21 июля 2021, 08:40
Статья

О, капитан, мой капитан. Жизнь и роли Робина Уильямса

В этот день американскому актеру могло бы исполниться 70 лет

О, капитан, мой капитан. Жизнь и роли Робина Уильямса
Робин Уильямс

У Робина Уильямса была, мягко говоря, обеспеченная семья — его отец занимал одну из руководящих позиций в компании Ford, а мама была правнучкой губернатора штата Миссисипи и работала моделью. Но не стоит думать, что ему так уж сильно повезло, ведь занятость родителей сильно сказалась на маленьком Робине: дома он чувствовал себя одиноко, и ему было гораздо комфортнее в школе, чем в родных стенах. Хотя и на учебе будущий актер сталкивался с массой проблем, он был очень тихим и стеснительным ребенком, вдобавок страдал от лишнего веса, многие одноклассники и другие дети иногда обижали его. Из-за этого Уильямс даже возвращался домой разными маршрутами, чтобы избежать лишнего столкновения с хулиганами вне стен школы, где за него могли заступиться взрослые. 

Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет.

Все изменилось, когда мальчик решил поучаствовать в школьном драматическом кружке, где и раскрылся его комедийный талант. Там его прозвали "самым смешным парнем", а самому Робину настолько понравилось это дело, что он окончательно решил стать актером, когда вырастет. Драматический кружок, кроме того, помог ему преодолеть застенчивость, и вот уже дома Робин мог рассмешить своих родителей, показывая пародии на других взрослых или рассказывая анекдоты. 

Когда Робину было 22 года, он поступил в Джульярдскую школу — одно из самых престижных учебных заведений в США в сфере искусства. В свое время там учились актеры Кевин Спейси, Джейми Фокс, Фрэнсис Конрой и многие другие, а сам Уильямс был одноклассником Келси Грэммера, Кристофера Рива и Уильяма Хёрта, дружил с Кевином Конроем, озвучивавшим в 90-е Бэтмена в одноименном мультсериале. Робин Уильямс старательно познавал теорию в стенах школы, а оттачивал ее на практике, давая выступления в местных клубах. Вскоре его наставник Робин Хаусман сказал, что Джульард не сможет больше ничего дать будущему актеру. В стенах школы его прозвали гением, которому тесно в рамках консервативного обучения. 

Оказавшись в свободном плавании, Уильямс сосредотачивается на том, что ему больше всего нравилось в жизни, и начинает свою карьеру стендап-комика. На одном из выступлений артиста заметил продюсер Джордж Шлэттер, который пригласил его поучаствовать в ТВ-шоу Laugh-In. Это появление и стало дебютом Робина Уильямса на экране, но затем шоу закрыли, и артисту пришлось снова вернуться на сцену. Его выступления были настолько успешными, что комика приглашали выступать во многих городах по всей стране. Он даже ездил с гастролями в Великобританию, где поначалу зрители довольно холодно принимали гостя.

Во время стендап выступления, 1986 год

Правила в клубе были такие, что выступающего с позором выгоняли со сцены, если посетители начинали улюлюкать. Так многие комики продержались на сцене от силы 10 или 15 минут. Робин Уильямс же выступал час с лишним. После этого стали говорить: Уильямс обладает столь уникальной харизмой и искрометным юмором, что может рассмешить даже мебель. 

В киноиндустрию он пришел уже ближе к 30 годам — удивительный факт по нынешним временам, когда звездами поголовно становятся подростки. На одном из выступлений сестра режиссера Гэрри Маршалла подошла к артисту и предложила роль в новом комедийном сериале "Счастливые дни". В центре сюжета была обычная американская семья, проживающая на Среднем Западе: отец — владелец хозяйственного магазина, мать — типичная домохозяйка, и их сын — самый обычный подросток. 

Робину Уильямсу досталась эпизодическая роль в нескольких сериях — он играл инопланетянина Морка с планеты Орк, которого заслали на Землю изучать человечество. Он выглядит как симпатичный мужчина, так что его не обязательно прятать от назойливых гостей, но между тем отличается свойственной всем пришельцам, оказавшимся в такой ситуации, непосредственностью и всегда может сморозить какую-то милую глупость и рассмешить окружающих. Например, он может надеть костюм шиворот-навыворот или переворачивать предметы, пользуясь ими неправильно. Но в отличие от других представителей своей расы Морк обладает прекрасным чувством юмора, за что его невзлюбили сородичи, зато полюбили на Земле.

Кадр из сериала "Морк и Минди"

А еще персонажа Уильямса так полюбили создатели сериала, что решили сделать отдельный спин-офф про Морка и его подругу Минди. Сериал "Морк и Минди" более чем из девяти десятков эпизодов шел с 1978 по 1982 год. Он стал одной из жемчужин американского телевидения конца прошлого века и одним из первых таких "инопланетных" сериалов: позже появятся "Альф", "Третья планета от солнца", "Фантастическая девушка" и многие другие. 

Этот сериал и принес первое большое внимание публики к фигуре Уильямса. Он стал появляться на обложках крупных журналов, давать интервью, а самое главное — еще больше сниматься в кино. Свою первую главную роль в полнометражном фильме Уильямс исполнил в картине "Попай". Образ моряка-силача, влюбленного в прекрасную девушку Олив, настолько полюбился зрителям, что для Уильямса это стало настоящим трамплином в мир кино. 

Актера волновало его вечное амплуа весельчака, укоренившееся в сознании широкой аудитории и кинематографистов. Ему хотелось сыграть и какую-то драматическую роль и сыграть ее удачно, получив признание и на этом поприще. Такая возможность ему подвернулась. В 1987 году он воплотил образ диджея радиостанции Эдриана Кронауэра, который выходит в эфир во время Вьетнамской войны. Своими шутками и позитивным настроем он пытается поднять настроение военным и другим слушателям. Он ведет беззаботный образ жизни ровно до тех пор, пока не взрывается ресторан, который минутой раньше Эдриан покинул. Так он осознает все ужасы войны и делает страшные открытия, после которых уже не может быть столь веселым в рамках своей программы. 

Кадр из фильма "Доброе утро, Вьетнам"

Этот фильм "Доброе утро, Вьетнам" принес Уильямсу первые большие награды — "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле, премию American Comedy Awards, премию Grammy за лучшую комедийную запись, а еще — первую номинацию на премию "Оскар". Это был переломный момент в карьере актера. Он смог мастерски отразить переживания и трансформацию своего героя, чем и обратил на себя внимание коллег и зрителей. 

Но, наверное, одним из самых знаменитых драматических образов, который подарил нам Робин Уильямс, стал учитель Джон Китинг в фильме "Общество мертвых поэтов". В отличие от других преподавателей Китинг обращает внимание своих учеников на более важные вещи, чем экзамены и домашние задания. Например, в первый же день он потрясает свой класс монологом о мимолетности жизни и неизбежности смерти. Юноши, вдохновленные речью учителя, решаются на самые смелые поступки. Например, один из них, Нил Пэрри, отрекается от медицины, навязанной ему отцом, в пользу актерской карьеры. Такое вольнодумство ведет к трагической развязке и предательству одного из друзей "Общества". 

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Реакции критиков на этот фильм оказались самыми разными, но все они сошлись в едином мнении: Робин Уильямс состоялся и как серьезный актер, способный на сложные драматические роли. Он сумел прекрасно передать образ мудрого наставника, который стремится научить молодых живому пониманию литературы, тонко чувствовать поэзию, он учил и учился  жизни вместе с ними.

После этого фильма последовал целый ряд успешных работ Робина Уильямса. Например, "Миссис Даутфайр", "Джуманджи", "Пробуждение", а еще — мультсериал "Аладдин", где актер подарил свой голос всем известному и самому любимому Джину из всех возможных.

В 1999 году режиссер Крис Коламбус снял фильм "Двухсотлетний человек" по роману Айзека Азимова (писателя, которого, к слову, очень любил читать и сам Уильямс). В экранизации на роль главного героя, робота Эндрю, Коламбус приглашает Робина Уильямса. Изначально он просто машина, которую приобретает зажиточная американская семья в помощь по дому. Он может помогать по хозяйству, в саду, даже присматривать за детьми. Но вскоре глава семейства замечает, что Эндрю не похож на остальных роботов. Он способен творить, у себя в уголке подвала он создает изящные деревянные фигурки для младшей дочери, Маленькой Мисс, как он называет ее. 

Кадр из фильма "Двухсотлетний человек"

Роль Эндрю стала еще одним удивительным примером того, как тонко Уильямс умеет передавать трансформацию и рост персонажа. Чем дальше мы двигаемся по сюжету, тем больше робот становится похожим на обычного человека, а движет им самое человеческое чувство из возможных — любовь. В конце концов, именно движимый любовью, он решает стать смертным, как люди, на которых он стремился быть похожим, и встречает вечный покой рядом со своей спутницей. 

Наверное, любовь и была волшебным двигателем самого Робина Уильямса в его жизни. Именно она не дала ему в определенный момент жизни упасть на дно, ведь, несмотря на такую, казалось бы, счастливую историю, была и другая, темная, сторона. На волне успеха он пристрастился к алкоголю и кокаину. Остановился актер лишь после смерти близкого друга и рождения сына, когда понял, что это губит его жизнь. Он отказался от вредных привычек и начал заниматься спортом. 

Он вообще любил спорт, болел за свои любимые команды по футболу и бейсболу. Активно вел себя в социальных сетях, где любил запостить новую шутку, пришедшую ему в голову, и пообщаться с аудиторией. А еще увлекался видеоиграми — даже свою дочь он назвал Зельдой в честь одного из персонажей популярной франшизы. Он любил джаз, слушал Radiohead. 

Судьба одного из главных комиков поколения сложилась трагически. После кончины актера его супруга Сьюзен Шнайдер рассказала, что Уильямс с 2013 года испытывал тревогу и беспокойство, мучился бессонницей и потерей памяти. Позже выяснилось, что актер страдал от деменции, а лекарства, выписываемые при этом недуге, нередко вызывают депрессию. Он ушел, оставшись в памяти как храбрый человек, с сильным характером и удивительно светлым духом.

Кадрия Садыкова 

​​​​​​​Редакция не поддерживает употребление наркотиков и алкоголя