МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина совместно с LG SIGNATURE начинает проект по изучению и консервации всемирно известной картины Винсента ван Гога "Красные виноградники в Арле. Монмажур", которое, как надеются исследователи, позволит принять меры для сохранения шедевра, а также перевозить картину, сообщила на пресс-конференции в четверг директор музея Марина Лошак.
"Красные виноградники в Арле. Монмажур" являются одной из важнейших работ в творчестве художника и единственным произведением Ван Гога, купленным при его жизни. Со времени поступления в ГМИИ в 1948 году картина ни разу не покидала стены музея, сейчас она находится на исследовании, а ранее украшала экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
"Жизнь этой вещи до недавнего времени была строго закрыта в том пространстве, котором она находилась для того, чтобы ее сохранить. И это очень грустно на самом деле. Поэтому все, о чем мы говорим сегодня, и тот процесс, который мы начинаем сегодня, - он на благо жизни этой уникальной вещи", - сказала Лошак.
Впервые за 130-летнюю историю картины она будет изучена с использованием современных естественнонаучных методов: реставраторы ГМИИ вместе с партнерами музея проведут исследование материалов живописи методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии и электронной микроскопии с энергодисперсионным анализом. Они уточнят, какими красками была написана картина, как художник их смешивал, какие из них изменились со временем.
"Очень я надеюсь, что проект станет самым важным, с большим продолжением, самым перспективным для истории искусств и для памяти Ван Гога как художника", - отметила директор ГМИИ.
Увидеть снова
Как ожидается, зрители смогут вновь увидеть эту картину на выставке, посвященной коллекционеру Ивану Морозову. "У нас 30 мая должна открыться выставка Морозова в этом здании", - сказала Лошак ТАСС.
Уже месяц, как картина находится в реставрационной мастерской, куда ее переместили 2 августа, сообщил на пресс-конференции заведующий отделом реставрации и консервации Игорь Бородин. "Этот месяц и последующие недели мы планируем провести все необходимые исследования для того, чтобы определить, что же нам сделать для того, чтобы сохранить эту картину для будущих поколений", - сказал он.
Первые открытия
По словам Бородина, за прошедший месяц исследователи уже сделали ряд открытий, изучая шедевр. Так, они установили, что Ван Гог, написав картину, не дал ей просохнуть, свернул ее в тубус и отправил в Париж.
"Уже в Париже его брат, натягивая полотно на подрамник, нанес, собственно говоря, повреждения этой картине", - сказал заведующий отделом реставрации. Он отметил, что под микроскопом хорошо виден отпечаток холста на некоторых пастозных мазках.
Как предполагают эксперты, художник собственноручно загрунтовал эту картину, взяв мешковину, и сделал это не очень качественно - именно тогда были заложены проблемы, с которыми приходится бороться сейчас. Также рентгенограмма показала, что художник писал ее, скорее всего, не за один сеанс, а продолжил над ней работать, возможно, на следующий день.
Кроме того, на обороте обнаружены фрагменты, по всей видимости, другой картины. Что это за картина, исследователи пока не знают и не исключают, что обратятся в другие музеи, где хранятся полотна того же времени, чтобы в результате совместного расследования раскрыть и эту тайну.
Фильм об исследовании
Процессы исследования и реставрации картины будут отражены на сайте, посвященном проекту, а также представлены в документальном фильме "Тайна красных виноградников". Режиссером фильма стал Иван Вдовин - автор таких документальных работ, как "Закура", Who is Russia. Sakhalin, "Страх и трепет".
Один из сотрудников музея взялся написать уменьшенную копию картины, чтобы показать все этапы ее создания.