МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Народный артист РФ режиссер Роман Виктюк умер во вторник на 85-м году жизни.
Он родился 28 октября 1936 года во Львове в семье учителей. И уже в раннем возрасте мечтал стать режиссером. Свои первые спектакли он поставил в школе и в театральной студии Львовского дворца пионеров. Окончив школу, Виктюк поехал в Москву - в ГИТИС, и поступил с первой же попытки. Он попал в актерскую мастерскую Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых. Среди его учителей были такие режиссеры как Юрий Завадский и Анатолий Эфрос.
После окончания учебы, несмотря на предложения остаться и работать в Москве, Виктюк вернулся в родной Львов. Там он поступил в труппу Театра юного зрителя им. Горького. Позже он начал ставить спектакли самостоятельно - сначала в своем театре, а затем на сценах Киева и Твери (тогда - Калинина). Он работал в Киевском ТЮЗе, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподавал в студии при Киевском театре имени И. Франко и в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.
В Москве имя режиссера Романа Виктюка впервые узнали в 1975 году, когда он начал ставить спектакли в столичных театрах. В Театре имени Моссовета - "Вечерний свет" и "Царскую охоту", на сцене МХАТа - "Муж и жена снимут комнату", "Татуированную розу". Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин рассказал ТАСС, что познакомился с ним именно в то время и сыграл небольшую роль в спектакле "Муж и жена снимут комнату". Он отметил, что Виктюк произвел тогда на всех "мхатовцев" потрясающее впечатление.
"С тех пор к нему выстроилась очередь из актеров и актрис. И это было в те времена, когда работали великие режиссеры - Андрей Гончаров, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос. При этом появился режиссер, который открыл свой театр - театр своего стиля", - добавил Калягин и назвал стиль Виктюка "уникально манящим".
Говорят, что еще раньше талант режиссера оценил итальянский актер Марчелло Мастроянни - увидев спектакль "Коварство и любовь" молодого режиссера в Калининском драматическом театре. По легенде, под впечатлением он кричал в финале "Genie!", а Виктюк, не сразу поняв слово "гений", подумал, что его называют Женей, и скромно ответил: "Я - Роман".
"Безумие любви"
Режиссер, которому подвластны любые жанры - так вспоминают о Виктюке. Он сам сравнивал режиссуру и поэзию. "Как ставится спектакль? Как пишутся стихи? Я думаю, что в этом много общего, это вещи одной и той же природы. Я думаю, что и в спектаклях, и в стихах есть ритм, размер и рифма". А, отвечая на вопрос, в чем главный секрет его театра и жизни, давал ответ: "Безумие любви". "Всегда так считал. И всегда подчинял этому пониманию драматургию своих спектаклей", - отмечал он в интервью ТАСС.
В 1978 году в студенческом театре МГУ выходят "Уроки музыки" по пьесе Людмилы Петрушевской. Постановка потрясла тогда театральную Москву, но вскоре спектакль убирается из репертуара как идеологически опасный. "Рома первым поставил мои "Уроки музыки" со своим самодеятельным театром в клубе МГУ напротив Кремля. Где, конечно, нас через шесть прогонов на публике запретили. С формулировкой "Эксперимент закончен". Но росток пробьется и сквозь асфальт. Роман Григорьевич пробился", - вспоминает Петрушевская.
Про себя Виктюк говорил: "Я никогда не шагал в шеренге". Спустя десять лет он снова обратился к этой пьесе и поставил ее сразу в двух театрах - театре имени Горького в Нижнем Новгороде и в Русском драматическом театре Вильнюса. Позднее последовал ряд постановок в Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиле, Югославии, и везде был неизменный успех.
Совершивший революцию
В 1988 году в московском театре "Сатирикон" выходит его спектакль "Служанки" по Жану Жене с Константином Райкиным, Николаем Добрыниным, Александром Зуевым и Сергеем Зарубиным. Спектакль, в котором все женские роли играют мужчины, сразу стал событием театральной жизни Москвы. Райкин, тогда только-только возглавивший театр в должности худрука, говорил потом, что это было невероятно смелое предложение Виктюка, настоящая авантюра.
За первой редакцией нашумевшего спектакля последовала вторая (1991) и третья (2006). В 1991 году театральный критик газеты New York Times дал своей статье заголовок: "Виктюк со своими "Служанками" совершил революцию, как Ленин в 1917 году". Этот спектакль идет до сих пор и собирает аншлаги.
Еще одним прорывом стала "Федра" Марины Цветаевой на сцене Театра на Таганке. Алла Демидова одновременно сыграла и Федру, и поэта, а Дмитрий Певцов и Алексей Серебряков исполнили темную и светлую стороны души героини. Спустя 30 лет Виктюк возродил постановку уже в собственном театре - с Дмитрием Бозиным в главной роли и подзаголовком "Мистерия духа".
"Дом света"
Театр Романа Виктюка открылся в 1991 году - сначала как антрепризный. Первым спектаклем стала "М. Баттерфляй" по пьесе Дэвида Генри Хуана. Статус государственного театр получил в 1996 году. Собственный дом театр получил в том же году.
И дом этот абсолютно подходил по духу - авангардное здание, построенное по проекту архитектора Константина Мельникова, дом-шестеренка. Это первое в мире сооружение с балконами амфитеатра, вынесенными за пределы основного пространства.
Но здание нуждалось в восстановлении, и оно открылось для зрителей только 28 октября 2016 года. Режиссер называл здание "домом света". "Здание на Стромынке, 6 - это жемчужина зодчества. Это - дом света, придуманный в начале прошлого века гениальным архитектором Константином Мельниковым", - говорил тогда Виктюк.
Все эти годы, а ремонтно-восстановительные работы продолжались почти 20 лет, репетировать артистам приходилось "в совсем не подходящих условиях". "И ни один человек, несмотря на трудности, не покинул труппу", - с гордостью констатировал тогда режиссер. Сейчас труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку буквально со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием его методики.
В 1998 году в репертуаре театра появилась "Саломея", ставшая культовой постановкой Виктюка и визитной карточкой учреждения. Говорят, что именно по этому спектаклю можно считывать самые яркие черты стиля режиссера. В самом театре добавляют, что почти все спектакли, выпущенные в авторском, режиссерском Театре Романа Виктюка, до сих пор представлены в репертуаре и продолжают собирать публику, хотя за это время успело смениться несколько поколений театральных зрителей.
Покоривший театральный Эверест
Режиссер не уставал экспериментировать и каждый год создавал новые постановки. За последние несколько лет он представил спектакли "Чернобыль" ("В начале и в конце времен"), "И вдруг минувшим летом", "Крылья из пепла", "Мандельштам", "Мелкий бес".
В марте 2020 года в Театре Виктюка состоялась премьера спектакля "Отравленная туника" по пьесе Николая Гумилева. В театре тогда отметили, что "эпоха творческого взрыва начала XX века интересует Романа Виктюка всегда, независимо от того, над какой постановкой он работает в настоящий момент".
И всегда выкладывался с сумасшедшей отдачей, как вспоминает режиссер Алексей Учитель, снявший о Виктюке документальный фильм "Баттерфляй". "Я помню, еще до съемок я случайно попал к нему на репетицию. Я понимал, что могут быть люди эмоциональные, заряженные, но я был поражен тем, с какой отдачей Роман Григорьевич работал на репетиции. Я подошел к нему и попросил снимать на репетициях какое-то время, чтобы сделать фильм. К моему счастью, он согласился <…> Для меня это был человек с какой-то потрясающей любовью к тем, с кем он работал. Сумасшедшая отдача, какую я не видел никогда - так выкладываться каждый раз", - рассказал Учитель ТАСС.
Все друзья и коллеги отмечают эту невероятную самоотдачу Виктюка, его умение работать с актерами, смелость. Они называют его незаменимым гением и выдающимся художником, для которого "все должно было быть Эверестом". "Он работал чувственно, работал красками, на грани разрыва сердца, делал все роли через высшие чувства", - отметил Калягин.
В конце октября режиссер попал в больницу с коронавирусом. И, как говорят в театре, последствия болезни и оборвали его жизнь. Пресс-атташе театра рассказала ТАСС, что режиссер хотел быть похороненным в родном Львове - там, где покоятся его родители. Но сначала с ним смогут проститься в Москве - предварительно, прощание с Романом Георгиевичем намечено на 20 ноября. В театре надеются, что на фоне пандемии и ограничений им разрешат провести панихиду в открытом формате.
"Невозможно подобрать слова, чтобы описать степень и глубину нашей потери. Невозможно оценить то, что он дал каждому из нас. Невозможно осознать настигшее каждого из нас - его артистов, учеников, коллег, зрителей, почитателей - горе. Все мы - его дети. Которым придется учиться снова работать, дышать, жить. Ради него, ради его театра, который был его самым любимым и важным детищем, ради нас самих", - отметили в театре.