отделился от нее и стал падать по баллистической траектории. Набранной к тому времени высоты для этого уже хватило.

Заместитель директора головного научного института Роскосмоса ЦНИИмаш Александр Медведев отметил, что у комиссии был "огромный объем" телеметрической информации. Именно этот "богатейший материал" и помог комиссии достаточно быстро разобраться в возможных версиях. "Не скрою, их [версий] было больше десяти", - добавил Медведев. Также, по его словам, были проведены наземные экспериментальные работы и математическое моделирование аварии, результаты которого и сравнивали с реально полученной при крушении ракеты информацией.

Причина аварии носит эксплуатационный характер

Роскосмос пересоберет две ракеты "Союз", чтобы исключить проблемы с датчиками, как на "Союзе-ФГ". По словам Скоробогатова, так как причина аварии "Союза-ФГ" 11 октября носит эксплутационный хараткер, подобная причина "распространяется на задел собранных в пакет РН [ракет-носителей] типа Союз". "Таких ракет у нас оказалось две. Одна сейчас завершает подготовку в Гвианском центре, и вторая - на космодроме Байконур для запуска 16 ноября грузового корабля "Прогресс ", - добавил он.

"Аварийной комиссией разработаны предложения и рекомендации по перепроверке ракет-носителей собранных в "пакет", которые предусматривают разборку "пакетов", проверку датчиков контакта - разделения и повторную сборку "пакетов" с проведением дополнительных мероприятий и дополнительного контроля. В том числе с проведением фото- и видеодокументирования", - сказал Скоробогатов.

Гендиректор РКЦ "Прогресс", где выпускают "Союзы", Дмитрий Баранов заявил, что процесс сборки ракет на Байконуре уже снимают на видео с новых ракурсов. В частности, дополнительные проверки были внедрены при подготовке ракеты "Союз-2.1б", стартовавшей 25 октября. "Это касается контроля функционирования данного датчика, о котором много сегодня сказано (имеется в виду датчик, неисправность которого стала причиной аварии 11 октября - прим. ТАСС). Это касается контроля сборки ракеты носителя в пакет, речь идет о механической сборке", - сказал он.

По словам Баранова, будут вводиться "дополнительные точки для видеодокументирования". "Ввиду сложившейся ситуации сейчас уточним позиции нахождения фото- и видеооператора для контроля сборки, чтобы можно было констатировать качество проведенных операций", - сказал он. Скоробогатов отметил, что специалисты комиссии по расследованию причин аварии подготовили предложения, исключающие повторение таких ситуаций в будущем.