11 октября 2019, 12:21,

"Посол космонавтики в мире". Каким запомнился Алексей Леонов

Алексей Леонов. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Алексей Леонов

Соболезнования и воспоминания о легендарном космонавте — в материале ТАСС

11 октября на 86-м году жизни умер космонавт Алексей Леонов - первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос. Прощание и похороны пройдут 15 октября в 11:00 мск на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.

Свои соболезнования выразили Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

"Вписал себя золотыми буквами в историю"

Госкорпорация "Роскосмос" выразила соболезнования родным и близким космонавта.

"Госкорпорация "Роскосмос" с прискорбием сообщает о том, что на 86-м году жизни скончался космонавт №11, первый в мире человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов <…> Руководство и коллектив госкорпорации выражают глубокие соболезнования родственникам и близким Алексея Архиповича", - говорится в ее официальном сообщении.

В госкорпорации подчеркнули, что Леонов был одним из первых космонавтов мировой космической эры. "Навсегда преданный отечеству и своему делу, он вписал себя золотыми буквами в мировую историю космонавтики", - добавили в Роскосмосе.

На сайте Роскосмоса также был опубликован текст телеграммы с соболезнованиями, отправленной главой госкорпорации Дмитрием Рогозиным вдове космонавта Светлане Леоновой. "Его жизненный путь является ярким примером самоотверженного служения Родине, науке и делу развития космической техники и освоения космического пространства", - говорится в нем.

По словам Рогозина, жизнь Леонова - это истинно легенда. "Член первого отряда космонавтов, первый человек, вышедший в открытый космос, с его именем неразрывно связан проект первой международной стыковки космических кораблей "Союз-Аполлон", положившей начало широкому международному сотрудничеству в космосе. Замечательный художник и великолепный рассказчик, Алексей Архипович много работал с молодежью и внес огромный вклад в популяризацию космонавтики и научных космических исследований", - отмечается в телеграмме.

Глава госкорпорации выразил соболезнования Леоновой, родным и близким, коллегам и соратникам космонавта от имени коллектива Роскосмоса. "Его имя навсегда останется в истории, и лучшей памятью о нем будут новые достижения отечественной космонавтики, которой он посвятил свою яркую героическую жизнь. Светлая память", - заключил он.

Руководство и коллектив РКК "Энергия" также выразили соболезнования родным и близким Леонова. "Память о легендарном покорителе космоса, открывшем эпоху международного сотрудничества по освоению космического пространства, и выдающемся гражданине своей Родины навсегда останется в наших сердцах", - говорится в сообщении, опубликованном в пятницу на сайте предприятия.

Европейское космическое агентство (ЕКА) также выразило соболезнования. "Мы глубоко опечалены известием о кончине Алексея Леонова, одного из русских пионеров космоса, первого в мире человека, вышедшего в открытый космос", - говорится в сообщении организации в Twitter.

Глава ЕКА Ян Вернер в письме с соболезнованиями на имя гендиректора Роскосмоса написал, что Леонов был одним из великих исследователей космоса.

"С большой печалью я узнал о кончине Алексея Леонова. От нас ушел один из великих исследователей космоса", - говорится в послании, текст которого опубликован в субботу на сайте Роскосмоса.

По его словам, Леонов "вдохновил множество людей - сначала в 1965 году своим захватывающим выходом в открытый космос, первым в своем роде, а затем исторической стыковкой кораблей "Союз" и "Аполлон" в 1975 году". Глава Европейского космического агентства подчеркнул, что все глубоко обязаны этому человеку, и попросил передать искренние соболезнования семье космонавта.

Управление ООН по вопросам космического пространства тоже скорбит в связи со смертью космонавта.

Шаг в будущее

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что новые достижения российской космонавтики будут лучшей памятью о Леонове.

"Целая эпоха первых широких космических шагов и дальнейшей трудной работы по освоению космоса ушла с Алексеем Архиповичем. Он посвятил всю свою героическую и яркую жизнь отечественной космонавтике и ее развитию. Убежден, что лучшей памятью о первом человеке в открытом космосе станут новые достижения российской космонавтики, так как он всегда чаял именно этого", - сказал Рогозин.

Исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев также выразил соболезнования всем, кто знал Леонова и работал и дружил с ним.

"Открыл новую главу в истории космических полетов"

Астронавты на борту Международной космической станции со скорбью восприняли весть об уходе из жизни космонавта Алексея Леонова.

"Мы были глубоко опечалены вестью о кончине российского космонавта Алексея Леонова", - привел портал Space.com слова астронавта NASA Джессики Меир, которая в пятницу действовала в качестве оператора дистанционного манипулятора, обеспечивая выход в открытый космос двух астронавтов NASA - Кристины Кук и Эндрю Моргана.

"Мы скорбим о нем, - добавил астронавт Европейского космического агентства итальянец Лука Пармитано. - Леонов ушел от нас в тот день, когда на МКС состоялся выход в открытый космос. Те 12 минут, которые он провел за пределами космического корабля "Восход-2" почти полвека назад открыли новую главу в истории космических полетов и дали нам возможность достичь Луны, а в последующие годы дадут возможность совершить дальние космические экспедиции".

"Человек большого формата"

Смерть Леонова - это трагедия для всех, кто его знал, и большая потеря для мировой космонавтики. Об этом заявил первый и единственный польский космонавт, Герой Советского Союза Мирослав Гермашевский.

"Это большая потеря для России, мировой космонавтики и не только", - сказал он, напомнив не только о выходе Леонова в открытый космос, но и о других достижениях. "Те космонавты показали всему миру, что вопреки тому, что говорят политики, можно подать друг другу руку. И сделать это не на земле, а в космосе. Я говорю о программе "Союз-Аполлон", - добавил Гермашевский, подчеркнув, что Леонов всегда выступал за дружбу между космонавтами.

"Для меня это удар. Месяц назад мы с ним разговаривали. Он был исключительным человеком. Не только прекрасный космонавт, инженер, психолог, хороший лектор, прекрасный опекун группы (он нами занимался, когда мы были в Звездном городке). Это человек большого формата", - сказал Гермашевский.

"Он всегда был скромным, но и веселым. Он умел объединять нашу группу. У него для каждого всегда было время. Когда я полетел на космодром, жена осталась с детьми в Звездном городке. Не было дня, чтобы он не заходил к нам", - поделился он. Польский космонавт выразил соболезнования "жене Светлане, дочери, внукам, и конечно, всей плеяде российских космонавтов и всем, кто работал и работает в космической отрасли".

"Он был нашим талисманом"

Первый болгарский космонавт Георгий Иванов "крайне опечален" известием о смерти своего наставника.

"Очень печальная новость, очень большая потеря для всех бывших и нынешних космонавтов. Алексей Леонов был основателем нашей Международной ассоциации участников космических полетов, именно он готовил нас по программе "Интеркосмос". Я его знал очень хорошо, когда он был здесь, в Болгарии, то обещал, что болгарский космонавт обязательно полетит в космос", - рассказал Иванов.

"Все должны работать так, как это делал Леонов, готовя космонавтов к полетам. Он всегда провожал и встречал космические экипажи на Байконуре, был нашим добрым другом и во время теоретической подготовки в Звездном городке, и во время старта, и во время возвращения. Он был нашим талисманом. Был очень добрым и очень талантливым человеком, второго такого художника, рисовавшего космос с натуры, больше нет... Огромные соболезнования Светлане, его супруге, которая постоянно находилась с ним рядом, в том числе на наших международных космических конгрессах, всей его семье, всем друзьям".

"И учитель, и отец, и руководитель"

Леонов был для других космонавтов не только руководителем, но и учителем, отцом, добрым и отзывчивым человеком, готовым всегда подставить плечо. Таким мнением поделился космонавт Павел Виноградов.

"Алексей Архипович, конечно, для нас был человеком, который был и учителем, и отцом, и руководителем. Человек сам по себе очень добрый, отзывчивый. Человек, который мог подставить плечо в любой момент, если это было необходимо", - сказал Виноградов.

Он также выразил глубокие соболезнования, а также подчеркнул, что это очень большая утрата для российской космонавтики. "Он до последних дней был для нас самым практически ярким из той, первой плеяды советских и российских космонавтов. Очень жалко, конечно, мы потеряли очень много", - отметил космонавт.

Виноградов напомнил, что Леонов в последние два года тяжело болел. "Врачи конечно делали все, что могли, но, к сожалению, это случилось", - добавил Виноградов.

"Достойный пример для новых поколений"

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Леонов, посвятивший освоению космоса всю свою жизнь, будет достойным примером для будущих поколений.

"Имя дважды Героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова навсегда останется в мировой истории космонавтики, как имя первого человека, вышедшего в открытый космос. Он посвятил свою жизнь освоению и изучению космоса, решал масштабные и ответственные задачи как один из руководителей Центра подготовки космонавтов", - сказал Володин, слова которого приводит пресс-служба Госдумы.

Спикер отметил, что "мужество и сила воли Алексея Архиповича сочетались с его творческими способностями", напомнив, что многим Леонов "известен не только как космонавт, но и замечательный художник". "Светлая память об Алексее Архиповиче сохранится в наших сердцах, а его жизнь будет достойным примером для будущих поколений. Его уход из жизни - большая потеря для всех нас", - заключил Володин.

Со своей стороны вице-спикер Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Сергей Неверов отметил, что смерть Леонова - "потеря для всей страны". "Я с гордостью говорю: Леонов - мой земляк. Леонов поддержал меня на первых выборах в Государственную думу. Леонов был невероятным человеком, с которым связь продолжилась на Смоленской земле - родине Юрия Гагарина, память о котором он хранил, наследие которого он популяризировал и продвигал, - сказал Неверов, которого цитирует пресс-служба фракции. - Уверен, Алексей Архипович там, куда он сделал первым первый шаг, - в бесконечной вселенной".

"Отец космической дипломатии"

Свои соболезнования в связи со смертью космонавта также выразил президент Российской академии наук Александр Сергеев.

"Алексея Леонова по праву считают отцом космической дипломатии. Он принимал участие в двух важнейших полетах, один из которых - стыковка советского и американского космических кораблей на орбите. Благодаря его усилиям развивалось советско-американское сотрудничество в космосе и оно прошло испытаниям временем, сохранившись до наших дней. Мы, Россия и США, нужны друг другу в космосе, и наше взаимодействие сегодня, это заслуга в том числе, Алексея Леонова", - сказал в пятницу ТАСС Сергеев.

"Человек с большой буквы"

Бывший президент Молдавии Петр Лучинский, более полувека друживший с Алексеем Леоновым, выразил свои соболезнования.

"В наших сердцах он останется навсегда. Хочу выразить глубокие соболезнования родственникам и близким Алексея Архиповича, с которым мы познакомились еще в 1966 году, на съезде комсомола в Москве", - сказал Лучинский в беседе с ТАСС.

По его словам, с тех пор "[мы] подружились семьями, он не раз бывал у нас в Молдавии, как и Гагарин, другие космонавты первого отряда". "Алексей Архипович приезжал на мою инаугурацию. Человек с большой буквы, обладал широкими знаниями в многих областях, ценил дружбу, очень тепло относился к нашей стране. Вечная память", - добавил собеседник агентства.

"Невероятно любил Россию"

Леонов был невероятно свободным внутренне человеком, только обладая такими качествами можно было стать первым в истории человеком, вышедшим в открытый космос, сказал народный артист РФ Евгений Миронов, который сыграл Леонова в фильме "Время первых".

"Алексей Архипович Леонов был... невероятно свободным внутренне человеком, у него не было внутренних запретов, и выход в открытый космос мог совершить только такой человек", - отметил Миронов.

Он добавил, что Леонов был очень сильным человеком, он обладал колоссальным чувством юмора и жизнелюбием. "У меня, например, такого нет. И я, когда работал над фильмом, очень завидовал Алексею Архиповичу и прежде всего, его жизнелюбию. Он всегда отличался потрясающим отношением к своей стране, он невероятно любил Россию <...> Он засеивал пшеницей принадлежащий ему участок и собирал большой урожай с этой территории, это невероятно", - рассказал актер.

Миронов сейчас находится на гастролях в Лондоне. "Я хотел по возвращении навестить Алексея Архиповича, но не успел. Планета пролетела мимо нас. Вечная ему память!" - сказал Миронов.

"Совершил выдающееся достижение отечественной науки"

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал выход Алексея Леонова в открытый космос выдающимся достижением отечественной науки, которое стало одним из важнейших событий XX века.

"Из жизни ушел человек, еще в середине XX века ставший легендой. Осуществленный им первый в истории выход в открытый космос является одним из важнейших событий минувшего столетия и выдающимся достижением отечественной науки и техники. Большой вклад Алексей Архипович внес в подготовку последующих поколений космонавтов, передавая им свои знания и бесценный опыт", - подчеркнул предстоятель РПЦ.

Патриарх Московский и всея Руси также отметил, что Леонов был верующим человеком, который принимал активное участие в благотворительности. "Именно его трудами недалеко от места гибели Ю.А. Гагарина был восстановлен старинный храм. Выражаю искренние соболезнования родным и близким почившего", - добавил предстоятель Русской церкви.

"Оберегал, много рассказывал, давал советы"

Подвиг Леонова повлиял на становление многих его российских коллег, рассказал космонавт Сергей Прокопьев.

"Конечно, его подвиг и его полеты повлияли. Они вдохновили на многое не только меня. Многие из отряда, наверное, следя за его судьбой, потом захотели стать космонавтами. Это невосполнимая утрата для отряда космонавтов", - сказал Прокопьев, выражая соболезнования.

Его коллега Юрий Лончаков, возглавлявший Центр подготовки космонавтов с 2014 по 2017 годы, рассказал, что космонавты до последнего надеялись на выздоровление Леонова.

"Года и тот путь космонавта, который он прошел, дали о себе знать, потому что каждый полет в космос не придает здоровья. Человек он, конечно, был удивительный. Всегда очень внимательно относился к молодежи, которая приходила в отряд. Он нас оберегал, много рассказывал, давал советы. Говорил: "Ребята, если вы пришли в отряд, вы должны быть не просто космонавтам, а профессионалами высочайшего класса, потому что космос - это очень сложно и опасно и в то же время очень красиво", - поделился воспоминаниями Лончаков.

По его словам, Леонов являлся хранителем традиций, которые появились в отряде космонавтов. "Он всегда был открыт душой. Это очень прекрасный человек, которого нам будет не хватать. Соболезнования родным и близким", - добавил космонавт.

"Отважный подвиг в космическом вакууме"

Леонов своим выходом в открытый космос открыл эру внекорабельной космической деятельности. Благодаря ему стало возможно поддержание деятельности МКС, говорится в соболезновании NASA.

"Мы опечалены утратой легендарного космонавта Алексей Леонов, который стал первым человеком, совершившем выход в открытый космос 18 марта 1965 года. Его отважный подвиг в космическом вакууме положил начало истории внекорабельной деятельности, что сегодня делает возможной эксплуатацию МКС", - говорится в нем.

"Человек-легенда, который совершал невозможное"

Леонов всегда делился опытом с новыми поколениями, учил быть готовыми ко всему во время полетов и поддерживал хорошие отношения с коллегами из других стран. Об этом в пятницу ТАСС сказала депутат Госдумы, Герой России, летчик-космонавт РФ Елена Серова.

"Это сообщение я восприняла как личную трагедию, - сказала Серова. - Для нас он был легендарной личностью, человеком-легендой, который совершал невозможное". Она отметила, что выполнение задачи по выходу в открытый космос во время полета с Павлом Беляевым на борту корабля "Восход-2" в 1965 году потребовало от него "нечеловеческих усилий".

"Он был для нас наставником, учителем. Он делился своим опытом, своими знаниями, в своих рассказах никогда не повторялся, беседуя с нами или с молодежью, с детьми, был необыкновенным рассказчиком, - продолжила Серова. - Нам он всегда давал напутствие, что вы отрабатываете 1000 нештатных ситуаций, а в космосе может быть 1001-я". По ее словам, Леонов всегда настаивал на том, чтобы космонавты досконально знали космическую технику, имели полное представление о принципах ее работы.

Депутат напомнила, что Леонов "был из плеяды первых космонавтов". "Он лично знал Юрия Алексеевича Гагарина, он очень много об этом рассказывал. Для нас это была бесценная информация", - заметила она.

В беседе с ТАСС Серова также упомянула об участии Леонова в первой стыковке советского и американского космических кораблей - "Союза-19" (СССР) и Apollo ("Аполлон", США). "Это было историческое событие мирового масштаба. Он очень тепло отзывался о наших западных коллегах, о партнерах, всегда поддерживал с ними дружеские отношения", - сказала она.

По словам Серовой, Леонов придавал большое значение этим контактам. "Наверное, он был не просто хорошим, открытым, добрым человеком, но где-то в душе он был грамотным, мудрым политиком", - считает она. "Для нас это непоправимая утрата, свое имя он навсегда вписал в анналы нашей и мировой истории", - заключила Серова.

Как заявил журналистам другой космонавт, герой России и депутат Госдумы Максим Сураев, Леонов "был примером и эталоном даже после ухода из отряда космонавтов". "Он всегда был в курсе всех дел, проблем, очень много помогал", - сказал он.

"Истинный офицер и настоящий профессионал"

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу выразил соболезнования супруге и дочери космонавта Алексея Леонова, назвав его истинным офицером и настоящим профессионалом, сообщили журналистам в пятницу в оборонном ведомстве. "Выражаю глубокие соболезнования в связи с кончиной Алексея Архиповича Леонова. Ушел из жизни выдающийся человек, один из первых покорителей космоса, имя которого хорошо знают во всем мире, - говорится в соболезнованиях на имя жены и дочери Леонова. - Истинный офицер и настоящий профессионал, он успешно выполнял самые сложные и ответственные задачи, внес неоценимый вклад в развитие отечественной космонавтики".

По мнению министра, жизненный путь Леонова - яркий пример верности Родине и служебному долгу. "Искренне разделяю тяжесть невосполнимой утраты. Светлая память Алексею Архиповичу", - отмечается в тексте.

"Конец целой эпохи"

Участие Леонова в проекте "Союз-Аполлон" сыграло важную роль в эпохе "холодной войны", считает научный руководитель Института космических исследований Российской академии наук, академик Лев Зеленый. "Это была легендарная история, когда в разгар "холодной войны" между Советским Союзом и США возникла дружба космонавтов. Это большая потеря, конец целой эпохи и пусть земля ему будет пухом, мы будем его все помнить", - сказал Зеленый в беседе с ТАСС.

Леонов открыл путь для многих покорителей космоса, заявил в четверг астронавт Европейского космического агентства Тома Песке. "Грустно слышать, что такие легенды, как Леонов, первый человек в открытом космосе, уходят из жизни, - написал Песке в Twitter. - Я узнал эту новость в момент, когда смотрел в прямом эфире, как космонавты выходят из МКС. Он открыл дорогу многим из нас".

"Посол космонавтики"

Леонов стал послом космонавтики в мире. Таким мнением о нем поделился в пятницу в Twitter американский астронавт Эдвин (Базз) Олдрин, который вместе с Нилом Армстронгом совершил 20 июля 1969 года первую в истории высадку на поверхность Луны.

"Посол космонавтики в мире. Великое счастье быть твоим другом, - написал Олдрин. - Он пытался попасть на Луну, но это сделали мы. Во имя дружбы всех исследователей космоса он помог организовать [некоммерческую организацию] Ассоциация космических исследователей (Association of Space Explorers - прим. ТАСС)".

"Прощай и храни тебя Бог, Алексей", - написал Базз Олдрин.

Участник первой экспедиции с высадкой на Луну на пилотируемом космическом корабле Apollo 11 (запуск состоялся 16 июля 1969 года), американский астронавт Майкл Коллинз отметил незаурядность космонавта Алексея Леонова. Свои соболезнования в связи с уходом из жизни своего коллеги Коллинз опубликовал в субботу на своей странице в Twitter.

"Алексей Леонов был не просто человеком, который впервые вышел в космос, но и довольно незаурядной личностью", - написал Коллинз, вспомнив, как во время одной из встреч Леонов поднял его "на метр от земли" в качестве знака приветствия.

Американский астронавт добавил, что "он [Леонов] был талантливым художником и представителем российской космической программы, а также прекрасным человеком".

"Абсолютно не звездный"

Леонов умел заражать окружающих веселым настроением и мог повести за собой людей, а его живопись показывала, как этот легендарный человек видел мир. Такое мнение высказал заместитель директора московского Музея космонавтики, где сейчас проходит выставка картин Леонова, Юрий Соломко.

"Помимо того, что он был блестящий космонавт, он был еще и талантливый художник, его живопись оставила глубокий след, она показывает то, как этот легендарный человек видел мир. Все посетители музея могут увидеть его картины, его скафандр, в которым он тренировался перед выходом в открытый космос. Одна из картин на выставке - "Над Черным морем" - показывает его выход из космического корабля, показывает то, как он видел мир", - сказал Соломко, который лично знал Леонова.

По словам замдиректора музея, Леонов всегда был жизнелюбом и мог заразить своим веселым настроением. "Он легко мог повести за собой, увлечь людей", - отметил он.

Гендиректор научно-производственного предприятия (НПП) "Звезда" (производитель скафандров) Сергей Поздняков, который также лично знал Леонова, отметил, что Алексей Архипович был одним из легендарных людей, "просто людей как представителей человечества, и не только потому, что он был одним из первого отряда космонавтов и первым, кто вышел в открытый космос". "На него можно было равняться в том, что он был очень доступный, тактичный человек, несмотря на его всемирную известность. С ним можно было запросто пообщаться, разговаривать на любые темы, это был абсолютно не звездный, а очень простой и общительный человек, звездности в нем не было совсем", - сказал Поздняков.

По его словам, Леонов часто приезжал в НПП "Звезда", а общение и взаимодействие с ним не всегда касалось темы скафандров или выходов в открытый космос, у космонавта был весьма творческий взгляд на жизнь. Поздняков рассказал, как Леонов помог "обновить" одну из памятных досок на предприятии. "Как-то раз он приехал и сказал мне, что у нас в вестибюле висит памятная доска и под ней хорошо бы сделать специальный кронштейн, чтобы можно было сделать форму под вазу, куда можно ставить цветы. Потом взял лист бумаги и нарисовал, как это должно выглядеть. Я его попросил подписаться на рисунке, чтобы все знали, что это именно он нарисовал. В следующий раз, когда он приехал на предприятие, ваза под памятной доской уже была", - сказал он, добавив, что Леонов также подарил предприятию свою картину, посвященную выходу в открытый космос.

Благотворительная деятельность Леонова

Леонов также сотрудничал с 2007 года с благотворительным фондом "Линия жизни".

В пресс-службе фонда сообщили ТАСС, что в организации знали Леонова как необыкновенно добросердечного и очень разностороннего человека. "Он не раз становился почетным гостем и участником наших благотворительных мероприятий. Алексей Архипович был отзывчивым и душевным человеком, который всегда был готов прийти на помощь. Мы выражаем искренние соболезнования семье Алексея Архиповича - мы скорбим вместе с вами по необычайно открытому и доброму человеку, первым покорившему открытый космос", - сказали в пресс-службе.

Фонд несколько раз вместе с Леоновым проводил масштабные проекты, в том числе благотворительный губернаторский прием в Калининграде, "Добрые руки людей планеты Земля" и благотворительную акцию "Протяни руку помощи!". "На холстах, предварительно подготовленных Леоновым, все пришедшие могли оставили отпечаток своей ладони в поддержку детей подопечных фонда "Линия жизни". Алексей Архипович лично подводил ребятишек к картинам, чтобы те могли приложить свои ладошки на добрую память", - отметили в организации.

"Достойный пример патриотизма"

Судьба Алексея Леонова является достойным примером патриотизма и целеустремленности. Об этом говорится в телеграмме, отправленной вице-премьером РФ Юрием Борисовым вдове космонавта Светлане Леоновой, а также его родным и близким.

"Огромное горе посетило всех нас. Ушел из жизни одиннадцатый советский космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов. Его судьба - достойный пример патриотизма и целеустремленности", - говорится в телеграмме.

По словам Борисова, во время первого в истории выхода в открытый космос Леонов проявил исключительное мужество в нештатной ситуации. Вице-премьер отметил и второй полет Леонова в качестве командира корабля "Союз-19", когда в 1975 году в рамках проекта "Союз-Аполлон" была проведена первая в мире стыковка космических кораблей Советского Союза и США.

"Более двух десятилетий Алексей Архипович напряженно работал в Центре подготовки космонавтов. Сегодня те, кого он готовил, достойно продолжают дело всей его жизни. Алексея Архиповича уважали за высокие деловые и личные качества, доброжелательность и открытость, за его творческую одаренность и талант художника", - отмечается в телеграмме.

"Как второй отец"

Хелен Шарман, ставшая в 1991 году первым представителем Великобритании, побывавшим в космосе, рассказала, что будет всегда тепло вспоминать Алексея Леонова.

"Меня очень опечалило известие о том, что Алексей Леонов больше не с нами. Алексей отвечал за иностранных астронавтов во время моей подготовки в Звездном городке и был для меня как второй отец, всегда внимательно следивший за тем, чтобы никакие мелочи не создавали для нас неприятностей. Я буду помнить Алексея как душу любой компании, в которой он появлялся, всегда объединяя людей и помогая космонавтам и их родным чувствовать себя одной большой семьей", - сказала Шарман.

По ее словам, большинство из тех, кто когда-либо побывал в космосе, с любовью относились к Леонову. "Он навсегда останется в памяти как пилот и как художник, ставший советским героем. Человек, который всегда с большим юмором рассказывал про то, как первым в истории вышел в открытый космос, сколько бы раз его ни просили повторить этот рассказ. Его будут помнить и как человека, который до самого конца сохранял со всем миром дружбу, начало которой было положено во время экспедиции "Союз" - "Аполлон", - сказала собеседница агентства.

Известен во всем мире

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев от имени народа Казахстана и от себя выразил глубокие соболезнования в связи со смертью летчика-космонавта.

"Алексей Архипович был настоящим профессионалом своего дела, легендарной личностью в мировой космонавтике. Стартовав с космодрома Байконур, он первым в мире вышел в открытый космос. Обладая мужеством и героизмом, Леонов смог сделать то, что не было под силу другим, рискуя жизнью ради великой цели", - отметил Токаев, слова которого приводит пресс-служба президента Казахстана.

Героизм Алексея Леонова способствовал формированию целого поколения космонавтов. Такое мнение высказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскар Жумагалиев.

"Это невосполнимая потеря для всей космонавтики. Алексей Леонов - первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос. Героизм Алексея Архиповича способствовал формированию целого поколения космонавтов. Он внес неоценимый вклад в развитие космонавтики. Его имя хорошо известно не только в России и в Казахстане, но и во всем мире", - говорится в письме министра с соболезнованиями в госкорпорацию "Роскосмос".

По его словам, дважды Герой Советского Союза, выдающийся ученый, летчик-космонавт Алексей Леонов стоял "в начале создания космической отрасли, формирования и реализации различных космических научных программ, подготовки космонавтов".

Лишились своего героя

Мировая космонавтика со смертью Алексея Леонова потеряла одного из своих героев. Об этом заявил глава Итальянского космического агентства (ИКА) Джорджо Саккочча.

"Известие о смерти российского космонавта Алексея Леонова крайне грустно для мировой космонавтики, которая потеряла своего героя. Его выход в открытый космос в 1965 году заложил краеугольный камень в историю исследования космоса, стал ее вехой, о которой до сих пор помнят все, кто сегодня выполняют эту миссию. Тот шаг позволил реализовать все крупные инженерные проекты вне нашей планеты, в первую очередь МКС", - приводит его слова пресс-служба ИКА.

"Великий символ российской космической программы"

Директор лондонского Музея науки Иан Блэтчфорд уверен, что личность и деятельность космонавта Алексея Леонова будут вдохновлять будущих исследователей космоса.

"Очевидно, что Алексей продолжит вдохновлять будущие поколения не только как великий символ российской космической программы, но и как личность, пытливая и творческая суть которой станет наследием для всех любознательных людей в мире", - сказал он.

Блэтчфорд вспомнил, как четыре года назад Леонов в Лондоне анонсировал открытие в Музее науки большой и уникальной выставки, посвященной советской космической программе. "Алексей Леонов однажды назвал Музей науки источником вдохновения и знаний для будущих поколений, заявив, что он заключает в себя мудрость мира. Было честью стоять рядом с ним в 2015 году, когда он объявил об открытии беспрецедентной выставки "Космонавты: рождение космической эры" - в год, когда отмечался 50-летний юбилей с момента его исторического выхода в открытый космос", - сказал Блэтчфорд.

"Знаковая веха в истории космонавтики"

Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил соболезнования родным и близким Леонова.

"Ушел из жизни человек поистине планетарного масштаба, внесший неоценимый вклад в освоение Вселенной. Его первый выход в открытый космос стал знаковой вехой в истории космонавтики", - передает слова соболезнования главы государства его пресс-служба.

Лукашенко отметил, что многогранный талант Леонова позволял ему писать "удивительные книги и живописные полотна, которые воспевали красоту и ценность родной планеты". По словам белорусского лидера, Леонова отличали стойкость, незаурядное мужество, беззаветная преданность своему долгу и профессии. "Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах, а его жизненный путь будет примером служения Отечеству для будущих поколений", - отметил президент Белоруссии.

"Космический первопроходец"

Канадское космическое агентство в связи со смертью космонавта опубликовано в Twitter заявление, в котором говорится, что Алексей Леонов был первопроходцем, который дал возможность поколениям будущих космонавтов работать в открытом космосе.

"Мы опечалены известием о смерти Алексея Леонова, космонавта Роскосмоса, пионера космонавтики", - сказали в агентстве. В ККА напомнили, что именно Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. "Его достижение [тогда] открыло дорогу [человечеству] для работы в открытом космосе в будущем", - говорится в сообщении.

"Близкий друг, настоящий наставник"

Алексей Леонов был отцом-наставником для многих участников космических полетов и его смерть стала большой потерей, рассказал первый и единственный космонавт Австрии Франц Фибёк, который под руководством Леонова совершил свой полет в космос в 1991 году на станцию "Мир".

"Смерть Алексея Леонова - это большая потеря для меня и моей супруги, потому что мы были хорошими друзьями. Мы дружили семьями, отдыхали вместе. Наша семья регулярно получала от Алексея Архиповича подарки, фотографии и даже его собственные рисунки", - отметил Фибёк.

По словам первого австрийского космонавта, когда он проходил обучение перед полетом в космос в Звездном городке, Леонов отвечал за подготовку его экипажа перед отправкой в космос и был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. "Он был важным фактором того, что я женился в Звездном городке. Именно Леонов смог организовать это [свадьбу]", - признался Фибёк. "Наш экипаж с Александром Волковым и Токтаром Аубакировым был с ним в тесных отношениях. Каждый свой приезд в Россию я его посещал, мы встречались у него дома. Для меня он был очень близкий друг, как отец, настоящий наставник", - подчеркнул он.

"Имя Леонова навечно останется в памяти людей"

Соболезнования семье космонавта направил и президент Армении Армен Саркисян.

"С глубокой скорбью узнал о кончине Алексея Леонова, человека-легенды, который навсегда останется в истории человечества. Он не раз бывал в Армении, где его хорошо знали и искренне любили. Имя Леонова навечно останется в памяти людей, как остался в истории Юрий Гагарин, как помнят великих ученых и путешественников, открывших континенты, сделавших эпохальные научные открытия", - говорится в телеграмме Саркисяна.

"Пример для будущих исследователей"

Подвиг Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос, навсегда останется в истории, заявил французский космонавт, бригадный генерал Мишель Тонини. Он назвал смерть Леонова огромной утратой.

"Это большая потеря для России и огромная утрата для всей мировой космонавтики, - сказал он. - Леонов был одним из первых покорителей космоса, и его путь стал жизненным примером для последующих поколений исследователей околоземного пространства".

Тонини, совершивший два полета в космос, отметил, что относился к советскому космонавту как к своему наставнику и другу. Именно Леонов, рассказал он, был первым из космонавтов, с которым он впервые встретился три десятилетия назад в период подготовки в Звездном городке к советско-французскому полету. "Легендарный космический герой, генерал Леонов был исключительно компетентным наставником, - отметил он. - Одновременно это был необычайно доступный, открытый, благожелательный человек. Его советы помогли мне при подготовке к экспедиции".

Французский космонавт особо отметил "выдающийся вклад Леонова в налаживание международного сотрудничества в деле использования космического пространства в мирных целях". Леонов, отметил он, сыграл важную роль в осуществлении советско-американской программы "Союз - Аполлон". "Эта экспедиция, проведенная летом 1975 года, показала, что космос может объединять народы, - подчеркнул Тонини. - Командиры кораблей Алексей Леонов и Томас Стаффорд бережно сохраняли дружеские узы в последующие годы".