МОСКВА, 14 апреля./ТАСС/. "Уникальные документы" композитора Александра Скрябина теперь доступы на сайте главархива Москвы. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе главархива.
"Число уникальных документов главархива Москвы вновь пополнилось. Теперь на сайте архивного ведомства в разделе "Уникальные документы" опубликованы актовые записи о рождении (25 декабря 1871 года) и смерти (14 апреля 1915 года) русского композитора Александра Скрябина. Уникальная информация сохранилась в метрических книгах московских церквей Трехсвятительской, что на Кулишках (запись о рождении) и Николаевской на Песках (запись о смерти)", - рассказал собеседник агентства.
В пресс-службе добавили, что ввиду всемирного значения творчества и личности Скрябина документы обладают особой исторической ценностью. Благодаря выявленным в церковных метрических книгах актовым записям значимые для биографии композитора факты получают неоспоримое документальное подтверждение.
"В главархиве Москвы хранятся и уникальные документы других людей, которые сильно повлияли на развитие отечественных культуры и науки. Например, материалы Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Николая Пирогова, Бориса Пастернака, Антона Чехова, Николая Карамзина, Дмитрия Шостаковича. Со всеми ними также можно познакомиться в разделе "Уникальные документы", - рассказал собеседник агентства.
Александр Скрябин родился в дворянской семье. Его отец был дипломатом, а мать будущего композитора умерла, когда Александру был всего год. Воспитанием мальчика занимались его бабушка и тетя. Именно тетя и стала его первой учительницей музыки. Среди учителей Скрябина были Антон Рубинштейн, Василий Сафонов, Антон Аренский. Вместе с тем, проучившись в Московской консерватории, он вышел из нее без диплома из-за творческого конфликта со своим учителем.
Музыка Александра Скрябина отличалась от принятых тогда музыкальных норм. Скрябин не любил строгих композиторских канонов и, по мнению многих современников, создавал странные произведения. Хотя и те, кто не разделял его новаторских, очень смелых для того времени идей, не могли не признать в нем большого таланта. Так, Александр Скрябин был первым в мире, кто придумал концепцию свето-цвето-звука: визуализировал мелодию с помощью цвета. Являясь представителем символизма и обладая точным цвето-тональным слухом, Скрябин впервые в мире ввел такое понятие, как "светомузыка".