"Никогда больше не..."
"Вы знаете, что в "Иронии судьбы" не везде настоящий снег? — говорит Леонид (Леша) Барац. — Мы на съемках ее постоянно пересматриваем — потому что ее пересматривают герои. Так что заметили. Если снег не пойдет, нам тоже придется брать искусственный. Но мы пока надеемся — у нашего режиссера есть какие-то связи наверху…"
24 февраля 2020 года. Слово "пандемия" еще не произнесено, маски никто не носит, и кажется, что отсутствие снега будет самой серьезной проблемой съемок новогоднего фильма.
На улице +3 °C и лужи, а на съемочной площадке — вечеринка с серпантином и танцами. "Изображать в дождливый февральский день, что у нас полдвенадцатого ночи 31 декабря, бывает сложновато, — жалуется Леша Барац. — Да еще и сонно: мы рано начинаем, я встаю в семь утра". Еще Лешу "страшно мучают", как он говорит, манипуляции с его бородой: раз в неделю ее подкрашивают. Его герой, как ясно из трейлера, красит волосы: "Каждый седой волос — это день с молодой женой. Календарь".
"Обратная связь" — сиквел ленты "Громкая связь", которая вышла в феврале 2019 года и собрала в прокате более $8,8 млн. Команда — та же. Мужские роли исполнил "Квартет И" (Леша Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит). Женские — Ирина Горбачева, Мария Миронова и Анастасия Уколова. Режиссер — Алексей Нужный.
"Громкая связь" — адаптация фильма "Идеальные незнакомцы" итальянского режиссера Паоло Дженовезе. Помимо России такие адаптации сняли еще в девяти странах (все сделано легально, права на съемки были выкуплены). "Обратная связь" — фильм по уже оригинальному сценарию Бараца, Хаита и Сергея Петрейкова. Персонажи остались теми же, но сюжет — другой. Нигде в мире сиквел "Незнакомцев" еще не снят. "Если у нас все пойдет хорошо, может, те страны, которые купили права на первую часть, купят у нас права на вторую? — фантазирует Барац. — Особенно было бы интересно, если бы это сделал Дженовезе".
В первой части герои ставят телефоны на громкую связь — и так вскрываются секреты. В основе сюжета сиквела — тоже игра. Каждый должен написать остальным записки с просьбами что-то "никогда больше не делать". В общем, дать обратную связь — что и в ком ему не нравится. "Перессоримся к чертовой матери", — прогнозирует герой Саши Демидова.
Без ссор, кажется, и правда не обошлось, но получился откровенный разговор — о человеческих отношениях, любви и сексе. "Драматизма и тяжелых сцен больше, чем в первой части. Но смеха тоже больше", — говорит Леша Барац.
Фальшивый коньяк и холодные пельмени
В павильоне холодно, съемочная группа почти вся в куртках. В углу — большой склад дров. Рядом "высажена" аллея: ветви живых деревьев на каких-то подпорках. Тут же видны ящики с лампочками, морилкой и средствами для мытья окон. Между ними, внезапно, подсвечник с тремя свечами. А рядом построен деревянный дом. Вполне настоящий, со стенами и окнами. На двери — рождественский венок, а в гостиной — елка.
Рядом на столике — четыре рюмки с коньяком, который на деле оказывается чаем с бергамотом. Чуть дальше — кухня, где стоят банки с фасолью и макаронами. Зато шкафы не открываются. Бутафорские. У камина — огромная библиотека, собрания сочинений — от Достоевского до Конан Дойла. На одной из полок предательски забыт объектив от камеры, а на тумбочке — почему-то сборник турецкой поэзии.
На столе — новогодняя еда: оливье, "мимоза", красная икра, маслины и сырная тарелка. Все это стоит уже второй день, но, к счастью, сегодня актерам есть не придется. В "Громкой связи" герой Камиля Ларина готовит плов. "Это было съедобно, — вспоминает Леша Барац. — Потому что мы ели его в кадре и попросили сделать вкусно. А все остальное, что стояло на столе, есть было невозможно".
Как-то на съемке Леше пришлось наесться ветчины с чесноком и сыром — снимали сцену, где он хватал закуску со стола. Дублей было много. "Я съел штук восемнадцать, — рассказывает Леша. — После пятой мне показалось, что это ужас, к девятой меня тошнило. На двенадцатой я привык и теперь буду есть это каждый день. Вкуснейшая вещь! Я себе только на сегодня заказал 28 штук".
А Саше Демидову для одной из сцен пришлось съесть много пельменей. Сначала — теплых. К восьмому дублю они остыли, и пар от них изобразили с помощью пиротехнического дымка. "Все это было очень забавно, — говорит Саша. — Но совсем не вкусно".
Психотерапия, платья и каблуки
"Да не убирайте со Славы эти штуки, они должны висеть! Настя, больше конфетти!" — кричит режиссер. Снимается сцена с танцем — девушки спускаются со второго этажа и танцуют для своих мужчин. На Насте Уколовой — фиолетовое платье в пайетках и туфли на огромных каблуках. В одном из дублей она упала и полетела через лестничный пролет. "Я такие каблуки не ношу в принципе — даже на мероприятия стараюсь пойти в ботинках или кроссовках, — говорит она. — А там плюс ко всему был еще и очень скользкий паркет. Я летела, как в американских фильмах! Все, конечно, очень испугались, включая меня". Но обошлось ушибом.
"Сыграй настоящее удивление, — говорит режиссер Камилю Ларину. — Ты вообще офигел, ты забыл о том, что твоя жена может быть такой сексуальной!" Экранная жена Камиля — Мария Миронова. В сцене с вечеринкой на ней пышное платье в пол. После дубля она закалывает волосы и надевает куртку. Ирина Горбачева поверх своего наряда натягивает плюшевую кофту.
"Очень хочется ходить в облегающем черном платье, а не в кардигане, — говорит Ирина. — Да, оно колючее из-за пайеток, но красивое! Мы же женщины". Но вечеринка в фильме занимает мало места, "последнюю четвертушку". Большую часть экранного времени герои ведут откровенные разговоры — те самые, за которые зрители так любят фильмы "Квартета И".
"В российском кино этого очень мало, — считает Ирина. — В основном у нас любовные истории, социальные драмы. И чем меня ребята уже во второй раз радуют — они не боятся говорить о своих страхах и комплексах. Они специально достают это и высмеивают". Получается такая своеобразная психотерапия — для всех сразу.
Экранный муж Ирины — Слава Хаит — рассказывал, что на съемках "Громкой связи" она к нему "физически пристраивалась": трогала его, немножко "побивала" и "жамкала", как говорит Александр Демидов. "Сейчас это уже не нужно, я Славу просто периодически мутузю, — смеется Ирина. — Он очень ленивый человек, его нужно все время держать в ежовых рукавицах. В фильме его герой меня морально мутузит, а я его — физически между кадрами".
Герой Демидова в "Громкой связи" был единственным, кто остался без "жамканья", то есть без пары. В сиквеле он по-прежнему одинок. "Мы долго думали, хотим ли, чтобы Сашу "жамкали". Советовались с самим Сашей — хочешь ли ты быть "жамкан", — рассказывает Леша Барац. — Решили все-таки так. У Саши будет целый монолог, и мы узнаем о нем что-то новое".
Героиня Горбачевой тоже делится двумя "очень серьезными тайнами" и поднимает "одну из самых болезненных для женщин тем". Хотя авторы сценария — трое мужчин, Ирина говорит, что написать это у них получилось: "Ребята достаточно хорошие психологи. Хотя женских реакций, женских поведенческих подробностей все же не хватает. Иногда мы просто переделываем текст. Я говорю: ребята, я здесь это поменяю, и выхода у них нет".
Настоящий снег
Главная тема в "Обратной связи" — та же, что и в "Громкой": всегда ли стоит говорить правду. Это, в общем, ключевая тема многих фильмов "Квартета И". А еще, как говорит Леша Барац, "это фильм про любовь, только в большей степени про человеческую — про дружбу, про теплоту". Словом, настоящая новогодняя сказка.
Сегодня, когда видеть в кино людей без масок чуть-чуть странно, а многие люди ждут не Нового года как праздника, а просто чтобы "закончился уже наконец этот 2020-й", это звучит как будто не очень актуально. Леша Барац уверен, что все совсем наоборот. "По-моему, это ровно то, что сейчас нужно людям. Потому что в обществе чувствуется отсутствие тепла, отсутствие близости. Чувствуется недостаток нормального, теплого, человеческого общения — того, что не по интернету, — говорит он. — А что мир за это время поменялся… Я считаю, что он поменялся задолго до пандемии. Я это сформулировал так: "Мир стал другим: Ксения Собчак — кандидат в президенты России, а Геннадий Викторович Хазанов поздравляет меня с днем рождения раньше, чем мои родители".
…Снег в феврале вовремя так и не выпал. В итоге в некоторых сценах его изображала пена из собачьего шампуня. При этом герои выпивали и закусывали на улице, и актерам пришлось есть "мыльную" еду. А потом все-таки поехали за настоящим снегом — в Апатиты (Мурманская область). Там было -12 °C, но по ощущениям — гораздо холоднее. "Так холодно мне еще никогда не было в жизни, — говорит Слава Хаит. — Между дублями я засовывал свою лысую голову через окно в салон натопленной машины, чтобы хоть немного отогреться". К тому времени уже было ясно, что скоро будет локдаун, и делать все пришлось быстрее, а значит — дороже.
Но артисты уверены: оно того стоило.
Бэлла Волкова