22 января 2020, 20:02

Телескоп Spitzer прекращает работу из-за запуска James Webb

Телескоп Spitzer . NASA/ JPL-Caltech
Телескоп Spitzer

В последний раз он свяжется с Землей 30 января

ТАСС, 22 января. Решение прекратить работу орбитального инфракрасного телескопа Spitzer, одной из четырех "великих обсерваторий" NASA, связано со скорым запуском аппарата James Webb, который будет исполнять схожие функции. Об этом рассказали участники миссии на брифинге, который проходил в Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA в Пасадене.

"Изначально мы планировали, что телескоп Spitzer перестанет работать примерно в тот же момент, когда на орбиту будет выведена обсерватория James Webb, которая может выполнять схожие задачи. Однако из-за всех задержек, которые связаны с его созданием, нам пришлось продлить работу Spitzer. Через год James Webb будет запущен, и в дальнейшей работе Spitzer теперь нет необходимости", - рассказал глава Астрофизического департамента NASA Пол Герц.

Как отметил ученый, отвечая на вопросы журналистов, NASA готовит запуск еще одной "большой" инфракрасной обсерватории, телескопа WFIRST. Он будет отличаться рекордно широким полем зрения и очень высокой чувствительностью, благодаря чему WFIRST сможет компенсировать все пробелы, которые возникнут в научной программе NASA после выключения Spitzer.

По словам руководителя проекта Spitzer Джозефа Ханта Spitzer прекратит работать через неделю, 29 января. В этот день телескоп передаст последние научные данные, после чего он перейдет в спящий режим. В последний раз Spitzer свяжется с Землей в предпоследний день января.

Это решение, как добавил Герц, связано не только с запуском двух новых обсерваторий, но и тем, что работой Spitzer все тяжелее управлять. Дело в том, что этот телескоп вращается вокруг Солнца по необычной орбите, которая почти идеально повторяет траекторию движения Земли. Обсерватория NASA движется несколько медленнее, чем наша планета, из-за чего она постепенно "отстает" от нее.

В результате Spitzer'у становится все тяжелее удерживать положение, в котором он мог бы одновременно передавать данные на Землю, заряжать аккумуляторы и при этом не "слепнуть" от света Солнца. Пока это не сильно мешает работе телескопа, однако в ближайшие месяцы, по словам Ханта, жизнь Spitzer резко усложнится. Поэтому он не считает, что в будущем NASA сможет расконсервировать обсерваторию, даже если уникальные системы связи с ней не уничтожат после прекращения работы проекта.

Последняя "великая обсерватория" NASA

Инфракрасный телескоп Spitzer относится к числу так называемых "великих обсерваторий" NASA - дорогих и мощных космических телескопов, которые были запущены на рубеже веков для того, чтобы исследовать Вселенную во всех диапазонах электромагнитного излучения. Первым из них был Hubble, который наблюдает за космосом в видимой и ультрафиолетовой части спектра, а последней - инфракрасный Spitzer, запущенный в 2003 году.

В отличие от Hubble и Chandra, которые могут беспрерывно работать в космосе десятилетиями – вплоть до износа их гироскопов, сроки работы Spitzer были жестко ограничены. Это было связано с тем, что его светочувствительные матрицы охлаждал жидкий гелий, чьи запасы подошли к концу в мае 2009 года в результате утечек.

В итоге Spitzer частично "ослеп" и уже не мог получать снимки высокого качества в дальней части инфракрасного спектра. Несмотря на это, астрономы сделали множество интересных открытий с помощью Spitzer и до исчерпания гелия, и даже после этого. В частности, он открыл последнее, самое большое кольцо Сатурна и несколько планет у других звезд, составил карты атмосферы этих миров, изучил несколько новорожденных светил и раскрыл структуру магнитных полей в центре Галактики.